Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с родным городом - Нижним Новгородом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Тема | Формы | Задачи |
1. История возникновения нижнего Новгорода. понятия «нижегородец» и Малая Родина. Особенности расположения города (на слиянии двух рек, историческое название двух частей города: верхняя-Нагорная; нижняя-заречная. | 1. Адаптированные рассказы: «история возникновения Нижнего Новгорода»; «Две части города». 2. Экскурсия на Волжский откос, где Ока сливается с Волгой. 3. Просмотр фрагмента видеофильма-Стрелка. 4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие из одной части города в другую»; «Мы плывем по реке Волге и Оке». 5. Рисование на тему: «Там где Волга сливается с Окой». 6. Прослушивание песен и стихов о Нижнем Новгороде. | 1. Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода. 2. Воспитывать интерес к истории родного города. 3. Дать понятие «нижегородец; «верхней-Нагорной» и «нижней-Заречной» частей города. 4. Пробудить интерес к историческому прошлому Нижнего Новгорода. 5. Воспитывать любовь к родному городу, к своей Малой родине. |
2. Районы города. Наш Нижегородский район, его достопримечательности: Нижегородский кремль, площадь Минина и Пожарского, Волжский откос. Наш микрорайон Верхние Печеры, названия улиц, места расположения общественных мест. | 1. Прогулки по микрорайону с посещением поликлиники, аптеки, школы, магазина. 2. Рассмотрение иллюстраций, открыток с изображениями районов города. 3. Адаптированные рассказы районах города. 4. Сюжетно-ролевая игра «Мы путешествуем на автобусе по районам города». 5.Рисование «Улицы города». 6. Составление карты-схемы микрорайона Верхние Печеры. | 1. Дать знания о районах города. Нижегородский район – центр города. 2. Расширить знания о микрорайоне в котором находится наш детский сад. 3. Знакомит с другими районами города, их достопримечательностями и особенностями. 4. Воспитывать чувство привязанности к месту в котором ты живешь. |
3. Нижегородский Кремль – главный памятник архитектуры Нижнего Новгорода. | 1. Экскурсия в Нижегородский Кремль. 2. Рассматривание открыток, слайдов «Нижегородский кремль». 3. Адаптированные рассказы воспитателя: «О чем рассказывают башни Кремля». 4. Рисование, лепка башен нижегородского кремля. | 1. Продолжить знакомство с достопримечательностями родного города. 2. Углубить и закрепить знания о Нижегородском Кремле, о его башнях. 3. Воспитывать любовь к своему городу, вызывать желание узнавать новое о нем. |
4. Знакомство детей с достопримечательностями, связанными с именами людей, прославившими наш нижегородский край (А.М. Горький, В.П. Чкалов, И.П. Кулибин) | 1. Экскурсия к памятнику В.П. Чкалова; на площадь Горького; в парк имени Кулибина. 2. Адаптированные рассказы для детей из серии «Знаменитые люди» - великий русский писатель А.М. Горький; «Знаменитые нижегородцы, В.П. Чкалов». 3. Дидактические игры: «Узнай и назови знаменитых людей»; «С чьим именем связана эта площадь, лестница, парк». | 1. Закрепить знания детей о том, как люди чтят память о знаменитых людях – земляках, прославивших наш город. 2. Воспитывать чувство гордости желание быть похожими на этих людей. 3. Познакомить детей с памятником В.П. Чкалову и Чкаловской лестницей, с памятником, площадью, улицей Горького, с названием города в прошлом; с И.П. Кулибиным и парком, носящим его имя. |
5. Памятники защитникам Отечества Кузьме Минину и Пожарскому. Символика города. Служба воинов Российской армии в мирное время. | 1. Экскурсия к памятнику Минина и Пожарского. 2. Адаптированный рассказ «Козьма Минин и Дмитрий Пожарский – защитники Отечества». 3. Сюжетно-ролевые игры: «Служба в армии», «Маряки». 4. Дидактические игры «Разложи и назови правильно рода войск». 5. Подарки для пап, дедушек. 6. Праздник «День защитника Отечества». 7. Стихи, песни о солдатах, армии. | 1. Знакомство с памятниками защитникам Отечества в Нижнем Новгороде, с Нижегородскими былинными героями –богатырями. 2. Учить сравнивать защитников отечества прошлого и настоящего. 3. Знакомить детей с воинскими подвигами нижегородцев. 4. Знакомство с флагами России и Нижнего Новгорода. 5. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое города, страны. 6. Воспитывать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества. |
6. Знакомство детей с архитектурой древнерусских построек Нижнего Новгорода (соборами, церквями, музеями и др.) и современных зданий. | 1. Экскурсия к Рождественской или Строгановской церкви; к Архангельскому собору в Кремле; к зданию банка на Покровской улице; к бывшему дому Рукавишниковых (ныне краеведческий музей). 2. Прогулка по микрорайону Верхние Печеры (к местной церкви, торговый центр «ИНДИГО»). 3. Рассмотрение открыток, альбомов, фотографий, иллюстрации старинных и современных зданий. 4. Адаптированный рассказ воспитателя | 1. Знакомство детей с архитектурой старинных и современных зданий. 2. Учить детей сравнивать архитектуру прошлого и настоящего. 3. Знакомство с профессиями архитектора и строителей. 4. Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа. 5. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, чувства гордости за талантливых архитекторов и строителей прошлого, почувствовать себя их наследниками. |
7. Знакомство детей с местами отдыха нижегородцев (Кремлевский бульвар и набережная, Волжский откос, парки города). | 1. Экскурсия с родителями на прогулочном теплоходе по реке Волга. 2. Целевая прогулка в Кремль; прогулки с родителями в парк ( по месту жительства). 3.Рассмотрение альбома с видами города, слайдов об отдыхе нижегородцев. 4. Адаптированные рассказы «Парки Нижнего Новгорода», «Река Волга». 5. Рисование «Как красиво в парке весной». 6. Чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений. | 1. Знакомить детей с местами отдыха нижегородцев, с особенностями их ландшафта. 2.Знакомить детей с заповедными местами города, с правилами поведения в природе. 3.Воспитывать чувства уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха нижегородцев. 4.Развивать чувства восхищения неповторимой красотой родных просторов, чувство гордости за культурные и природные ценности Нижегородского края. |
8. Знакомство с памятниками героям ВОВ (вечный огонь, обелиски, мемориалы, стелы, музеи военной техники). | 1. Экскурсия в Кремль, к вечному огню. 2. Рассматривание военной техники. 3. Встреча с ветеранами. 4. Просмотр видеофильма о войне. 5. Слушание военно- фронтовых песен. 6. Адаптированный рассказ о нижегородцах в ВОВ. 7. Рисование, аппликация «Поздравительная открытка для ветеранов ВОВ». | 1.Познакомить детей с памятниками героям ВОВ. 2. Познакомить с героями нижегородцам, в честь которых названы улицы нашего города. 3.Дать детям знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ. 4.Воспитывать у детей патриотизм и гражданские чувства. |
Варианты занятий.
Тема: «История возникновения Нижнего Новгорода»
Цель: познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода.
Задачи:
- Учить узнавать и называть по открыткам знакомые места Нижнего Новгорода.
- Познакомить с историей возникновения Нижегородского кремля.
- Дать понятие «верхний-Нагорный» и «нижний-Заречный» частей города.
- Пробудить интерес детей к историческому прошлому Нижнего Новгорода.
Ход занятия:
1 часть Вводная.
Рассматривание открыток с видами города.
- Ребята, кто скажет, как называется город, в котором мы живем?
- А какой наш город? (Большой, красивый)
Воспитатель расставляет на стенде репродукции с видами города.
- Вы узнали это место? Кто там был?
- А вот здесь, наверное, были все (воспитатель выставляет открытки с видами кремля).
- Это центр нашего города (Нижегородский кремль).
2 часть. Информационная.
Беседа с детьми:
- Когда-то давным-давно здесь поставили люди свои первые дома (вид откоса, где расположен кремль). Место это им понравилось, как вы думаете почему?
- Раньше когда еще не было таких больших городов, как сейчас, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи. А где можно было найти воду? ( В реке)
- Да, река была рядом, да не одна, а целых три: Волга, Ока, Почайна. Как раз напротив кремля внизу Волга и Ока сливаются вместе. Это место называется Стрелка.(Фото)
- Река не только поила, но и кормила людей, в реке водится рыба. А вокруг стояли леса, в которых тоже можно было найти еду, какую? (Грибы, ягоды, дичь). Место, где поселились люди, было очень высоким. Как вы думаете, почему именно это место привлекло сюда людей? (Отсюда было хорошо видно все, что происходило вокруг, можно было издалека заметить врагов).
- Кремль стоит на Дятловых горах. Кто-нибудь знает, почему эти горы так названы? (Легенда)
Рассказ воспитателя.
- В те времена на Руси главными были князья. Князь – это значит главный. Его все слушаются. Он командует войском, если идут воевать. И вот однажды со своим войском остановился здесь князь Юрий Всеволодович. Осень ему это место понравилось: богатое рыбой, дичью очень удобное. И решил он здесь город поставить, и назвал его Нижний Новгород. А знаете почему Нижним? (рассказ воспитателя). Времена тогда были не спокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Поэтому они строили крепости-окружали свои дома высокими стенами. Делали эти стены из дерева, так как кругом стояли леса. Сначала город весь умещался за стенами кремля, но постепенно население прибавлялось, строились новые дома и место внутри крепости стало не хватать. Тогда дома начали строить за стенами. А когда нападали враги, жители уходили в крепость и сражались с врагами. Такая крепость внутри города называется кремль. В нашем городе есть кремль.
3 часть. Проблемная.
Игра «Хорошо-плохо».
- Сначала кремль был деревянным. Как вы думаете, это хорошо? (строительный материал был рядом, крепкий, прочный).
- Да, с одной стороны хорошо. Но ведь дерево горит. Поэтому первый кремль, построенный деревянным, сгорел при пожаре. Следующий кремль на месте сгоревшего строили уже из камня. Он оказался намного прочнее деревянного. Его построили много-много лет назад, конечно, иногда стены рушились, но их восстанавливали вновь. И до наших дней сохранился этот древний кремль, потому, что люди строили его с любовью, очень старались.
