Заочный поход по памятным местам с использованием интерактивного оборудования: «Высеченные в камне» подготовительная группа №1 Воспитатели: Алексеева Людмила Васильевна Епишкина Дина Андреевна XVIII городские Рождественские образовательных чтений.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с памятниками, посвященные солдатам ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети знакомятся с памятниками, посвященными памяти солдатам ВОВ | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка)
Заочный поход по памятным местам
с использованием интерактивного оборудования:
«Высеченные в камне»
подготовительная группа №1
Воспитатели:
Алексеева Людмила Васильевна
Епишкина Дина Андреевна
XVIII городские Рождественские образовательные чтения
«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
г. о. Электрогорск, 5 декабря 2022г.
Интеграция образовательных областей
- «Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром; ознакомление с предметным окружением);
- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);
Цель: воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с памятниками воинам Великой Отечественной войны
Задачи:
- Образовательные:
1. Познакомить с памятниками воинам Великой Отечественной Войны.
2. Обсуждение с детьми информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
3. Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашего прошлого.
- Развивающие:
1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между настоящим и прошлым временем.
2. Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.
3. Развивать логическое мышление, связную речь.
4. Формирование умения делать собственные умозаключения.
- Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Словарь: монумент, памятник, скульптор, увековечен.
Мультимедийное оборудование:
Проектор, интерактивная доска, презентация.
Раздаточный материал: макет памятника города Электрогорска, заготовки из пластилина в тарелочках, тряпочки для рук.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», Сергей Алексеев «Первая колонна», С. Алексеев «Особое задание»
Беседа на тему: «Знакомимся со скульптурой»
Рассматриваний иллюстраций памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне.
Обсуждений кинофильмов о войне.
Содержание образовательной деятельности.
2 слайд
«Мы с прошлым связаны судьбой,
бессмертье подвига идёт за нами»
Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории нашей Родины.
Вот уже на протяжении 77 лет мы ежегодно чтим память погибших в этой войне в День Победы 9 мая.
Великая Отечественная война явила множество примеров массового героизма и храбрости советских солдат. У каждого из героев – свой характер и своя судьба. Но всех их объединяла любовь к Родине и готовность пожертвовать собой ради ее блага.
На просторах России и за её пределами возведено огромное количество памятников, посвященных Великой Отечественной войне и её героям.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход по памятным местам и рассмотреть самые известные памятники.
3 слайд.
Монумент: «Родина-мать зовёт!».
Находится он в городе Волгограде на Мамаевом кургане.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это – женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.
По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Общий вес главного монумента, выполненного из монолитного железобетона с пустотами, составляет 8000 тонн.
Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы». Данная скульптура была создана по проекту скульптора Евгения Вучетича и инженера Н. В. Никитина.
4 слайд.
«Стены-руины».
Так же находится в городе Волгограде на Мамаевом кургане.
«Стены-руины» – словно отдельный эпизод из жизни воюющего Сталинграда, помогающий ощутить на себе весь ужас тех времен.
Две огромные каменные стены окружают зрителя с обеих сторон, нагнетая атмосферу военного Сталинграда. Стены-руины на Мамаевом кургане, выполнены в форме горельефа: фигуры солдат, орудий и танков, вырубленные в стенах, кажутся объемными и реалистичными.
5 слайд
Композиция «Память поколений».
Тоже там же, в городе Волгограде на Мамаевом кургане.
На каменной стене изображено шествие – мужчины, женщины, дети несут цветы, венки и приспущенные знамена, чтобы отдать почести погибшим героям Сталинградской битвы. Композиция символизирует вечную память потомков, которые никогда не предадут забвению подвиг павших защитников города на Волге.
6 слайд.
«Площадь стоявших насмерть».
И этот памятник в городе Волгограде на Мамаевом кургане.
В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда. Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров. «Стоять насмерть!» – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.
Скальное основание монумента на Мамаевом кургане испещрено надписями: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти».
Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой.
7 слайд
Памятник советскому солдату – «Алёша».
Находится в Болгарии в Пловдиве.
«Алёша» – памятник советскому солдату освободителю.
- Какая одежда у советского солдата? (гимнастерка, штаны или шаровары, плащ-палатка)
- Что у него в руках? (автомат)
Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Жители этого города захотели соорудить на холме мемориал в честь советских воинов-освободителей Второй мировой войны.
У Алёши есть прообраз – стрелок лыжного батальона Алексей Иванович Скурлатов. На основании этой фотографии Алексея Ивановича был создан памятник русскому солдату Алёше.
