Доклад на тему "Восприятие окружающего мира через изобразительную и музыкальную деятельность"
статья по окружающему миру
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способностей и к эмоциональному восприятию окружающего мира.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
Восприятие окружающего мира
через изобразительную и музыкальную
деятельность.
Составила и провела: Великанова Л.А.
2021г
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности и к эмоциональному восприятию окружающего мира. Не случайно тема природы с давних времен привлекала музыкантов. Тема природы по-разному появлялась в поэзии и музыкальных произведениях в разные отрезки времени. Завывание вьюги, шум грозы и дождя, пение птиц, журчание ручейка и шум моря- все эти звуки нам подарила природа. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Концепция дошкольного воспитания определяет одним из приоритетных направлений в становлении базиса личностной культуры ребенка формирование его отношения к природе.
Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них –познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему.
При выборе музыкального материала прежде всего нужно исходить из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехо-дить к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.
Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме.
Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы художественно-эстетического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережного отношения.
Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”).
Одним из ярчайших примеров сказанного особое место занимает фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года». Двенадцать пьес, образующих календарный год, -это не столько зарисовки природы, сколько размышления о жизни человека и его гармонии с природой, лирический дневник самого композитора, влюбленного в природу.
В музыке звучит красота окружающего мира П.И.Чайковский «Январь. У камелька»
Слушая произведение П.И.Чайковского «Февраль. Масленица» понимаешь, что музыка проникает в самые сокровенные уголки человеческой души, а «Апрель. Подснежник» - воспитывает бережное отношение к природе .
Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию"
Через музыку мы приобщаемся к миру прекрасного, учим любить природу и познавать ее, бережно и заботливо относиться ко всему живому. Э.Григ
Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми. Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.
Восприятие окружающего мира проходит через все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах.
Начиная c начала учебного года, музыкальный репертуар всех возрастных групп составляется из музыкальных произведений об осенней, зимней, весенней и летней природе, погоде, включая песни, игры о животных, птицах, используются тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют знакомству с природой, её явлениями.
Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой.
Слушание + игра на музыкальных инструментах.
Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Используя знания об обитателях леса, я закрепляю их на музыкальной образовательной деятельности с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц».
Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям. представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц, насекомых).
Перед слушанием музыкального произведения, стараюсь использовать художественное слово, иллюстрации (т. е прослеживаются межпредметные связи).
- Закрепляю знания детей народными приметами, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью,;
- какая сегодня погода;
- по каким приметам узнаете это время года?.»
Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся тематические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др., где музыка играет ведущую роль.
Готовясь к праздникам и развлечениям, придумывается оформление зала, дидактический материал, организация неожиданных игровых ситуаций, способы активизации и поощрения детей. Важная роль отводится разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению полученных знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.
При составлении сценариев тематических праздников часто делается упор на материал русского народного творчества, т. е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой.
Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение, где все участники.
Музыка занимает значительное место в восприятии окружающего мира, методике экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми по формированию у детей восприятия окружающего мира разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Дети, которые посещают музыкальные занятия, наиболее восприимчивы к окружающему миру, они тонко чувствуют, видят и слышат окружающий мир, их эмоции всегда ярко выражены, а интеллект на порядок выше, чем у их сверстников. В школе они с легкостью запоминают полученную информацию, и, следовательно, лучше учатся. И что самое удивительное – музыка способствует улучшению здоровья, так как дети учатся правильно дышать, развивают свои легкие, а это значит, что кровь начинает лучше циркулировать по всему организму и это вызывает оздоровительный эффект.
И сегодняшнее наше выступление доказывает на практике, что работа нашего детского сада над этой педагогической проблемой продолжается, а именно в перспективе в целях дальнейшего формирования у детей понимания окружающего мира посредством музыки планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, более глубокое изучение классической музыки во всех способах выражения.
Закончить хотелось бы следующими словами:
Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.
Забота Природы.
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Реализация детьми знаний об окружающем мире в изобразительной деятельности" Гавриловой Ю.В.
Разнообразие рисунков детей используя знания об окружающем мире....
Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"
Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности в старшей логопедической группе «Изучаем космос с инопланетянином Гугушей»
Продолжительность: 20 минутЦели занятия:ОбразовательныеЗнакомство с планетами Солнечной системыРазвивающиеРазвивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)ВоспитательныеВоспитыват...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »
Цель данного занятия – это продолжить знакомство с историей возникновения дымковской игрушки: где родилась дымковская игрушка, для чего нужны дымковские игрушки? Особенности производства и роспи...
Конспект Интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности в подготовительной группе Игра «Умники и умницы»
Разработка конспекта образовательной деятельности в подготовительной группе....
Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"
Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: " Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность"
Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность...