«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему

Пащенко Ольга Александровна

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

 Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Огромное любопытство и интерес детей  неиссякаем. Им интересно все, и особенно то, что маленькие «почемучки» ежедневно задают множество вопросов. Познавая мир, ребенок должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущаемого. И в наших силах показать детям «инструмент» для познания мира, где они через собственную  исследовательскую опытно - экспериментальную деятельность  получат ответы на свои вопросы. А знания, добытые самостоятельно и еще сопровождаемые эмоциями в момент собственных открытий, всегда будут осознанными и  наиболее прочными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx97.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №14

«Детский сад комбинированного вида п.Тельмана»

ОПЫТ РАБОТЫ:

«Опытно-экспериментальная деятельность

как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

14.gif

                                                        Выполнила: Пащенко О.А.,

                                                        воспитатель высшей категории

 

 «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

        Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Огромное любопытство и интерес детей  неиссякаем. Им интересно все, и особенно то, что маленькие «почемучки» ежедневно задают множество вопросов. Познавая мир, ребенок должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущаемого. И в наших силах показать детям «инструмент» для познания мира, где они через собственную  исследовательскую опытно - экспериментальную деятельность  получат ответы на свои вопросы. А знания, добытые самостоятельно и еще сопровождаемые эмоциями в момент собственных открытий, всегда будут осознанными и  наиболее прочными.

Слайд

        Как утверждал А. Эйнштейн «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»

        Актуальность  моей работы  обусловлена с новыми   современного дошкольного образования. А именно осознанием и пониманием того, что уже в старшем дошкольном возрасте дети способны ставить перед собой вопросы, находить на них ответы, получать знания, делать выводы, строить логические взаимосвязи природных явлений, понимать  и осмысливать закономерности окружающего мира. Важно привлекать детей осмысленной деятельности, в результате которой они самостоятельно открывали бы для себя свойства предметов и явлений, сравнивали бы, строили гипотезу и предположения, т. е. делали для себя открытие. Именно опыты и эксперименты вызывают у дошкольников бурное проявлений эмоций, а это значит, что пропускают через себя информацию, которая  сохранится у них на очень длительное время и станет основой для дальнейших более глубоких знаний.

Слайд

Что такое познавательная активность?

Познавательная активность – это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.  Это стремление проявить, в меру своих детских возможностей, инициативу, самостоятельность, готовность выполнять определенные действия для достижения результата.

          Опираясь на труды отечественных педагогов, я пришла  к выводу о необходимости углубить работу с детьми по формированию их познавательной сферы, включить дошкольников в осмысленную деятельность в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые  и новые свойства предметов, их сходства и различия. И моя задача – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?» и «Как?», чтобы у детей вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

        

Слайд

Учитывая значимость опытно-экспериментальной деятельности для развития были определены цели и задачи:

Цель: развитие  познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию   через опытно - экспериментальную  деятельность.

Задачи, решаемые в процессе опытно-экспериментальной деятельности  

Образовательные:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Формировать у детей конкретные представления об  объектах живой и неживой природы, о рукотворном мире;
  • Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
  • Повысить уровень речевой активности овладения экспериментальной деятельностью.

Развивающие:

  • Развивать умение  устанавливать причинно-следственные связи, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Развивать познавательные творческие интересы детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, в информационном пространстве.

Воспитательные:

  • Побуждать в детях способность наслаждаться красотой природы, многообразием ее форм и красок, запахов и звуков;
  • Учить видеть красоту мира в самых обычных предметах, выражать свои чувства.
  • Воспитывать умение договариваться, учитывать интересы и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам других, уметь разрешать конфликты;

        Слайд

        Для результативной  и качественной работы в данном направлении  я распредила опытно-экспериментальную деятельность по направлениям:

Слайд

Свою работу по  опытно - экспериментальной  деятельности выстроила на основе следующих принципов:

  1. Принцип научности.
  2. Принцип последовательности и системности.
  3. Принцип возрастной адресованности.