Образ этого могучего и статного русского разведчика, как нельзя лучше подходит к образу воина-освободителя для памятника.
Памятник Алёше – это 11 метровая скульптура советского солдата. В правой руке у него автомат, направленный в землю. Он смотрит на Восток.
8 слайд
Старший сержант Алексей Иванович Скурлатов четыре года был на войне. Его трижды считали погибшим. Он дошёл до Болгарии и вернулся домой. У Алексея Ивановича много наград. Он участвовал в Курской битве, освобождал Харьков, Вознесенск и Николаев. Легендарный русский солдат АЛЕКСЕЙ СКУРАТОВ ушёл из жизни в октябре 2013 года.
Предлагаю пройти на музыкальный привал.
Воспитатель 2.
Ребята, проходите, рассаживайтесь.
Да, тяжелое военное время было. На протяжении всей войны наших солдат поддерживали песни. Эти песни наш народ хранит и поёт до сих пор. Сочинялись песни о разлуке с родными, близкими, друзьями, о прощании с любимыми людьми, о подвигах солдата и народа.
Есть песни и о памятниках.
В 1966 году поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню, посвящённую памятнику, которая так и называлась – «Алёша».
Давайте послушаем эту песню. (Исполняется отрывок из песни «Алеша».)
9 слайд песня – видео
Воспитатель 1.
10 слайд.
Монумент «Воин-освободитель».
Находится в Германии на юге Берлина, в Трептов-парке.
Это самый большой из подобных памятников за пределами нашей страны и самый известный в мире наряду с Мамаевым курганом в России.
- Какая одежда у советского солдата? (гимнастерка, штаны, плащ-палатка)
- Что у него в руках? (меч)
- Что он делает мечем? (разрубил поверженную свастику)
- Куда устремлен взгляд солдата? (вперед)
- Как скульптор изобразил девочку и солдата? (она прижалась к солдату)
- Почему она к нему прижалась? (боится)
- Куда устремлен ее взгляд? (вниз)
Молодой солдат со спасенной немецкой девочкой на руках и мечом, разрубающим поверженную свастику, возвышается над кронами старых деревьев на могильном холме.
- Почему именно воин и девочка?
Скульптору Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова. Он сам вспоминал, как перед атакой услышал детский плач и увидел девочку, которая сидела возле убитой матери. Она теребила мать и звала: «Муттер, муттер!» Николай схватил девочку в охапку – и обратно к своим. В этот момент он был ранен в ногу, но не бросил ребенка.
На Потсдамском мосту в Берлине, где Николай Масалов спас немецкую девочку установлена табличка, на которой на двух языках (немецком и русском) написано: «В память о советском сержанте Николае Масалове (1921-2001). В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года, возле этого места, рискуя жизнью, он спас из огня, оказавшегося между двумя фронтами ребенка».
Предлагаю детям пройти на литературный привал и послушать стихи.
11 слайд.
Воспитатель 2.
О войне, о подвигах народа и о памятниках написано много стихов.
Предлагаю послушать детей, которые подготовили сегодня такие стихи.
1. Ева Широкова.
Георгий Рублёв «Это было в мае, на рассвете…»
Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял...
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну.
Рядовые Армии советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
2. Макар Коробков.
Михаил Исаковский «Куда б ни шел, ни ехал ты»
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
3. Алина Майкова.
Роман Томилин «У Кремлевской стены»
У Кремлевской стены, где раскинулся сад,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь и в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Ты за нас воевал,
Ты за нас жизнь отдал.
Чей – то сын, иль отец, или брат.
Помним мы о тебе, о тебе говорим
И поем неизвестный солдат.
12 слайд.
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата
Находится в Москве у Кремлевской стены.
5 декабря, во время Великой отечественной войны, много лет назад была битва за Москву.
Победа советских воинов в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков.
В Москве в память о тех событиях 1941 года в 1965 году была возведена могила Неизвестного солдата.
Это, наверное, самый известный памятник (мемориал) ВОВ.
Скажите, а где вы могли видеть этот мемориал? (ответы детей)
Данный памятник был посвящен тем, кто погиб в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и городам воинской славы, и городам-героям.
В центре данной композиции находится ниша с надписью:
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
В центре этой ниши расположена бронзовая пятиконечная звезда: в ее центре горит Вечный огонь – это огонь славы, он горит постоянно и символизирует вечную память о всех погибших во время войны.
Позади Вечного огня размещается надгробная плита с бронзовой скульптурой, которая изображает солдатскую каску и лавровую ветвь, они лежат на советском боевом знамени, которое как будто прикрывает могилу.
У данного мемориала выставлен Почетный караул.
Это памятник тем, кто погиб на полях сражений.
Всем тем солдатам, чьи имена невозможно узнать, по всей стране воздвигали такие памятники. В знак того, что мы всегда будем помнить их подвиг, горит Вечный огонь: горит днем и ночью, летом и зимой, в снег и дождь, это значит, что никто не забыт, ни что не забыто!
13 слайд.
Мемориал «Журавли».
Находится в городе Санкт-Петербург на Мемориальном Невском воинском кладбище.
В братских могилах покоятся останки защитников и жителей блокадного Ленинграда.
Мемориал «Журавли» представляет собой скульптурную группу из пяти летящих журавлиных фигур. Одним крылом птицы «закреплены» на стене мемориала, свободные крылья они простирают в небо. Журавли стали одним из главных символов потерь, которые понесла планета в годы Второй мировой войны. В отечественной культуре он укрепился благодаря одной из самых любимых в народе песен о войне «Журавли».
Предлагаю пройти на музыкальный привал.
Воспитатель 2:
Трудно найти человека, который не знает песню «Журавли». Родилась песня «Журавли» через 20 лет после окончания войны. Именно благодаря этой песне журавль стал символом памяти о погибших в Великую
Отчественную войну. Эту птицу можно увидеть на многих памятниках, посвящённым
павшим. Итак, предлагаю послушать песню «Журавли», исполняет Марк Бернес.
14 слайд
песня – видео
Воспитатель 1.
15 слайд.
Ребята, я вам предлагаю побыть скульптурами и сделать звезду и вечный огонь. Проходите в мастерскую.
Порядок работы: у нас есть заготовки из пластилина. Возьмите детали красного цвета, их надо соединить толстым концом в середине. Немного надавите на детали, надо сплющить, чтобы получилась звезда.
В середину звезды надо сделать огонь. Из желтого, синего и оранжевого пластилина лепим тонкие жгутики. Возьмите эти детали, соедините друг с другом и прикрепите их так, чтобы один слой заходил на другой. Примазать надо к середине звезды. Получится красивое пламя.
Молодцы! Отлично получилось.
А теперь, поставьте свои скульптуры «вечного огня» у подножья вот этого солдата (небольшая скульптура солдата из пенопласта).
И, почтим память всех тех, кто, проявляя мужество, ценою своей жизни, защищал наш мир и покой.
Минута молчания!
16 слайд.
Минута молчания.
17 слайд.
Рефлексия.
- Дети, вы знаете, что такое монументы, памятники?
(Это скульптурные сооружения, обелиски)
- Для чего их возводят?
(Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев. И тем, кто погиб, защищая нашу Родину, воздвигают памятники)
- Как вы думаете, от какого слова происходит слово «памятник» (память, помнить).
- Кто создает, и возводит памятники? (скульпторы, строители).
- Ребята, скажите, что вам запомнилось?
Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы или будете проходить мимо, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника «Воинам – освободителям». Поклонитесь их памяти!
Спасибо вам за работу, мне очень понравилось с вами беседовать.
Список литературы
1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
2. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М.: Айрис – пресс, 2007.
3. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л.А. Кондрыкиной. Твор. Центр Сфера. М.: 2011.
4. И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет - м.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.
6. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. – 420 с.
7. Памятник Воину-Освободителю.- http://hghltd.yandex.net/yandbtm?te
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по правилам дорожного движения с использованием нестандартного оборудования для старшей и подготовительной группы
Цель:закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения; вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию. Материалы и оборудование: 8 ключей – подсказок разной формы; п...
Конспект интегрированной НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы
Непосредственно – образовательная деятельность познавательной направленности, составлена в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т....
Конспект конкурсного занятия (непосредственно образовательной деятельности) с использованием интерактивных и ИКТ технологий в подготовительной группе детского сада "Огонь-друг, огонь-враг"
Данное занятие позволяет знакомить детей с огнём и его свойствами через эксперементирование....
Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.
Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...
Конспект интегрированной НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы Тема: «Лаборатория Неведимки»
Задачи:Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.Закреплять и расширять словарный запас детей: лабора...
Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...
Конспект НОД по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования и элементами конструирования. (подготовительная группа) Тема: «Чудо лист.»
Цель: Совершенствование техники выполнения основных движений с использованием нетрадиционным оборудования и элементами конструирования.Задачи: Вызывать у детей интерес к выполнению физических упражнен...