Личностно - ориентированная технология "Истоки"
методическая разработка по окружающему миру

Шмелёва Юлия Алексеевна

Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как же организовать специальную среду в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов на эти вопросы я остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный отклик у детей, даёт положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по приобщению к истокам русской народной культуры "Истоки"

Рабочая программа составлена на основе программы О. Л Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  

   Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

     Цель программы: формирование национального самосознания; активное приобретение детьми культурного богатства русского народа; развития творческих способностей.     

     Данная программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.        Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в итоге определяет меру его общего развития.

     Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей.

     Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Как же организовать специальную среду в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребёнка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие? В поисках ответов на эти вопросы я остановилась на таком методе работы, который вызывает эмоциональный отклик у детей, даёт положительный результат.

     Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.

     В современном мире народное творчество, к великой радости, находится под пристальным вниманием воспитателей, педагогов дополнительного образования. Не стоит говорить о том, что часто представления детей о русской национальной культуре отрывочны, расплывчаты. Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт возможности показать самобытность русской культуры, самодостаточность русского народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов русского народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках, закличках.

     Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным смыслом, мы заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в самостоятельной деятельности.

     То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше. Интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, положить в лукошко игрушки, сделать самому куклу-закрутку.

     Поэтому я решила, что, начиная работу с детьми по выбранному направлению, необходимо:

- знакомить с «миром», в котором предметы вызывают интерес, помогают воспитать любознательность ребёнка, предметы, которые отражают быт русского народа;

- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время, сказки и песенки, хороводы и игры, народные приметы, традиции и обряды; предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности;

- необходимо знакомить детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки - заклички, разучивать с детьми народные танцы, игры;

-  знакомить детей с декоративно - прикладным искусством хохломы, гжели, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.

     В детском саду регулярно проводятся народные праздники. Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

    В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.

     «Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Осенние фантазии» дети вместе с родителями изготавливают поделки из природного материала. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая названия.

     «Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об особенностях этого зимнего праздника: люди наряжались и ходили по дворам с песнями-колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор, гадания. Дети вместе с родителями изготавливают поделки для выставки «Вифлеемская звезда».

    «Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой», «обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями, плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом принимают активное участие в народных играх и гуляниях.

     «Пасха» - Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки. Пасха – это святые дни доброты и утешенья. На Пасху готовили куличи, пасхи, крашеные яички, пекли пирожки.   

     На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.

     Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности. Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным действиям.

     Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками в подготовке к праздничным мероприятиям: изготавливают аксессуары народного костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.

     Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.

      При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

      Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

     Все это приобщает детей к истории своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Младшая группа

МЕСЯЦ

НОД

СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

сентябрь

«Милости просим, гости дорогие».

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой.

1. «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.     

2. Подвижная игра "У медведя во бору".

1. Сбор урожая на огородах.

2. Изготовление нарядов для игровой зоны «Ряжение».

3. Привлечение к подготовке праздника "Осень в гости к нам пришла".

октябрь

«Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

1. «Репка». Кукольный театр.                                2. Знакомство детей с рукомойником. Повторение потешки «Водичка-водичка, умой моё личико».

3. Праздник «Осень в гости к нам пришла».

1. Привлечение к участию в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии».

2. Наглядно- информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка»

ноябрь

«Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

1. Повторение потешки «Как у нашего кота».

2. Досуг "День матери"

1. Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка».           

 2. Привлечение к участию в досуге "День матери".

декабрь

«Сундучок Деда Мороза».

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

«Уж ты, зимушка- зима». Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку».

1. Привлечение к участию в выставке - конкурсе творческих работ «Новогодняя сказка».

2. Консультация «Одежда по сезону».

январь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

1. Развлечение «Пришла коляда - отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством.

2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

1. Помощь в изготовлении чугунков.

2. Наглядно- информационный материал «Русский фольклор о зиме».

февраль

«Гость на гость - хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды

1. Развлечение «Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая"

2. Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем».

1. Привлечение к участию в подготовки развлечения «Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая".

2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям.



март

Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

1. Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

2. Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама».

3. Физкультурный досуг по русским народным играм.

1. Фотовыставка «Мы с мамой лучшие друзья».

2. Привлечение к участию в физкультурном досуге по русским народным играм.



апрель

«Пасхальные чудеса"

Знакомство с праздником. Аппликация «Пасхальные яйца».

1. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная».

2. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух».

1. Наглядная информация «Русский фольклор весной».



май

«Трень – брень, гусельки».

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями .

1. «Здравствуй, солнышко- колоколнышко!». Разучивание потешки про солнышко.

2. Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.

