Личностно - ориентированная технология "Истоки"
методическая разработка по окружающему миру
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как же организовать специальную среду в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов на эти вопросы я остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный отклик у детей, даёт положительный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по приобщению к истокам русской народной культуры "Истоки"
Рабочая программа составлена на основе программы О. Л Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Цель программы: формирование национального самосознания; активное приобретение детьми культурного богатства русского народа; развития творческих способностей.
Данная программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в итоге определяет меру его общего развития.
Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как же организовать специальную среду в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов на эти вопросы я остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный отклик у детей, даёт положительный результат.
Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.
В современном мире народное творчество, к великой радости, находится под пристальным вниманием воспитателей, педагогов дополнительного образования. Не стоит говорить о том, что часто представления детей о русской национальной культуре отрывочны, расплывчаты. Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт возможности показать самобытность русской культуры, самодостаточность русского народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов русского народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках, закличках.
Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным смыслом, мы заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в самостоятельной деятельности.
То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше. Интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, положить в лукошко игрушки, сделать самому куклу-закрутку.
Поэтому я решила, что, начиная работу с детьми по выбранному направлению, необходимо:
- знакомить с «миром», в котором предметы вызывают интерес, помогают воспитать любознательность ребёнка, предметы, которые отражают быт русского народа;
- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время, сказки и песенки, хороводы и игры, народные приметы, традиции и обряды; предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности;
- необходимо знакомить детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки - заклички, разучивать с детьми народные танцы, игры;
- знакомить детей с декоративно - прикладным искусством хохломы, гжели, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники. Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.
«Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Осенние фантазии» дети вместе с родителями изготавливают поделки из природного материала. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая названия.
«Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об особенностях этого зимнего праздника: люди наряжались и ходили по дворам с песнями-колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор, гадания. Дети вместе с родителями изготавливают поделки для выставки «Вифлеемская звезда».
«Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой», «обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями, плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом принимают активное участие в народных играх и гуляниях.
«Пасха» - Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки. Пасха – это святые дни доброты и утешенья. На Пасху готовили куличи, пасхи, крашеные яички, пекли пирожки.
На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.
Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности. Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным действиям.
Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками в подготовке к праздничным мероприятиям: изготавливают аксессуары народного костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Все это приобщает детей к истории своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Младшая группа
МЕСЯЦ | НОД | СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
сентябрь | «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. | 1. «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. 2. Подвижная игра "У медведя во бору". | 1. Сбор урожая на огородах. 2. Изготовление нарядов для игровой зоны «Ряжение». 3. Привлечение к подготовке праздника "Осень в гости к нам пришла". |
октябрь | «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. | 1. «Репка». Кукольный театр. 2. Знакомство детей с рукомойником. Повторение потешки «Водичка-водичка, умой моё личико». 3. Праздник «Осень в гости к нам пришла». | 1. Привлечение к участию в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии». 2. Наглядно- информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка» |
ноябрь | «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». | 1. Повторение потешки «Как у нашего кота». 2. Досуг "День матери" | 1. Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка». 2. Привлечение к участию в досуге "День матери". |
декабрь | «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. | «Уж ты, зимушка- зима». Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку». | 1. Привлечение к участию в выставке - конкурсе творческих работ «Новогодняя сказка». 2. Консультация «Одежда по сезону». |
январь | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. | 1. Развлечение «Пришла коляда - отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством. 2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем». | 1. Помощь в изготовлении чугунков. 2. Наглядно- информационный материал «Русский фольклор о зиме». |
февраль | «Гость на гость - хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды | 1. Развлечение «Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая" 2. Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем». | 1. Привлечение к участию в подготовки развлечения «Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая". 2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям. |
март | Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. | 1. Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя». 2. Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама». 3. Физкультурный досуг по русским народным играм. | 1. Фотовыставка «Мы с мамой лучшие друзья». 2. Привлечение к участию в физкультурном досуге по русским народным играм. |
апрель | «Пасхальные чудеса" Знакомство с праздником. Аппликация «Пасхальные яйца». | 1. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная». 2. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух». | 1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». |
май | «Трень – брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями . | 1. «Здравствуй, солнышко- колоколнышко!». Разучивание потешки про солнышко. 2. Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. | 1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков. |
Средняя группа
МЕСЯЦ | НОД | СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
