НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста "Лесные жители"
план-конспект занятия по окружающему миру

Сергеева Алевтина Анатольевна

Занятие по окружающему миру для детей 2-3 лет на тему "Лесные жители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mo.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Новоржевская средняя общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Лесные жители»

для детей раннего возраста

(2-3 года)

                                                                  Сергеева А.А.

                                                    воспитатель

                                                                   II группа раннего возраста

г.Новоржев

2020г.

Цели: 1. Формирование у детей представления о таких животных как заяц, лиса, волк, медведь.

           2. Создание  условий для формирования у детей раннего  возраста интереса  к  окружающей природе.

Задачи:

образовательные

- формировать у детей умение различать и называть животных (заяц, медведь, лиса, волк)

и выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, у лисы пушистый хвост, медведь косолапый, волк серый).

развивающие

- развивать у детей зрительное и слуховое внимание, речь;

- формировать первичные представления о лесе, правилах поведения в лесу.

воспитательные

- воспитывать у детей доброжелательность, ответственность, самостоятельность;

-воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Образовательные области:

 - социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

- физическое развитие

- художественно-эстетическое развитие

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Виды деятельности детей:

-  общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

- восприятие смысла стихов,  рассматривание картинок  

- восприятие смысла музыки

- двигательная активность

Здоровьесберегающие технологии: подвижная игра «Зайцы и лиса», физкультминутка «Мишка косолапый», логоритмика.

Оборудование: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), шаблоны следов животных, разрезные картинки с изображением животных, стол, игрушка «лиса»

Методы: 

- наглядный (демонстрация слайдов)

- словесный (рассказ педагога)

- практический (воображаемая ситуация, дидактическая игра)

Приёмы: показ способа действий,  проговаривание ответов (индивидуально, хором),  вопросы (уточняющие, поисковые),пояснение, поощрение,  внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, художественное слово: загадки, стихи, рассматривание,  игры с движением.

Предварительная работа: образовательные ситуации по познавательному и речевому развитию в течение учебного года, разучивание подвижной игры, чтение произведений художественной литературы и фольклора, рассматривание иллюстраций и картинок с изображением  лесных животных.

Ход образовательной ситуации.

  1. Организационный момент

 Дети с воспитателем входят под музыку в зал («Про следы» из м/ф «Маша и медведь»). Становятся в круг.

Воспитатель:  - Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас всех веселыми, здоровыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до самого вечера.

А для этого мы должны улыбнуться друг другу, улыбнуться нашим гостям, и со всеми поздороваться:

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики») 

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик) 

Здравствуйте, губки (показываем губки)

 Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками) 

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

  1. Основная часть.

На полу произвольно  разложены шаблоны следов. Воспитатель обращает внимание детей на следы.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите  вокруг: как красиво в зале. А это что?  (ответы детей)

 Да, это следы животных. Интересно, какие же животные здесь ходили? (предположения детей)

 Хотите узнать? (да) 

А как мы можем узнать? Что нам надо для этого сделать? (предложения детей)    

Если мы пойдём по следам, то обязательно узнаем, какие животные здесь были и оставили свои следы. Не испугаетесь?  (нет)

 Возьмитесь за руки, чтобы никто не потерялся и не отстал, и  вместе отправимся по следам. (Дети берутся за руки, можно по парам, идут за воспитателем по залу, выполняя движения по тексту)

 

 Воспитатель:   -  По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

                             Мы шагаем друг за другом полем и зелёным лугом.

                             Через лужу -  прыг, через ямку – скок!

                             Бух – упали! Куда же мы попали?

                              Шли мы, шли и в лес пришли!                 СЛАЙД 2       

 Ребята, следы привели нас в лес. Это значит, что животные, которые их оставили,  живут в лесу.

- Посмотрите, как много в лесу деревьев: высокие (поднимаются на носочки) и низкие (приседают). Стволы у них толстые (показывают) и тонкие.