Средняя группа 

МЕСЯЦ

НОД

СОВМЕСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

сентябрь

1. «Во саду ли, в огороде».  Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Лепка фруктов из солёного теста.

2. Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка.

1. «Чудесный мешочек». Повторение песенки – потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

2.  Разучивание потешки «Наш козёл».  

3. «Приглашаем в гости к нам». Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

Сбор урожая на огородах.

 

октябрь

1. «Бычок – чёрный бочок». Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца».                      2. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

1. «Чудесный сундучок». Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных.

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей».

3. Подвижная игра «Гуси – гуси».

1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ из природного материала «Осенние фантазии».

2. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

 

ноябрь

1. «Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой.

2. «Золотое веретено». Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном.

1. Развлечение «Осень, осень, в гости просим».

2. Чтение сказки «Золотое веретено»

 3. Подвижная игра «Салки».

1. Привлечение к участию в развлечении «Осень, осень, в гости просим».

2. Наглядная информация «Народный фольклор осени».

 

 

декабрь

1. «Зимовье зверей». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

2. «Одень зверей». Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей».

1. «Здравствуй, зимушка- зима». Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

3. «Лисичка – сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

 1. Помощь в подготовке к Новому году.

2. Заучивание колядок и стихов к празднику.

3. Привлечение к участию в выставке творческих работ «Снеговик».

 

январь

1. «Сундучок Деда Мороза».

Беседа «Подарки Деда Мороза».

2. Беседа про Рождество.

1.Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос».

2. Вечер зимних загадок.

3. Подвижная игра «Бабушка Пыхтеиха».

4. «Петушок – золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к гостье. Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

1. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности по сказке «Теремок».

2. Привлечение к участию в вечере зимних загадок.

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья). «Сарафан для лисички». Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток.

2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины».

1. «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Игра - драматизация «Лиса и козёл».

2. «Весёлые ложки». Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

Загадывание загадок о животных.

 

 

1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток.

2. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы старинными вещами.

 

 

 

 

 

март

1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме.     2. «Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна».

1. Развлечение «Госпожа Масленица».

2. «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметом обихода – скалкой. Настольный театр «Лисичка со скалочкой».

3. «Пришла весна!». Заучивание заклички о весне. Загадывание загадок о весне. 

1. Привлечение к участию в подготовки и проведении развлечения «Госпожа Масленица».

2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.  3. Выставка детских рисунков «Весна, весна, поди сюда!».

апрель

1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

2. Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке.

Лепка свистулек.

1. «Небылица – небывальщина». Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

2. Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

3. «Крошечка – Хаврошечка». Просмотр мультфильма по сказке «Хаврошечка».

1. Наглядная информация «Русский фольклор весной».

2. Выращивание семян цветов.

май

1. Времена года. Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

1. Русская балалайка. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

2. Игра с Колобком. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок».

3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки).

Прощальное чаепитие.

1. Участие в организации чаепития.

2. Помощь в посадке цветочных клумб

 

Старшая группа

МЕСЯЦ

НОД

СОВМЕСТНАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С РОДИТЕЛЯМИ

сентябрь

1. «Гуляй, да присматривайся». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень».                     2. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».

1. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). 2.Дидактическая игра «Вершки да корешки».

3. Вечер загадок.

4. Подвижная игра «Лапти».

5. Игровая ситуация «На обед винегрет».

1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу.

2. Сбор природного материала для поделок.

 

октябрь

1. «Хлеб – всему голова». Беседа «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Лепка кондитерских изделий из солёного теста.

2. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров).

1. Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

2. Праздник «Осень золотая».

3. Игра – драматизация по сказке «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка».

4. Пословицы и поговорки о хлебе.

5. Подвижная игра «Горшки».

1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

2. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ   из природного материала «Природа и фантазия».                      3. Привлечение к участию в подготовке праздника «Осень золотая».

ноябрь

1. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться». 

Занятие «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Гончарные мастеровые. Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

1. День яблок. Драматизация сказки "Мешок яблок".

2. Беседа о страхе. Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики».

3. «Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по сказкам.

4. С/р игра «Магазин кондитерских изделий».

5. Подвижная игра  «Коршун».

1. Привлечение к участию в драматизации сказки "Мешок яблок".            2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами.

декабрь

1. «Здравствуй, зимушка – зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

2. «Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

1. «С Новым годом со всем родом!». Беседа о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

2. «Новогодняя игрушка». Ручной труд.

3. «Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

4. Игра драматизация по сказке «Лиса и рак».

5.Подвижная игра «Два Мороза».

1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.

2. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Новогодняя сказка».

3. Помощь в организации Новогоднего праздника.

январь

1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января. Чтение сказки "Морозко".

2. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.          

1. Беседа «Рождество Христово».

2. Просмотр мультфильма по сказки «Морозко».

 3. «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

4. Дидактическая игра «Составь узор». Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи.

1. Выставка детских рисунков «Зимушка хрустальная».

2. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». 

февраль

«Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях февраля. Чтение сказки «Два Мороза».                  



1. Сказка для Кузи. Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

2. Развлечение "Посиделки у самовара"

3. Подвижная игра «Горелки»

1. Помощь в подготовке праздника «Масленица».

2. Привлечение к участию в развлечении «Посиделки у самовара».

март

1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2. Проект «Широкая Масленица».

1. Изготовление поделок в подарок маме.

2. Реализация проекта.

3. Праздник «8 Марта». 

 

1. Испечь печенье «Жаворонки», бублики.

2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

3. Выставка детских рисунков «Весна – красна».

апрель

1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

1. «Небылица в лицах, небывальщина». Развлечение с русскими народными небылицами.

2. «Весна, весна, поди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

3. «Весенний перезвон». Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца). Знакомство с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

 4. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

1. Привлечение к участию в развлечении Красная горка.

2. Выращивание семян цветов.

 

 

май

1. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся». Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Чтение сказки «Каша из топора».

2. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать». Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

1. Игра – драматизация «Каша из топора».

2. «Весна красна цветами». Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок.

3. Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Под кустом».

4. Прощание с «избой». Словесные народные игры.  Пение частушек.

1. Помощь в посадке цветочных клумб.

2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Подготовительная группа

МЕСЯЦ

НОД

СОВМЕСТНАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

сентябрь

1. «Восенушка – осень – сноп последний косим». Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень».

2. «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

1. Повторение примет осени и заклички «Восенушка – осень».

2. «К худой голове своего ума не приставишь». Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

3. «Град на устье Оки». Рассказ о Нижнем Новгороде. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

4. Повторение пословиц и поговорок о хлебе.

5. «Снедь Московская: хлебы». Рисование натюрморта.

1. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

3. Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

октябрь

1. «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

2. «Камень град». Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства.

1. Повторение пословиц об осени.

2. «Злое истребление». Рассказ о монголо– татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

3. «Золотая осень». Рисование природы.

4. Подвижная игра «Совушка – сова».

1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Осенние фантазии».

2. Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа».

ноябрь

1. Синичкин день. Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

2. «Где живёт перо Жар-птицы?». Знакомство детей с хохломской росписью и её традициями («кудрина», «травка»). Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.

1. «Большой урожай рябины – морозная зима». Пословицы и народные приметы о рябине.

2. Праздник «Осень, осень, в гости просим».

3. Подвижная игра «Жмурки».

1. Привлечение к организации праздника «Осень, осень, в гости просим».

2. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами.

декабрь

1. «Зима – не лето,- в шубу одета». Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2. Снегурочка – внучка Деда Мороза. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи).

1. «Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

2. «Пришёл мороз – береги ухо и нос». Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

3. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

4. «Мастерская Деда Мороза». Ручной труд: новогодние поделки.

5. Подвижная игра «Два Мороза».

1. Привлечение к участию в конкурсе - выставке творческих работ «Новогодняя игрушка».

2. Помощь в организации праздника Нового года.

3. Наглядная информация «Русский фольклор зимой».

январь

1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2. «Зимние узоры». Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.

1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение.

2. «Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

1. Подготовка атрибутов к праздникам.

2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

февраль

1. «Гжель прекрасная». Знакомство с гжельским художественным промыслом.

2. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских богатырях.

1. «Гжель прекрасная». Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья».

3. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!». Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

4. Праздник «Широкая Масленица!».

1. Привлечение к участию в физкультурном досуге.

2. Привлечение к участию в подготовке праздника «Широкая Масленица!».

март

1. «Сердце матери лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2. «Живёт в народе песня». Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

1. Русская матрёшка. Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.

2. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

3. «Шутку шутить – людей насмешить». Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

4. Подвижная игра «Горелки».

1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне.

2. Испечь пряники, бублики.

3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

апрель

1. "Светлая Пасха"

«Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц).

2. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

1. Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

2.  Повторение словесных и народных игр «Садовник», «Бирюльки».

3. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

4. Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

1. Привлечение к участию в празднике «Пасха».

2. Выращивание семян цветов.

3. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

май

1. «Человек без Родины, что соловей без песни». Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках.

2. Прощание с «избой». Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

1. Просмотр диафильмов о героях ВОВ.

2. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня».

3. Литературная викторина по русским народным сказкам. Игра – драматизация.

 4. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

1. Привлечение к участию в литературной викторине.

2. Помощь в оформлении цветочных клумб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.

Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу  гуманистической ...

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельн...