Методическая разработка: «Патриотическое воспитание детей, посредством приобщения к искусству живописи, через картины В.М.Васнецова»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей подготовительной к школе группы с картинами В.М. Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._matakaeva_m.yu_.docx232.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Березка»

Методическая разработка:

«Патриотическое воспитание детей,

посредством приобщения к искусству живописи, через картины В.М.Васнецова»

                                                   

                                                                        Автор: Матакаева М.Ю

                                                                 

 

                                                       

       

г.Новый Уренгой

2023 г.


Оглавление

  1. Актуальность…………………….……………………………………….…3
  2. Технологии  … ..……………………………………………………………..4
  3. Основная часть  ……………………………………………………………...6
  4. Планирование………………………………………………………………..8
  5. Заключение…………………………………………………………………..11
  6. Список литературы…………………………………………………………12
  7. Приложения .……………………………………………………………… 13


Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся. Одна из основных целей развития системы образования– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.  

Среди задач дошкольного воспитания ведущее место занимает патриотическое направление воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей Родине, народу, ответственности, трудолюбия. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма, как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, народных и семейных традиций, понимания искусства живописи.

Оно нацелено на ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа. На приобщение детей к миру искусства, через картины В.М.Васнецова, посвященные былинному творчеству, является неотъемлемой частью духовно-нравственных ценностей, любви к Родине и природе, что лежит в основе патриотического направления воспитания.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей, любви к Родине и природе, посредством  приобщения детей к миру искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с былинным творчеством В.М.Васнецова;
  • изучить литературные произведения, по мотивам которых, написаны картины В.М. Васнецова;
  • учить детей создавать общую сюжетную композицию по картинам В.М. Васнецова из разного материала (пластилин, конструктор);
  • сформировать умение высказываться на тему произведения живописи;
  • развить умение создавать описательный рассказ по картине, структурно оформленный и выразительный;
  • развить положительное отношение ребёнка к себе, способность представлять сверстникам и близким собственные достижения

Технологии

При проектировании образовательного процесса в кадетских группах по нравственно-

патриотическому воспитанию, учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного

источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Здоровьесберегающая технология. Полноценное развитие и здоровье ребенка – это

основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.

Для воспитания здорового ребенка создаются условия:

  • Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на взаимодействие.
  • Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и

эмоциональное состояние дошкольников.

  • Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо

проветриваемом помещении с достаточным освещением.

  • В теплое время года непосредственно образовательная деятельность проводится на свежем воздухе.

Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Пассов Е.А. отмечает следующие черты игровой деятельности: мотивированность, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Чтобы восприятие таких этических норма и правил было результативным необходимо организовывать процесс обучения в игровой форме.

Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны.   Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а также использование

квест-игры, элементов  соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает применять имеющиеся знания в новых ситуациях.

Компьютерная технология. 

Общение детей дошкольного возраста с компьютером

начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.

Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, или числа и т.д. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых. Виртуальные путешествия помогают ребенку получить обширные знания о достопримечательностях не только своего города, но и округа, и всей страны.

Методы и приемы

Методы и приемы

Игровой

Словесный

Наглядный

Практический

Дидактические игры,

Игра-драматизация, подвижные игры,

настольные игры, компьютерные игры,

квест-игры.

Стихи, загадки, песни.

вопросы

Рассматривание альбомов, просмотр

Видеороликов,

Иллюстрации.

Совместное изготовление книги

добрых дел, создание проблемных

ситуаций.

Основная часть

На протяжении столетий нас, и детей сопровождают различные художественные произведения. Особое место в нашей жизни, начиная с раннего детства, занимает сказка. В них присутствует не только волшебство и приключения, в них присутствует сама жизнь. Поэты и писатели сказки сочиняют и рассказывают, а художники русуют картины по сказкам и показывают нам, как они себе представляют сказочных героев.

Одним из таких художников         был Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора, создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова.

1 этап – Подготовительный этап

С чего же начать приобщение детей к живописи?

А начнем с удивления, восторга и восхищения перед репродукцией картины дома или в детском саду, или перед полотном в музее, перед, той красотой, которую открывает для нас художник, заставляет остановиться и задуматься, откликнуться душой, чтобы мы радовались и дарили эту радость нашим детям.

При этом познание детьми произведений изобразительного искусства позволяет не только воспитывать любовь и интерес к живописи, но и:

- формировать основы мировоззрения - например, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям.

- развивать речь - так, описывая произведения искусства широко используются средства поэтического языка (метафоры, эпитеты и др.), специфические изобразительные термины, которые вводятся в пассивный и активный словарь ребенка. Развивается связная и монологическая речь.

- развивать мышление - рассматривая и осмысливая произведения дети учатся делать обобщения на основе анализа, синтеза, учатся делать выводы, формировать свои собственные суждения и умозаключения.

- формировать нравственное сознание - дети обогащают свой нравственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносят воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношения между людьми в реальные жизненные ситуации.

- развивать эстетические чувства - видеть и чувствовать красоту природы, окружающего мира, человеческих поступков и взаимоотношений, которые проявляются сначала в эмоциях и речевой реакции детей на произведения искусства, затем в их собственной деятельности.

Приобщение детей к искусству живописи, мы начали с отбора произведений живописи. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, четко представляли, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание.

В результате было выбрано семь известных полотен В.М. Васнецова, по знакомым детям сказкам: «Аленушка», «Богатыри», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет». Систематизирован материал для использования на занятиях: отрывки стихов и музыкальных произведений, сборники интерактивных игр и онлайн-экскурсий. По каждой картине ведется планомерная, системная работа, представленная на примере картины «Аленушка».

Первое, с чего начинается знакомство с картиной - чтение русской народной сказки «Аленушка и братец Иванушка». Мы развиваем интерес детей к устному народному творчеству, способствуем формированию эмоционального отношения к героям. Помогаем детям понять скрытые мотивы поведения персонажей произведения и их характеры.

Второй этап - просмотр мультфильма. Дети с удовольствием узнают на экране уже знакомых персонажей, сопереживают им, сопоставляют их с собой.

Далее мы переходим к рассматриванию репродукции «Аленушка». Здесь мы учим детей рассматривать сюжетную картину; формируем умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях; воспитываем умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

После рассмотрения репродукции мы отправляемся на онлайн-экскурсию для дошкольников в Государственную Третьяковскую галерею с просмотром картины Виктора Васнецова «Аленушка», из цикла «Загадка одной картины». Ребята составят компанию Архивариусу, который проведет детей по залам знаменитого музея, познакомит их с историей его возникновения и вместе выяснят, какие загадки скрывает картина.

На заключительном этапе, когда мы уже всесторонне познакомились с творением Виктора Васнецова «Аленушка», переходим к рассказыванию на тему картины. Учим составлять описательный рассказ по картине, высказывать свое отношение к ней. Совершенствуем диалогическую и монологическую речь.

Завершаем работу над картиной изобразительной деятельностью, рисованием запомнившегося эпизода сказки, совершенствуя умение передавать в рисунке образ предметов и персонажей сказок.

По выше изложенному алгоритму, мы знакомим детей с отобранными произведениями живописи.

Особенности организации деятельности детей.

Работа по реализации проекта осуществляется в совместной деятельности, как через фронтальную работу (одно-два занятия в месяц), так и индивидуальную (по мере необходимости по 10-15 минут с одним ребенком или с группой детей).

Участниками являются: дети и воспитатели, на заключительном этапе родители (в качестве онлайн-посетителей музея).

Планирование

Месяц

Наименование темы

Деятельность

Сентябрь

Подборка материала

-репродукции картин В.М.Васнецова;

-художественная литература (сказки, былины);

-разработка картотеки стихов;

-разработка картотеки музыкальных произведений;

-подготовка конспектов к занятиям.

Октябрь

Картина «Аленушка»

1.Чтение русской народной сказки «Аленушка и братец Иванушка».

2.Рассматривание репродукции картины «Аленушка».

3.Онлайн-экскурсия в Третьяковскую галерею с просмотром картины В.М.Васнецова «Аленушка».

4. Рассказывание на тему картины «Аленушка».

5.Создание макета (из подручных материалов) по мотивам сказки.

Ноябрь

Картина «Богатыри»

1.Чтение русской народной сказки «Три богатыря».

2.Рассматривание репродукции картины «Богатыри».

3.Онлайн-экскурсия в Третьяковскую галерею с просмотром картины В.М. Васнецова «Богатыри».

4. Рассказывание на тему картины «Богатыри».

5.Создание сюжета (из подручных материалов) по мотивам сказки.

Декабрь

Картина «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

1.Прослушивание аудиосказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

2.Рассматривание репродукции картины «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горыныче».

3. Онлайн-экскурсия в Третьяковскую галерею с просмотром ожившей картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

4. Рассказывание на тему картины «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горыныче».

5.Изобразительная деятельность.

Январь

Картина «Царевна-лягушка»

1.Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

2.Рассматривание репродукции картины «Царевна-лягушка».

3.Онлайн-обзор картины в Третьяковской галерее.

4. Рассказывание на тему картины «Царевна-лягушка».

5.Изобразительная деятельность.

Февраль

Картина «Спящая царевна»

1.Чтение произведения А.С.Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».

2.Просмотр мультфильма по мотивам сказки А.С. Пушкина

3.Рассматривание репродукции картины «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».

4. Рассказывание на тему картины «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».

5.Изобразительная деятельность.

Март

Картина «Иван-царевич на сером волке»

1.Чтение русской народной сказки «Сказка о Иване-царевиче и сером волке».

2.Рассматривание репродукции картины «Иван-царевич на сером волке».

3.Онлайн-экскурсия в Третьяковскую галерею с просмотром картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

4. Рассказывание на тему картины «Иван-царевич на сером волке».

5.Создание сюжета (из подручных материалов) по мотивам сказки.

Апрель

Картина «Ковер-самолет»

1.Прослушивание аудосказки «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».

2.Рассматривание репродукции картины «Ковер-самолет».

3.Онлайн-экскурсия в Третьяковскую галерею с просмотром картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет».

4. Рассказывание на тему картины «Ковер-самолет».

5.Создание сюжета (из подручных материалов) по мотивам сказки.

Май

Вернисаж

1.Выставка репродукций картин В.М. Васнецова.

2.Выставка детских работ по пройденному материалу.

3. Видео-экскурсия, с детьми в качестве экскурсоводов (для родителей).


Заключение

 В конце года, после того, как дети познакомятся со всеми полотнами В.М. Васнецова, организуется «Вернисаж». Это выставка репродукций картин и детских работ созданных воспитанниками. Экскурсия в качестве экскурсоводов для родителей и детей других групп, позволяющая ребятам представить собственные достижения, суждения и умозаключения, эмоциональное отношение к героям сказок, приобщая сверстников и близких к искусству живописи, через прекрасные картины В.М. Васнецова, расширить их представления о богатстве народной культуры своей Родины.

 

        


Список используемой литературы

  1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2008г.
  2. Развитие речи и творчества дошкольников  О.С.Ушакова, 2015г.
  3. Электронный ресурс: Государственная Третьяковская галерея, онлайн-      экскурсии для дошкольников. Цикл «Загадки одной картины».
  4. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет.
    Леонова Н., 2020г.
  5. Лицо времени: книга о русских художниках  Волынский Л., 1982г.
  6. Энциклопедия живописи для детей. Галерея знаменитых мастеров Ермильченко Н., 2006г.  
  7. Русские сказки и былины в шедеврах русского искусства
    Евстратова Е., 2013г.
  8. Преданья старины глубокой...В.М. Васнецов Панжинская-Откидач В.А., 2009г.


Приложение 1

Перечень репродукций по картинам В.М.Васнецова

  1. Репродукция к картине «Аленушка»
  2. Репродукция к картине «Богатыри»
  3. Репродукция к картине «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
  4. Репродукция к картине «Царевна-лягушка»
  5. Репродукция к картине «Спящая царевна»
  6. Репродукция к картине«Иван-царевич на сером волке»
  7. Репродукцияк картине «Ковер-самолет»


Приложение2

Онлайн-экскурсии по Третьяковской галерее

  1. https://www.youtube.com/watch?v=8QnLqIHHQF0&feature=emb_err_woyt

Картина В.М. Васнецова «Аленушка»

  1. https://www.youtube.com/watch?v=2lhx6k6zS7M

Картина В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером Волке»

  1. https://www.youtube.com/watch?v=AjqrgAiBrSM

Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

  1. https://youtu.be/K72Go1ThXC0

Ожившая картина В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

  1. https://yandex.ru/efir?stream_id=v6V8Lnb5tYiM&from_block=player_context_menu_yavideo

Аудиосказка «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

  1. https://youtu.be/U26v4q4QpTU?t=21

Обзор картины «Царевна-лягушка»

  1. https://www.youtube.com/watch?v=F4Z6F8EaAaA&feature=emb_logo

Мультфильм «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»        


Приложение 3

Перечень отрывков музыкальных произведений

  1. Ж. Массне «Элегия»
  2. А.П. Бородин «Спящая княжна»
  3. «Рассвет на Москва-реке», вступление к опере М.Мусоргского «Хованщина»
  4. Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко»
  5. Б.Дварионас «Прелюдия»
  6. С.В.Рахманинов «Прелюдия соль-мажор»
  7. В.Салманов «Утро в лесу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.Формирование любви к Родине:в младшем в...

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....

Методическая разработка Патриотическое воспитание "Наша Родина - Россия"

Основная цель данной методической разработки -  прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к ее жизни. Задачи:...

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – ...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...