А вы знаете, как дети должны вести себя в лесу? Запомните, пожалуйста: маленьким детям  опасно уходить в лес без взрослых – можно заблудиться и потеряться.  А ещё в лесу нельзя шуметь, вредить растениям и животным. Если будем вести себя тихо и спокойно, то сможем увидеть много интересного и необычного. Тихо постоим и посмотрим вокруг.

 -   Ой, посмотрите, что это?  (ЩЕЛЧОК 1)

Это нора. Так называется дом у некоторых животных.  Кто же  живёт в этой норе? (ответы детей)

 Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост – пушистая краса!

А зовут её … (ЛИСА)            (ЩЕЛЧОК 2)

- Посмотрите, какая красавица: у лисы мягкая рыжая шерсть, длинный пушистый хвост.  Грудка белая, лапки чёрные. У неё чуткий слух и острый нюх: даже зимой под снегом лиса легко находит мышей. Посмотрите, как ловко она охотится.   СЛАЙД 3

Своих детёнышей, лисят, лиса учит нору выкапывать, еду добывать, следы хвостом заметать. СЛАЙД 4

  Не будем им мешать, пусть учатся. Давайте посмотрим, кто ещё в лесу живёт?

СЛАЙД 5

 -  Ребята, кто это под кустом сидит?  (ЩЕЛЧОК)

  Он серенький, пушистый

 И клевер ест душистый.

  А ну-ка, угадай-ка,

  Кто сидит там?  (ЗАЙКА)

Давайте мы тоже присядем, посидим как зайцы.  (садятся на ковёр, кому как удобно)

А  у зайца есть  дом? (ответы детей)  Уши у зайца длинные, хвост короткий. Спрячется заяц под кустик, уши к спине прижмёт, хвостик подожмёт – он и дома. Лапы у зайца задние – длинные, а передние – короткие. Поэтому заяц прыгает. Ловко он  удирает от своих врагов – лисиц и волков.       СЛАЙД 6

 Летом заяц щиплет траву и в серой шубке его трудно заметить среди травы и цветов.   (ЩЕЛЧОК)   (ЩЕЛЧОК)  А зимой зайчик белый, как снег,  грызёт ветки и кору деревьев.

Своих детёнышей, зайчат, зайцы прячут среди густой травы, чтобы  никто  их не заметил.  СЛАЙД 7

Но не сидится зайчатам на месте: прыгают, играют,  веселятся. Поиграем вместе с зайчиками.

                                      Подвижная игра  «Зайцы и лиса»    (ЗВУК)

Зайки серые сидят,

Ушки длинные торчат.

Вот какие ушки,

Ушки на макушке.

                                Сели зайчики в кружок,

                                 Роют лапкой корешок.

                                 Вот какие лапки,

                                 Коготки-царапки.

Вот бежит лисичка,      (игрушка «лиса»)

Рыжая сестричка.

По лесной полянке

Разбежались зайки.

- Молодцы, ребятки-зайки, убежали от лисы. Как настоящие зайцы!

  СЛАЙД 8

-  Но, посмотрите, в какое  неуютное,  мрачное место мы попали. Такие глухие места выбирают для своего жилища – логова-  волки. А вот и он сам!  (ЩЕЛЧОК)

Я серый хищник страшный,

В охоте знаю толк.

Я ловкий и отважный.

Узнали, кто я? Волк!

Волк  крупное животное.

На кого волк похож? (дети)  Похож волк на собаку. Шерсть у него серая, жёсткая. Волки живут стаями. Своих детёнышей – волчат - прячут в логове, подальше от чужих глаз. СЛАЙД 9

Летом волк сытый, потому что еды много. А зимой еду добывать трудно, и волк хмурый и голодный.  СЛАЙД 10

От голода и досады волк громко воет. (ЗВУК - ЩЕЛЧОК)

- Хоть и похожи волки на собак, я бы не хотела  встретить волка в лесу. Давайте уйдём скорее. (на носочках  отходят от экрана на некоторое расстояние)

СЛАЙД 11

- Посмотрите, ребята: один след остался. И  привёл он нас не то к норе, не то к яме.

Садитесь на стульчики, отдохните.

Как вы думаете,  чьё это жильё?  Кто там может жить?  (ответы детей)

(ЩЕЛЧОК)

- Посмотрите, это медведь, и он спит.

Летом ходит без дороги      

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

СЛАЙД 12 (ЩЕЛЧОК)

Медведь очень большое животное Шерсть у него мохнатая, лапы сильные, с острыми когтями. Ходит он тяжело. За это называют его косолапым. Но бегать  медведь умеет быстро, (ЩЕЛЧОК)

А ещё он ловко лазает по деревьям. Ест он и ягоды, и корешки, не прочь и к пчёлам за мёдом забраться. Недаром его называют «медведь». А вы знаете, как ещё называют медведя?  (Миша, Мишка)

Давайте покажем, как медведь устроил свою берлогу. (встают со стульев)

                      Физкультминутка «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу гулял   (топают)

Для своей берлоги место выбирал. (повороты туловища влево, вправо)

Под сосной высокой землю стал копать, (присели, руками «копают»)

Выкопал берлогу и улёгся спать. (ладони сложить под щекой).

Звёздочки – снежинки падали с небес (ручки поднимают кверху и, шевеля пальчиками, медленно опускают вниз).

Замело дорожки, и дома, и лес (волнистыми движениями показывают как покрывается земля).

И деревья ветер зиму всю качал (руками изображают качающиеся ветки).

И всю зиму мишка сладко-сладко спал (сложенные ладошки под щекой, глазки закрыты).

Встречаться с медведем опасно, особенно если рядом медвежата.  СЛАЙД 13

 Не будем тревожить их  и тихо уйдём. ( стараются ступать бесшумно, отходят от экрана на середину зала)

 

Ш. Подведение итогов.

СЛАЙД  14

- Посмотрите, ребята, а следов больше нет. Это значит, что мы нашли и узнали всех животных, которые следы  оставили.  Где мы нашли животных? (в лесу)  Давайте вспомним, кого мы видели в лесу? (дети называют)  Этих животных можно назвать «лесные животные».  (повторяют хором)

А вы запомнили, как выглядели лесные животные?  На столе лежат разрезные картинки: попробуйте составить из половинок целое  изображение животного и назовите его.

                         Дидактическая игра «Половинки»

 Детям предлагается из частей составить картинку с изображением животного и назвать его.

 - Внимательно посмотрите на части картинок.  Кто может составить целую картинку?

(когда дети соберут все картинки, по очереди называют животное, а на экране  ПО ЩЕЛЧКУ дублируются изображения )

-Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием, потому что внимательно смотрели, слушали и запоминали. Вы очень постарались сегодня. (под экран поставить корзиночку, пока дети собирают картинки). Посмотрите-ка, что это?

Лесные животные благодарны вам за правильное поведение в лесу (не шумели, никого не обижали, слушались) и оставили для вас гостинец. Что нужно сказать? (спасибо)

Ну, а нам пора возвращаться в группу. Возьмите друг друга за ручки, и идём. (уходят из зала)

                           По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

                             Мы шагаем друг за другом полем и зелёным лугом.

                             Через лужу -  прыг, через ямку – скок!

                                     Шли мы, шли, и домой пришли!              

 

                                                       Последний слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Открытого занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста

В апреле 2015 года я провела открытое занятие по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему "Овощи"....

Конспект занятия по реализации образовательной области "Познавательное развитие" во второй группе раннего возраста "Домашние животные"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Козловский центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»  Конспект занятияпо реализации образовательной области «Познавательное...

Игра и познавательное развитие детей второй группы раннего возраста

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляю...

Конспект РОД по «познавательному развитию» во второй группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой – матрешкой».

Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста по развитию слухового восприятия, внимания и памяти.

В данном материале представлена разработка НОД с детьми раннего возраста в виде путешествия...