Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_konspekt_zanyatiya_postoenire_shem_metodom_mmch.docx | 873.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Конспект занятия – знакомства с технологией ТРИЗ,
метод «Моделирования маленькими человечками»
Составление схем с помощью условных изображения МЧ веществ.
Воспитатель И.Г. Яншаева
2022
Цель: ознакомление дошкольников с методом моделирования маленькими человечками через игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить применять моделирование маленькими человечками при решении логических задач.
2. Обобщить знания детей о свойствах предметов.
Развивающие:
1. Развивать интерес к моделированию.
2. Развивать логическое мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Оборудование: письмо, карта, иллюстрации (чашка с чаем, остров в океане, воздушный шар, земля с рекой, стул), схемы маленьких человечков, фишки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила письмо, в котором жители острова в океане нас с вами просят о помощи. Им нужно найти свои сокровища, которые у них забрали и спрятали пираты. Пиратов они выгнали с острова, но те не признались, куда спрятали сокровища. Здесь есть и карта со схемой, где рассказывается, где этот клад находится. Пираты научились делать непонятные схемы и прячут украденные сокровища очень ловко.
Ого, ребята, кажется я поняла, что здесь зашифровано. Но, я хочу, чтобы вы сами догадались об этом. Помните, я рассказывала вам о маленьких человечках твёрдого вещества, жидкого и газообразного? МЧ твёрдого вещества крепко держатся за руки, не любят шевелиться, поэтому твёрдые вещества имеют определённую форму (обратить внимание на фишки, где изображены МЧ с расставленными руками).
МЧ жидкости не имеют определённой формы, они слегка касаются друг друга (обратить внимание на фишки, где изображены МЧ с опущенными руками).
МЧ газообразные всё время в движении, летят (фишки, где изображены бегущие МЧ газа). (Образцы на рисунке 1, в приложении)
А сейчас я попрошу вас посмотреть на картинку (картинка на слайде) и мы составим схему на доске, знаете ли вы, что такое схема? (Схема — это изображение объекта в главных чертах при помощи условных знаков.) Перед вами рисунок.
1. Слайд - рисунок воздушного шарика.
2. Слайд - остров в океане
3. Слайд - кружки с горячим чаем.
Показываем пример, как делать схемы, комментируем процесс.
(Образцы на рисунке 2, в приложении)
Я предлагаем вам взять фишки с изображением МЧ и самим построить схему того предмета, которое изображено на картинке (картинка с изображением стула). А теперь следующая картинка (земля и бегущая по ней река). (Образцы на рисунке 3, в приложении).
Хорошо, вы прекрасно справились.
Физкультминутка:
Ну а мы продолжаем и сейчас представьте себя пиратами, а я буду капитаном! Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять его приказы:
Лево руля! - все бегут к левому борту
Право руля! - все бегут к правому борту
Нос! - все бегут вперед.
Корма! - все бегут назад.
Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.
Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.
Пушечное ядро! - все приседают.
Капитан на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно".
Отлично, мы отвлеклись, но нам нужно помочь жителям острова, прошу вас пройти за столы, и продолжим разбираться в построении схем.
1.Посмотрите на готовую схему и предложите варианты, что бы это могло быть? (Например, схема воды и мяча на её поверхности и т.п.)
2. Посмотрите на готовую схему и предложите варианты, что бы это могло быть? (Например, схема земли и лужи на ней и т.п.).
(Образцы на рисунке 4, в приложении).
Ну, а теперь посмотрите на схему, где зашифровано, куда спрятали сокровища.
(Показываем схему, расшифровываем (схема сделана МЧ – море, суша, река, гора, дерево – под деревом и т.п.). (Примерный бразец на рисунке 5, в приложении).
Пишем письмо с объяснением, что обозначают значки на карте.
Молодцы, ребята, вы справились с таким сложным заданием.
Итог
- Что сегодня показалось самым трудным?
- С какими заданиями успешно справились?
Приложение
Рисунок № 1
Рисунок №2
1. Схема воздушного шарика
2. Схема острова в океане
3. Схема кружки с горячим чаем
Рисунок № 3
1. Схема стула
2. Схема реки на земле
Рисунок № 4
1. Схема мяча на воде (либо спасательного круга на воде; шарика с воздухом на воде и другие возможные варианты)
2. Схема лужи на земле ( либо жидкость, пролитая на поверхности стола; вода на подносе, либо другие подходящие варианты)
Рисунок № 5
Примерная карта (Внизу кромка воды, предположим, что это океан. Выше идёт суша - МЧ твёрдого вещества. Слева на карте мы видим
опять МЧ жидкости, возможно это река, от неё делаем 5 шагов до чего-то высокого (возможно это дерево), крестиком обозначен скорее всего клад)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"
С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и раз...
Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68» Конспект открытого занятия «Знакомство с железной дорогой, поездом» во второй младшей гр...
Конспект занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»
Конспект занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»...
Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")
Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ....
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....