Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Окружающая природа-неизменный источник знаний для детей дошкольного возраста. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе. Экологическая тропа даёт большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируется чувство единения с природой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей. Карты – схемы должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
- Выбор вместе с детьми "хозяина тропинки" - сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.
Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с ними выбирает "хозяина (хозяйку) тропинки" - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль "хозяина тропинки" наиболее интересного сказочного героя, который будет помогать проводить занятия. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он прощается с ними). Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.
Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве, обхватив полосами ствол и закрепив их концы, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.
План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить в ее начале. К выбору объектов, оформлению тропинки привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите детям возможность почувствовать свою причастность к созданию тропинки; они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например "Точка Дуб". Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов - используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Если территорию вашего детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносимые таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить.
Экологическая тропинка на территории детского сада.
Создавая экологическую тропинку на территории сада, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами (старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья, красиво цветущие растения и т.п.) многие из этих объектов могут служить точками для наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. В состав видовых точек экологической тропинки вы включите те объекты, которые уже имеются на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками (посадить группы деревьев, создать водоем и т.п.).
Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении Экологического паспорта дошкольного учреждения (форма такого паспорта разработана и внедрена во многих дошкольных учреждениях). Анализируя карту-схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных участков, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.
Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затененные и открытые, влажные и сухие участки. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные - на открытых участках, лесные - на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, ландыш майский, некоторые виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуниц, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели - кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) - бруснику, кошачью лапку, толокнянку, цмин песчаный (бессмертник), молодило, некоторые очитки.
При возможности можно создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.
На тропинке целесообразно сделать небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельно лежащие большие камни не только украсят тропинку, но и послужат убежищем для различных насекомых, улиток, ящериц и т.д. Традиционно в дошкольных учреждениях выделяются участки для пищевых и лекарственных растений. По возможности создайте условия и для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы оформите своеобразную "Живую Красную Книгу". В этом вам помогут местные ботанические сады, комитеты по экологии. В состав растений тропинки могут также войти растения-часы и растения-барометры (клумбы "цветочные часы", "цветочные барометры"). Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т.е. создать сад (клумбу) "непрерывного цветения". Если сорные растения не мешают выращивать другие растения, не нужно их уничтожать: они также войдут в состав тропинки как одна из видовых точек. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и обсудите некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон, сорок и других птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....
Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»
Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....
Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»
Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Всё это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, всё удивляет и радует. Поэтому в ДОУ должна постоянно ...
КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста»
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком имеют глобальное значение. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое ...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»
Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...
Презентация «Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста».
В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Програм...
Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание - это формирование осознанного, правильного отношения детей к объектам природы. Одной из интересных и новых форм работы по экологическому воспитанию и образованию детей ...