  1. Принцип иинтеграции -
  2. Принцип наглядности. Наглядность в экспериментах и опытах представлена предметами, которые используют дети. Это могут быть приборы-помощники: песочные часы, весы, увеличительное стекло, лупа, магнит; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камни,глина, песок, перья, шишки, семена, листья деревьев и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.; красители: гуашь, акварельные краски..
  3.  Принцип сознательности и активности. Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания.

Слайд

Содержание опытно-экспериментальной  деятельности было выстроено исходя из трех блоков педагогического процесса:

  • Специально-организованное обучение
  • Совместная деятельность взрослого с детьми
  • Самостоятельная деятельность.

В своей работе использовала различные эксперименты:  

По способу применения:

 Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).  

Фронтальные эксперименты,  когда эксперимент проводят сами дети.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятными, незамеченными.

Эксперименты как ответ на вопрос ребенка, посоветовать  ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение или опыт.

Сравнительные эксперименты (позволяют увидеть сходства и различия предметов и явлений) - наблюдение двух экспонатов (например, комнатных цветов - фиалка и сансевьера).

Обобщающие эксперименты, эксперименты в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам. Например:  сравнить свойства самых распространенных объектов  для наблюдений – это снег, вода и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются (что тяжелее, что произойдет, если их соединить).

По формам организации и продолжительности эксперименты: индивидуальные или групповые;

однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, я использовала так же  следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

 метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения (распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;  изменение и преобразование объектов);

 игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Словесный методов обучения:  - рассказ - основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей;

-беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Слайд.

 Экспериментирование, тесно связано, со всеми видами деятельности,

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. слову честь».

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция - это системное образование.

Слайд

        Не  маловажное значение в развитии детской активности имеет оборудование, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Наши опыты напоминают детям фокусы, они необычные, главное – дети все проделывают сами, самостоятельно, рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное,  фантазируют. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

         Для развития опытно-экспериментальной деятельности детей, при активном участии  родителей воспитанников, была создана мини-лаборатория «Хочу все знать!». Мини- лаборатория оборудована и оснащена всем необходимым  для проведения экспериментальной деятельности детей, где отведены места для приборов, природного и бросового материала, выделено место для проведения опытно- экспериментальной деятельности. Все материалы расположены в доступном месте и в достаточном количестве.

Дидактический компонент предоставлен схемами, таблицами, моделями  с алгоритмами выполнения опытов, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями. Создана фильмотека и

презенции на различные темы. В лаборатории отведено место для выставок «Мини-музея». Тематика экспонатов различна: «Краски осени», «Часы бывают разные», «Дары моря»

Слайд

 Для более успешного усвоения материала я использую активную форму работы как метод проектов: например, «Волшебное превращение хлопка»,  «Подарки с грядки»,  «Лук-зеленый друг», « Из каждой почки здесь листочки»  и т.д.  

Важным является вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений   Родители принимают  активное участие в оформлении разнообразных коллекций, создают совместно детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам, которые они представляют к вниманию своим сверстникам.

         В связи с этим были организованы мероприятия,  которые помогают понять родителям значимость и важность  в формировании опытно-исследовательской культуры дошкольников. 

Для родителей разработаны рекомендации: «Что нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей  к экспериментированию»,  «Опыты в домашних условиях»,  проведены консультации «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников», «Почему дошкольникам полезно быть исследователем», «Организация детской экспериментальной деятельности в домашних условиях».

        Слайд

 В результате проведенной мною работы по опытно-экспериментальной  деятельности я отметила, что:

  • активно проявляют интерес к познавательной деятельности, объектам живой и неживой природы;
  • выделяют проблему, находят способы её решения, проверяют правильность своих предположений;
  • устанавливают  причинно-следственные связи, объясняют связь фактов, используя рассуждение (потому что…) делают выводы;
  • проявляют интерес к познавательной литературе;
  • соблюдают правила безопасности.

        Пусть не сразу все абсолютно понятным, но островках детской памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий, появилось желание познать самому.

Я на практике убедилась в том, что самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольног...

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

обобщение опыта работы Тема:«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Обобщила опыт работы по теме" Проектная деятельность как средство развития активности у детей старшего дошкольного возраста"...