сентябрь | 1. «Во саду ли, в огороде». Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Лепка фруктов из солёного теста. 2. Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка. | 1. «Чудесный мешочек». Повторение песенки – потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 2. Разучивание потешки «Наш козёл». 3. «Приглашаем в гости к нам». Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. | Сбор урожая на огородах. |
октябрь | 1. «Бычок – чёрный бочок». Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». 2. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | 1. «Чудесный сундучок». Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных. 2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей». 3. Подвижная игра «Гуси – гуси». | 1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ из природного материала «Осенние фантазии». 2. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». |
ноябрь | 1. «Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой. 2. «Золотое веретено». Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. | 1. Развлечение «Осень, осень, в гости просим». 2. Чтение сказки «Золотое веретено» 3. Подвижная игра «Салки». | 1. Привлечение к участию в развлечении «Осень, осень, в гости просим». 2. Наглядная информация «Народный фольклор осени». |
декабрь | 1. «Зимовье зверей». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Одень зверей». Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей». | 1. «Здравствуй, зимушка- зима». Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». 3. «Лисичка – сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». | 1. Помощь в подготовке к Новому году. 2. Заучивание колядок и стихов к празднику. 3. Привлечение к участию в выставке творческих работ «Снеговик». |
январь | 1. «Сундучок Деда Мороза». Беседа «Подарки Деда Мороза». 2. Беседа про Рождество. | 1.Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос». 2. Вечер зимних загадок. 3. Подвижная игра «Бабушка Пыхтеиха». 4. «Петушок – золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к гостье. Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности по сказке «Теремок». 2. Привлечение к участию в вечере зимних загадок. |
февраль
| 1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья). «Сарафан для лисички». Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток. 2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». | 1. «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Игра - драматизация «Лиса и козёл». 2. «Весёлые ложки». Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.
| 1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток. 2. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы старинными вещами.
|
март | 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме. 2. «Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна». | 1. Развлечение «Госпожа Масленица». 2. «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметом обихода – скалкой. Настольный театр «Лисичка со скалочкой». 3. «Пришла весна!». Заучивание заклички о весне. Загадывание загадок о весне. | 1. Привлечение к участию в подготовки и проведении развлечения «Госпожа Масленица». 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3. Выставка детских рисунков «Весна, весна, поди сюда!». |
апрель | 1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. 2. Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | 1. «Небылица – небывальщина». Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. 2. Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. 3. «Крошечка – Хаврошечка». Просмотр мультфильма по сказке «Хаврошечка». | 1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2. Выращивание семян цветов. |
май | 1. Времена года. Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. 2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | 1. Русская балалайка. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. 2. Игра с Колобком. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок». 3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие. | 1. Участие в организации чаепития. 2. Помощь в посадке цветочных клумб |
Старшая группа
МЕСЯЦ | НОД | СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
сентябрь | 1. «Гуляй, да присматривайся». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень». 2. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». | 1. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). 2.Дидактическая игра «Вершки да корешки». 3. Вечер загадок. 4. Подвижная игра «Лапти». 5. Игровая ситуация «На обед винегрет». | 1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу. 2. Сбор природного материала для поделок.
|
октябрь | 1. «Хлеб – всему голова». Беседа «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Лепка кондитерских изделий из солёного теста. 2. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров). | 1. Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. 2. Праздник «Осень золотая». 3. Игра – драматизация по сказке «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка». 4. Пословицы и поговорки о хлебе. 5. Подвижная игра «Горшки». | 1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». 2. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ из природного материала «Природа и фантазия». 3. Привлечение к участию в подготовке праздника «Осень золотая». |
ноябрь | 1. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Занятие «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. 2. Гончарные мастеровые. Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». | 1. День яблок. Драматизация сказки "Мешок яблок". 2. Беседа о страхе. Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики». 3. «Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по сказкам. 4. С/р игра «Магазин кондитерских изделий». 5. Подвижная игра «Коршун». | 1. Привлечение к участию в драматизации сказки "Мешок яблок". 2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами. |
декабрь | 1. «Здравствуй, зимушка – зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». 2. «Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. | 1. «С Новым годом со всем родом!». Беседа о традициях празднования Нового года. Пение колядок. 2. «Новогодняя игрушка». Ручной труд. 3. «Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». 4. Игра драматизация по сказке «Лиса и рак». 5.Подвижная игра «Два Мороза». | 1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам. 2. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Новогодняя сказка». 3. Помощь в организации Новогоднего праздника. |
январь | 1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января. Чтение сказки "Морозко". 2. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. | 1. Беседа «Рождество Христово». 2. Просмотр мультфильма по сказки «Морозко». 3. «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». 4. Дидактическая игра «Составь узор». Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи. | 1. Выставка детских рисунков «Зимушка хрустальная». 2. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». |
февраль | «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях февраля. Чтение сказки «Два Мороза». | 1. Сказка для Кузи. Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». 2. Развлечение "Посиделки у самовара" 3. Подвижная игра «Горелки» | 1. Помощь в подготовке праздника «Масленица». 2. Привлечение к участию в развлечении «Посиделки у самовара». |
март | 1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. 2. Проект «Широкая Масленица». | 1. Изготовление поделок в подарок маме. 2. Реализация проекта. 3. Праздник «8 Марта».
