Конспект конкурсного занятия (непосредственно образовательной деятельности) с использованием интерактивных и ИКТ технологий в подготовительной группе детского сада "Огонь-друг, огонь-враг"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
Данное занятие позволяет знакомить детей с огнём и его свойствами через эксперементирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»
КОНСПЕКТ
КОНКУРСНОГО ЗАНЯТИЯ
(непосредственно образовательной деятельности)
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
«ОГОНЬ - ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ»
Долговой Ольги Николаевны
воспитателя МДОУ «Детский сад
комбинированного вида№ 25 «Светлячок»
Цель: использование интерактивных педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Задачи:
- продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
- свободно пользоваться иллюстративно - печатным и дидактическим материалом;
- расширять словарный запас по тематическому циклу «Пожарная безопасность»;
- познакомить детей с огнём и его свойствами через экспериментирование;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- развивать любознательность, память, логическое мышление;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Материал:
Иллюстрации пожароопасных ситуаций, предметные карточки для игры «Горит — не горит», историческая мультимедийная презентация, видеозапись экспериментов с огнём.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Я пожарный инспектор Ольга Николаевна, рада вас видеть приглашаю вас в школу юных пожарных, Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
- Как вы думаете, какими качествами должны обладать настоящие пожарные
Дети – сильными, ловкими, быстрыми… .
Если вы проявите все эти качества и справитесь со всеми заданиями, то заслужите почетное звание юный пожарный.
Но сначала я бы хотела предложить вам отправиться в далёкое прошлое… (презентация)
Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей. Но они часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось.
Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь — это свет, тепло и защита от врагов!
Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.
Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень — это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.
Вы слышали такую считалку? У тебя — кремень, У меня — кремень, Кремень по кремню — Значит быть огню!
Прошло ещё много веков и люди научились строить дома из дерева.
В давние времена на Руси деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.
Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.
Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути — леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться!
Поэтому в городах строили высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу.
Прошло ещё немало лет и в России появились пожарные части.
У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные. На первом – повозки с бочками с водой, лестницами. Но самое главное здесь – лошади, самые лучшие, резвые. Пожарная часть представляла собой солидную процессию. Впереди на коне трубач громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и выражение «летит, как на пожар».
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. Вместе с пожарными на происшествие выезжают и полиция, и скорая помощь. Они все организуют службу спасения.
- Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека.
- почему? (Он согревал, освещал, отгонял диких зверей).
Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворил страшные беды.
- Какие?
Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара? (Неисправные электроприборы и электрические провода, не затушенный окурок, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками).
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Аквариум».
Вам необходимо разделиться на две группы, договоритесь, кто с кем будет в группе. Одна группа будет выполнять задание, а другая - будет в роли «Наблюдателей» После выполнения задания, «Наблюдатели» проанализируют, правильно ли дети выполнили задание, дружно ли они работали
Я предлагаю вам решить, какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей».
А теперь рассмотрите внимательно картинки. В одну сторону отложите картинки, где огонь приносит пользу, в другую отложите картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья. Во время работы вы можете советоваться друг с другом, договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать о том, что у вас получилось. (Дети выполняют задание).
- Можно начать со слов «огонь наш друг потому что……»
Или со слов «огонь наш враг потому что……»
- Наблюдатели, проанализируйте, правильно ли дети выполнили задание, дружно ли они работали
Вы согласны с тем, как дети разложили картинки? Но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?
Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Посмотрите, какая у меня на столе красивая коробка! Вы уже умеете читать? Кто может прочитать, что на ней написано? (или читает сама).
- «В этих предметах спрятан огонь. Без взрослых эти предметы не тронь!»
В коробке загадки:
Это тесный, тёмный дом,
Сто сестричек живут в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер!
Не шути с сестричками, тоненькими.....
Долго я стою, скучаю,
Но когда свет отключают,
То меня все приглашают
И скорее поджигают.
Я горю, горю, пылаю,
В темноте дом освещаю.
Складки все исчезли вдруг –
Их разгладил нам ...
Папа вкрутит лампу шустро,
Вновь сияет наша...
С громким именем «Мечта»
Есть готовит нам ...
Если спички тратить жалко,
Их заменит ...
Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки!
А сейчас я хочу посмотреть какие вы быстрые и ловкие и предлагаю вам поиграть в игру-эстафету «Горит или не горит»
В корзине разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т.д. Вам необходимо разделиться на две команды, договоритесь, кто с кем будет в команде (обращает внимание на эмблемы: - красный круг-огонь, синий круг-вода)
Первая команда будет выбирать пожароопасные предметы, а вторая те, которые не горят. Под красный круг раскладываем пожароопасные предметы, под синий остальные, безопасные предметы. Затем команды проверят друг друга. (Дети выполняют эстафету, рассматривают предметы и определяют: горит или не горит этот предмет и почему).
Молодцы! Теперь я вижу, что вы быстрые и ловкие как настоящие пожарные!
Ребята, я хочу пригласить вас в нашу видеолабораторию.
Здесь вы увидите опыты с огнем. (Знакомство детей с огнем его свойствами).
Вот сейчас наш профессор проведет несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Профессор на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
- А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
- Вот и закончились эксперименты. О каких свойствах огня вы сейчас узнали?
Давайте поиграем в игру «Слушай внимательно»
- Я задаю вопрос, а вы хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
- Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по «04»
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Молодцы! Вы очень внимательные и сообразительные!
- А теперь обратите внимание налево: здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).
- Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
- Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
- Правило пятое:
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01
Если к вам пришла беда
Позвони скорей туда,
Если нету телефона,
Позови людей с балкона!
- Молодцы, хорошо знаете правила безопасного поведения. Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.
- Понравилось вам, ребята в школе юных пожарных?
- Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре).
Правильно, ребята, огонь может быть не только другом, но и врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.
Вы достойно сдали экзамены, и теперь вы юные пожарные. Я вручаю вам медали.
- А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
Инспектор прощается с детьми и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по теме "ФЦКМ. Зима. Приметы зимы" для подготовительной группы детского сада.
Непосредственно образовательная деятельность по теме"ФЦКМ. Зима. Приметы зимы"для подготовительной группы детского сада. Цель: Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям поч...
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР.
Задачи:· расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» (названия птиц);· упражнять в образ...
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР. Тема: «В гостях у сказки»
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников....
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»
Закрепить знание детей о русской народной сказке "Колобок" посредтвом театрализации. Развивать интонационную выразительность речи детей, память, воображение....
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»Программные задачи:1. Закрепи...
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»
Программные задачи:1. Закрепить знание детьми русской народной сказки "Колобок", побуждать их к пересказу отдельных моментов сказки;2. Развивать интонационную выразительность речи детей, пам...