Конспект нод по ФКЦМ «Сколько лет дереву?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Спиридонова Наталья Григорьевна

познакомить детей с методом определения возраста деревьев.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_skolko_let_derevu.docx251.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по ФКЦМ

 «Сколько лет дереву?»

Цель: познакомить детей с методом определения возраста деревьев.

Предметные задачи:

  расширить знания учащихся  о деревьях.

Задачи:

Развивающие:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группе;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Образовательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Воспитательные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ход занятия

(Звучит запись лесных голосов)
- Закройте глаза. Послушайте.

- Какую картину вы представили?

- Как вы думаете, где можно услышать такие звуки? (в лес) Слайд №1.

- Перечислите, что или кого можно встретить в лесу?

- Представьте, что мы пришли в лес. Отгадайте, что нам встретилось? Слайд №2.

Он в лесу, как богатырь –

весь огромный – ввысь и вширь!

Лист красивый, вырезной,

зелен летом и весной. (дуб)

- Что помогло отгадать загадку?

Её всегда в лесу найдёшь-
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая, как ёж,
"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"
А платье то пушистое,
Зелёное, ветвистое!!!

(ель)

- Что помогло отгадать загадку?

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.

(берёза)

- Что помогло отгадать загадку?

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.

(Сосна)

- Что помогло отгадать загадку?

- Как назвать эти растения одним словом? (деревья)

- На какие 2 группы можно разделить эти деревья? Слайд №4.

Назовите лиственные деревья.

Назовите хвойные деревья.

В чем отличия хвойных и лиственных деревьев?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Слушают.

- Мы представили реку, птиц.

- Такие звуки можно увидеть в лесу.

- В лесу можно встретить животных, птиц, растения.

Отгадывают.

Выделяют признаки.

- Деревья.

-Лиственные и хвойные.

Берёза и дуб.

Сосна и ель.

Наличие листьев и хвои.

- Будем говорить о деревьях.

- Что такое дерево? Слайд №4.

- Дерево- живое существо. Оно испытывает потребность в воде, еде и свете. Оно рождается, растет и умирает.

Деревья, как и люди, на первый взгляд очень похожи. Чем мы люди похожи  между собой?

 - Чем похожи деревья друг на друга?

- Дерево – это растение, которое имеет части.

- Какие части можно выделить у дерева?

- Разделитесь на группы. Я раздам карточки, подпишите части дерева.

- Проверим.

  • - Дерево имеет твердый ствол, который может достигнуть большой высоты. Из этого ствола растут ветви. Ствол живет столько же, сколько и дерево, иногда – несколько столетий. Ствол – это часть дерева между корнями и ветвями. Корни – это часть растения, которая находиться под землей. Они помогают растению закрепиться на почве, а также обеспечивают его водой и минеральными веществами. Слайд №5.

Сделайте вывод, что такое дерево?

Дерево – это растение с кроной, стволом и корнями.

Ребята, все ли деревья одинаковы по размеру?

- Почему?

- Потому, что каждое дерево имеет свой возраст.

- Если посмотреть на дерево, можно сразу сказать, сколько лет дереву?

- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня отвечать? Слайд №6.

- Сформулируйте тему занятия.

Отвечают.

- У нас есть: руки, ноги, голова.

- У  всех деревьев есть корни, стебель листья.

Группы меняются карточками, проверяют с опорой на слайд.

Дают определение.

Нет.

Сколько лет дереву?

.

Давайте поговорим о том, сколько лет могут жить деревья. 

Слайд №7.

 Баобаб живет 4000 лет, а лиственница 400 лет.

 Сосна может прожить 600 лет, ель 1200 лет, а дуб 2000 лет.

 Береза 250 лет.

Слайд №8, 9.


  • - Кто из вас знает, как определить возраст дерева?

- Рассмотрите картинку. Слайд №10.

  • Спил дерева позволяет нам не только определить возраст дерева, но и рассказывает историю всей жизни: скорость роста, климат, в котором оно росло, его болезни и т.д.
  • Слайд №11.Чтобы определить возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной. Другой слой тоньше и темнее, он появился в летний период и служит дереву опорой.

  • Слайд №12Вот, например.

  • Слайд №13 Проведение опыта: Определение по бруску количества лет дереву. 
    Каждый светлый слой нарастает за одно лето. Темные прослойки между ними образуются зимой, - когда дерево спит. 

  • Слайд №14.Мы можем вычислить возраст хвойного дерева посчитав, сколько на нем ярусов ветвей. Каждый год на дереве появляется новый ярус. Но нужно быть внимательным с возрастом нижние ветви засыхают и опадают. На их месте остаются метки, которые со временем понемногу зарастают корой и становятся невидимыми.


  • Слайд №14Посмотрев как следует на небольшое дерево. Мы увидели, что побеги, появившиеся в этом году, отличаются от остальных частей. Кора на них более гладкая, древесина мягкая. Каждый год из почек появляются новые побеги. Молодой побег отделен от прошлогоднего выступающим кольцом. Этот шрам оставили чешуйки отпавшей почки. На новых ростках еще нет веток. Они вырастут в следующем году из почек.


Слайд №15Чтобы определить возраст дерева, специалисты используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.

По годичным кольцам на пне.

Итоги занятия.

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Что больше всего запомнилось?

 Организация окончания занятия.

- Спасибо за интересную работу на занятии. 

- Оцените, то, как вы работали на занятии.

Вывешивают листочки на дерево.

hello_html_7a3ca27d.jpg

hello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpg

hello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpg

hello_html_m6feaed49.jpghello_html_m6feaed49.jpg

hello_html_m6114db07.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

нод по ФКЦМ «Сколько лет дереву?»

познакомить детей с методом определения возраста деревьев. Предметные задачи:   расширить знания учащихся  о деревьях. Задачи: Развивающие: -развитие навыков сотрудн...