| 1. Испечь печенье «Жаворонки», бублики. 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3. Выставка детских рисунков «Весна – красна». |
апрель | 1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях. 2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | 1. «Небылица в лицах, небывальщина». Развлечение с русскими народными небылицами. 2. «Весна, весна, поди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». 3. «Весенний перезвон». Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца). Знакомство с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). 4. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | 1. Привлечение к участию в развлечении Красная горка. 2. Выращивание семян цветов.
|
май | 1. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся». Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Чтение сказки «Каша из топора». 2. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать». Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | 1. Игра – драматизация «Каша из топора». 2. «Весна красна цветами». Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. 3. Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Под кустом». 4. Прощание с «избой». Словесные народные игры. Пение частушек. | 1. Помощь в посадке цветочных клумб. 2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры |
Подготовительная группа
МЕСЯЦ | НОД | СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
сентябрь | 1. «Восенушка – осень – сноп последний косим». Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень». 2. «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | 1. Повторение примет осени и заклички «Восенушка – осень». 2. «К худой голове своего ума не приставишь». Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». 3. «Град на устье Оки». Рассказ о Нижнем Новгороде. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). 4. Повторение пословиц и поговорок о хлебе. 5. «Снедь Московская: хлебы». Рисование натюрморта. | 1. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу. 2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой. 3. Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет». |
октябрь | 1. «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. 2. «Камень град». Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства. | 1. Повторение пословиц об осени. 2. «Злое истребление». Рассказ о монголо– татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. 3. «Золотая осень». Рисование природы. 4. Подвижная игра «Совушка – сова». | 1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Осенние фантазии». 2. Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа». |
ноябрь | 1. Синичкин день. Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. 2. «Где живёт перо Жар-птицы?». Знакомство детей с хохломской росписью и её традициями («кудрина», «травка»). Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи. | 1. «Большой урожай рябины – морозная зима». Пословицы и народные приметы о рябине. 2. Праздник «Осень, осень, в гости просим». 3. Подвижная игра «Жмурки». | 1. Привлечение к организации праздника «Осень, осень, в гости просим». 2. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами. |
декабрь | 1. «Зима – не лето,- в шубу одета». Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок». 2. Снегурочка – внучка Деда Мороза. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи). | 1. «Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. 2. «Пришёл мороз – береги ухо и нос». Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. 3. Повторение песенки «Как на тоненький ледок». 4. «Мастерская Деда Мороза». Ручной труд: новогодние поделки. 5. Подвижная игра «Два Мороза». | 1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Новогодняя игрушка». 2. Помощь в организации праздника Нового года. 3. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». |
январь | 1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. 2. «Зимние узоры». Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения. | 1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение. 2. «Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | 1. Подготовка атрибутов к праздникам. 2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». |
февраль | 1. «Гжель прекрасная». Знакомство с гжельским художественным промыслом. 2. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских богатырях. | 1. «Гжель прекрасная». Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. 2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья». 3. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!». Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. 4. Праздник «Широкая Масленица!». | 1. Привлечение к участию в физкультурном досуге. 2. Привлечение к участию в подготовке праздника «Широкая Масленица!». |
март | 1. «Сердце матери лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. 2. «Живёт в народе песня». Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». | 1. Русская матрёшка. Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек. 2. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. 3. «Шутку шутить – людей насмешить». Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница». 4. Подвижная игра «Горелки». | 1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне. 2. Испечь пряники, бублики. 3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. |
апрель | 1. "Светлая Пасха" «Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц). 2. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. | 1. Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). 2. Повторение словесных и народных игр «Садовник», «Бирюльки». 3. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи). 4. Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов. | 1. Привлечение к участию в празднике «Пасха». 2. Выращивание семян цветов. 3. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». |
май | 1. «Человек без Родины, что соловей без песни». Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. 2. Прощание с «избой». Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. | 1. Просмотр диафильмов о героях ВОВ. 2. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня». 3. Литературная викторина по русским народным сказкам. Игра – драматизация. 4. Русские подвижные игры на открытом воздухе. | 1. Привлечение к участию в литературной викторине. 2. Помощь в оформлении цветочных клумб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"
Личностное планирование Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности....
Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.
Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу гуманистической ...
Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания
В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...
Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельн...