Перспективно – тематический план работы по программе «Экологическая азбука»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Спиридонова Наталья Григорьевна

Перспективно – тематический план работы по программе «Экологическая азбука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно – тематический план работы по программе

«Экологическая азбука»

 

Тема занятий

Задачи

Содержание

1.Путешествие в историю создания Земли.

Познакомить с историей создания планеты Земля.

 Формировать  представления у детей о существовании экосистем: лес, луг, река, море, океан, горы.

Рассказ педагога с показом презентации «Как создавалась Земля»

Рисование:  «Земля глазами детей»

  1. Игра – путешествие «Кладовая природных ископаемых».

День рождения WWF

Продолжать формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли. Развивать интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Ознакомить с праздником:

11 сентября -день рождение всемирного фонда дикой природы.

Беседа.

Рассматривание коллекции камней.

Опыты и практические задания (песок, вода, глина).

  1. Дидактическая игра «Спешите спасти землю».

Международный день охраны озонового слоя

Показать губительное влияние деятельности человека на природу; вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Ознакомить с праздником:

16 сентября-Международный день охраны озонового слоя

Просмотр презентации «Планета земля в опасности»

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Экологические задания «Выбери правильный ответ»

4. Планета земля в опасности

 Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

Беседа и просмотр красной книги,

Показать губительное влияние деятельности человека на природу

Короткий мультфильм «Земля в опасности»

Игра «Лягушки на болоте»

Игра «Экологическая трагедия»

5.Игра-исследование

«Что мы знаем о Воздухе?»

Всемирный день охраны мест обитания

Показать красоту и значимость воздуха, присутствие воздуха во всех сферах жизни. Познакомить с атмосферой .

Ознакомить с праздником:

6 октября -Всемирный день охраны мест обитания

Просмотр мультимедийного ролика  на тему «Водный мир»

Проведение опыта с водой (выявление состава воды)

6.Серия опытов «Воздух невидимка»

Международные дни наблюдения птиц

Дать представление о том, ,что воздух есть вокруг нас, что ветер –это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Беседа «Воздух, какой он?»

Серия опытов (на обнаружение воздуха, выявление его свойств)

Игра «Птицы перелётные»

  1. Проблемная ситуация «А воздух то грязный»

День работников заповедного дела

Дать элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Ознакомить с праздником:

14 октября -день работников заповедного дела

Просмотр презентации «Польза и вред транспорта»

Беседа «Зачем нам нужен чистый воздух?»

Поучительная игра «Заповедники»

8.Синичкин день

12 ноября -Синичкин день - история праздника, приметы, факты

Мастер-класс по созданию кормушек

9.Игра- путешествие «Капелька путешественница»

Международный день Черного моря

Формировать представления о круговороте воды в природе, закрепить знания о свойствах воды.

Ознакомить с праздником:

31 октября-Международный день Черного моря

Беседа о воде

Просмотр презентации «Вода везде и для всех»

Дидактическая игра «Найди воду»

Рассмотрение глобуса

Проведение серии опытов с водой.

  1. Решение проблемной ситуации «Чистая вода!

Международный день энергосбережения

Формировать представления о необходимости экономно использовать воду, понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу.

Ознакомить с праздником:

11 ноября- Международный день энергосбережения

Загадки (свойства воды)

Решение проблемной ситуации «Что было бы, если вода везде будет грязной?

Беседа «Связь воды и электроэнергии»

Серия опытов «Энергия.вода»

  1. Кроссворд «Стихийные  бедствия».

День создания всероссийского общества охраны природы(ВООП)

Расширить  представления о природных ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»

Познакомить с правилами поведения при ЧС.

Ознакомить с праздником:

29 ноября-День создания всероссийского общества охраны природы(ВООП)

Просмотр фильма «Стихийные бедствия природного характера».

Кроссворд ЧС.

Просмотр мультфильма «Правила поведения при землетрясениях»

12.Экспериментальная деятельность «Откуда берется ветер?»

Дать знания о причинах возникновения природного явления–ветер.

Опыт 1-2 (причины) возникновения воздуха

Игра «Определи погоду»

13.Международный день домашних животных

Ознакомить с праздником - 30 ноября Международный день домашних животных .Напоминание всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших»

Беседа и просмотр мультфильмов о домашних животных.

Загадки о домашних животных.

14.Показ презентации «Растения-наши доктора».

Международный день борьбы с пестицидами

Дать  знания о многообразии  трав,   о целебных свойствах некоторых из них.

Ознакомить с праздником- 3 декабря Международный день борьбы с пестицидами.

Беседа с показом презентации «Лекарственные растения»

Проблемная ситуация  «Использование опасных химикатов»

15. Беседа «Культурные и дикорастущие растения».

Дать элементарные представления о дикорастущих и культурных растениях, их пользе и вреде для человека и животных. Закрепить

Рассматривание предметных картинок «Культурные растения и дикорастущие растения»

Беседа «Растения которые нас кормят»

Дидактическая игра «Собери части растения».

16.Международный день гор и день вечнозелёных растений

Ознакомить с праздником 11 декабря Международный день гор и день вечнозелёных растений

Презентация «Горы и их строение»

Пазл и кроссворд «Растения»

17.Игра- путешествие «В мир растений»

День образования организации ООН по охране окружающей среды

Расширять представления детей о росте и  развитии, растений. Воспитывать заботливое отношение к растущим растениям.

Ознакомить с праздником- 15 декабря День образования организации ООН по охране окружающей среды

Разгадывание загадок (о деревьях, семенах, плодах, листьях)

Рассказ воспитателя

( о размножении растений), с демонстрацией сюжетных картинок «Жило-было семечко»

Творческая работа: аппликация «необычный цветок» (семена арбуза, подсолнечник, тыква,

пластилин)

18. КВН «Животные-все такие разные, все такие важные».

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни «диких животных», способах их самозащиты от врагов, воспитывать добрые чувства к животным. Закреплять знания о важности каждого из них для мира животных и человека.

Рассматривание предметных картинок «Дикие животные»,

беседа «Эти удивительные животные»

Д/И «Что за зверь» (складывание картинок из частей),

Д/И «Кто-где живёт»,

загадки о животных.

19.День заповедников и национальных парков

Ознакомить с праздником 11 января День заповедников и национальных парков Формировать представления детей о заповедных местах и национальных парках.  Расширять представления детей о природе родного края.

Презентация «День заповедников и национальных парков»

рассматривание иллюстраций  «В мире животных»

20.Всемирный день снега

Ознакомить с праздником -16 января Всемирный день снега.Повысить интерес к зимним видам спорта и вовлечь молодёжь в активный образ жизни. 

Познавательная игра «Ледяной туннель»

Подвижная игра «Бега в валенках»

  1. День открытия Антарктиды и день пингвинов

Ознакомить с праздником -20-28 января День открытия Антарктиды и день пингвинов.

Узнать больше об этих замечательных птицах и среде их обитания и подумать, что мы можем сделать для сохранения окружающего нас мира и природы.

Развлечение «Путешествие в Антарктиду к пингвинам»

Игра: «Пингвины»

22.Дидактическая игра «Что нам деревце расскажет?»

Всемирный день водно-болотных угодий

Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

Ознакомить с праздником-  2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий

Рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники».

Д/И: «Деревья и кустарники»

П/И: «Найди дерево (куст)».рассматривание иллюстраций с изображением флоры и фауны болота.

23.Игра «Что будет,  если из леса исчезнут …»

Формировать у детей знания о последствиях исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев, закрепить знания об обитателях леса.

Решение проблемной ситуации «Что будет, если из леса исчезнут…»(птицы, деревья, ягоды)

24.Викторина «Прогулки по лесу!»

День орнитолога

Уточнить и закрепить знания детей о лесе и его обитателях, о бережном и заботливом отношении к природе.

Ознакомить с праздником - 19 февраля День орнитолога

Кроссворд «Жители леса»

Экологические задания:(загадки «времена года»; «правила поведения в лесу»; «как бы ты поступил?»; «занимательные вопросы»

25.Международный день полярного медведя

Ознакомить с праздником 27 февраля Международный день полярного медведя.

Рассказать  о необходимости защиты этого животного. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства белых медведей становится очень мало. 

Презентация  «Полярные медведи и риски жизни»

Подвижная игра «Белые медведи».

26.Всемирный день воды.

Ознакомить с праздником 22 марта Всемирный день воды.Познакомить детей с всемирным днем водных ресурсов. Дать представление, что без воды нет жизни на Земле, что вода нужна не только людям, но и растениям и животным. Познакомить детей с круговоротом воды в природе

Опыты с водой(все состояния воды)

Экологическая сказка «Капелька -путешественница»

  1. Игровое упражнение «Пернатые друзья»

Международный день птиц

Расширить  знания детей о птицах. Развивать интерес к жизни птиц.Закрепить умение различать птиц по внешнему виду, различать по голосам.

Ознакомить с праздником 1 апреля Международный день птиц

Рассматривание предметных картинок« Птицы»;

Д/И «Угадай, какая птица спрятана»

Д/И «Угадай по голосу»

П/И  «Птица и птенчики»

28.Всемирный день Земли

Ознакомить с праздником 22 апреля день напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?»

Познавательная игра «Хорошо – плохо»

Акция «Вторая жизнь старых вещей».

Изготовление поделок из бросового материала

29.Весенняя декада наблюдений птиц

Ознакомить с 1 по 10 мая Весенняя декада наблюдений птиц. Провести сбор информации о весенних пролетающих птицах – их численность, видовой состав, направлении и путях пролета.

Кроссворд на тему «Птичьи имена»

Изготовление скворечника для птиц9макет на бумаге)

30. Решение проблемных ситуаций «Пестрый мир насекомых»

Расширить знания и представления детей о насекомых, особенностях их внешнего вида. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.Уточнить представления о пользе насекомых.

Загадки «Насекомые»

Проблемная ситуация

« А что будет, если исчезнут насекомые?»

Д/ «Игра в слова» (определить насекомое по набору слов)

  1. Путешествие по родному краю

Международный день сохранения флоры и фауны Земли

Вызвать интерес к природе родного края, показать его красоту и необычность.

Познакомить детей с растительным и животным миром Московской области.

Ознакомить с праздником 22 мая Международный день сохранения флоры и фауны Земли

Рассматривание иллюстраций о Москве

Просмотр фотоальбома «Растения и животные » Московской области

Прослушать рассказ А. Плешаковой «Знать и беречь».)

32.Водоёмы родного края.

День Волги

Дать элементарные знания о том, как обозначаются на карте водоёмы;  познакомить с водоёмами родного края и его обитателями. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе.

Ознакомить с праздником 20 мая День Волги.

Рассматривание карты области, работа с картой.

Рассматривание иллюстраций водоёмов, «Обитатели водоёмов»

Д/И «Кто это потерял?»

Просмотр фрагмента  фильма «Реки Подмосковья»

33. Экологический КВН «Времена года»

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам.

1конкурс вопросов: «В какое время года бывает?»

2 конкурс: «Назови художника»

3конкурс: Д/И «Времена года»

4 конкурс: игра с мячом «Д/И «Бывает-не бывает»

5 конкурс: «Что перепутал художник»

34. «Человек часть природы»

Формировать представления у детей о неразрывной связи человека и природы; показать  роль органов чувств,в восприятии окружающего мира.

Беседа «Органы зрения»

-Гимнастика для глаз.

«Органы слуха»

-опыт (положить в уши вату)

«Зубы»

-Д/игра «Полезные- неполезные» (различение полезных и неполезных продуктов питания созданных природой и человеком)

  1. Дидактическая игра «Природа и люди»

Всемирный день Солнца

Воспитывать бережное отношение к природе; Расширять представления о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Ознакомить с праздником 3 мая всемирный день солнца.

Расширить знания и представления детей о солнце, как ближайшей к Земле звезде, особенностях и внешнего вида.

Рассматривание серии сюжетных картинок с изображением  положительного и отрицательного влияния человека на природу и наоборот.

Д/игра «Береги природу»

Беседа и рассматривание иллюстраций

Выполнение солнечных часов своими руками

36. «Путешествие по страницам Красной  книги»

Дать детям представление о «Красной книге», расширить и углубить  знания детей о том,как люди заботятся о сохранении редких и исчезающих животных и растениях, как охраняют природу.

Беседа о «Красной книге»

Рисование «Редкие животные, растения» для создания своей  «Красной книги» в группе.

37.Экологическая викторина «Мы – друзья природы!»

Всемирный день охраны окружающей среды

Закрепить знания детей о редких и лекарственных растениях, диких, домашних животных, птицах, насекомых, правилах поведения в природе.

Ознакомить с праздником 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды.

 

1конкурс: «Кто больше назовёт диких, домашних животных»

2 конкурс: «Конкурс загадай загадку» (птицы, насекомые)

3 конкурс: «Выбери,  что к чему относится» (закрепление знаний  о лекарственных растениях, редких растениях Красной книги)

4 конкурс: «Назови правила друзей природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой перспективно-тематический план работы с детьми старшей группы по разделу "Экологическое воспитание"

Годовой перспективно-тематический план работы с детьми старшей группы по разделу "Экологическое воспитание"...

Перспективный план работы по программе экологического образования для детей средней возрастной группы

Перспективный план работы по программе экологического образования для детей средней возрастной группы с использованием дидактических игр...

Перспективно-тематический план работы по физическому развитию детей среднего возраста (4-5 лет) по программе "Детство"

Перспективно-тематический план работы на 2020-2021 г. по программе "Детство"Средняя   группа (4-5 лет)...

Перспективно-тематический план работы на 2021-2022 г. вторая младшая группа (до 3-х) лет по программе "Детство"

Перспективно-тематический план работы на 2021-2022 г. вторая младшая группа (до 3-х) лет по программе "Детство"...

Перспективно-тематический план работы на 2021-2022 г. вторая младшая группа (до 3-х) лет сентябрь-октябрь по программе "Теремок"

Перспективно-тематический план работы на 2021-2022 г. вторая младшая группа (до 3-х) лет по программе "Теремок"сентябрь-октябрь...

Перспективно-тематический план работы на 2023-2024 г. по программе «Детство» старшая группа (5-6 лет)

Перспективно-тематический план работы на 2023-2024 г.  по программе «Детство» старшая   группа (5-6 лет)...

Перспективно-тематический план работы на 2022-2023 г. по программе «Детство», подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Перспективно-тематический план работы на 2022-2023 г.  по программе «Детство»Подготовительная   к школе группа (6-7 лет)...