4 часть. Стимулирование детских вопросов.
Воспитатель вносит «Волшебный сундучок», в нем – фотографии видов города. Дети, задавая вопросы, отгадывают что изображено на фотографиях.
5 часть. Символизация.
Моделирование верхней и нижней частей города.
- Как вы знаете первое поселение возникло на горах – там, где находится кремль. Как же можно назвать эту часть города? Нагорная, или верхняя часть. (изображается с помощью модели). Постепенно люди селились и за рекой. Появилась новая часть города, которая называется Заречной, или нижней. А какая река разделяет город на две части? Ока (рисунок). А в какой части города живем мы с вами?
Вот какой у нас древний и красивый город.
Рассказ воспитателя о жизни А. М. Горького – великого русского писателя.
( адаптированный рассказ для детей)
Среди замечательных мест нашего города особое внимание нижегородцев и гостей города привлекают памятные места, связанные с именем великого писателя Максима Горького. Как вы думаете почему?
Нижний Новгород является родиной писателя, Здесь прошли года детства и юности А. М. Горького. Его настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Горький – это вымышленное имя, которое он придумал, став уже писателем. Как вы думаете. Почему он выбрал именно это слово « Горький»?
Жизнь у него была трудная – про такую говорят в народе « горькая».
Детство и юность его были очень тяжелые. Отец его умер рано, когда Алеша был маленьким. И мальчик вместе с мамой жил в доме своего деда. С шести лет Алеша учился грамоте дома, а потом в школе для бедных детей. Вскоре дедушка стал жить еще хуже - беднее, и Алеша не мог учиться дальше и в бедной школе. Мальчика отдали работать в семью к чужим людям. Алеша нянчил чужих детей. На последние деньги покупал вместо хлеба книги и ночью, при свече, тайком читал.
Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных и трудолюбивых людях. Шли годы, он познакомился с новыми людьми. В эти годы у него проявляется талант писателя.
Максим Горький много работал. Как работает писатель? Что он делает?
Он написал много произведений. Его пьесы постоянно идут на сценах театров нашего города. Когда вы будете учиться в школе, то познакомитесь с его произведениями. А. М. Горький писал не только для взрослых, но и для детей. Какие сказки Горького вы знаете? Он написал сказку «Воробьишко»- о птенчике пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. « Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам. Сказку « Про Иванушку дурачка».
Алексей Максимович выпустил первый журнал для детей «Северное сияние».
Он старался и делал все возможное. Чтобы дети могли читать лучшие книги писателей. Горький встречался с ребятами, писал им письма, дружил с ними.
Имя писателя дорого всем людям. В нашем городе есть много мест, названных именем Горького. Какие это места? Назовите их (пл. Горького, улица Горького, дом музей Горького, драматический театр, библиотека).
Не только в нашем городе, но и в других городах есть улицы и площади, названные именем Горького, корабли, школы, библиотеки. театры носят его имя.
В нашем городе есть музей писателя. Есть дом, где прошло его детство. Кто знает этот дом? Как он называется? Это домик Каширина. А кто из вас был там? Я вам предлагаю со своими родителями посетить музей детства писателя «Домик Каширина».
Тема «Знатоки Нижегородского Кремля»
Цель: обобщить знания детей о Нижегородском кремле.
Задачи:
1.Продолжить знакомство детей с достопримечательностями родного города.
2.Углублять и закреплять знания детей о нижегородском кремле, о его башнях
3.Воспитывать любовь к своему городу, вызывать желание узнавать новое о нем.
Материал: иллюстрации башен кремля.
Предварительная работа: рассказы воспитателя о кремле, беседы, рассматривание иллюстраций, открыток, экскурсия по кремлю.
Ход занятия
Занятие проходит в форме игры «Что? Где? Когда?». Дети делятся на две команды и поочередно выбирают вопросы на столе и отвечают на них. За каждый правильный ответ получают призовые очки. Кто больше набирает очков, тот и победитель воспитатель самостоятельно определяет количество вопросов, в зависимости от уровня знаний детей.
1 часть. Вопросы к детям:
- Какой самый главный и древний памятник в нашем городе? Кремль.
- А вы любите гулять в кремле?
- Что особенного привлекает вас в нем?
Я вам предлагаю поиграть в игру «Нижегородский кремль» и выяснить, что вы знаете о нашем кремле.
Вопросы для игры:
1.На каком месте был построен кремль? (на Дятловых горах)
2.Почему было выбрано именно это место? (удобное месторасположение, объяснить)
3.Кто приказал строить кремль на Дятловых горах? (Юрий Всеволодович)
4.Как вначале выглядел кремль? Из какого материала был построен? Почему?
5.Сколько башен в нижегородском кремле? (12)
6.Вспомните и назовите их.
7.Все ли башни одинаковые? В чем их разница? (круглые и квадратные)
8.Назовите круглые башни.
9.Назовите квадратные башни.
10.Какая башня разрушена и не восстановлена? (зачатская)
11.Для чего нужен был кремль древней Руси?
12.В настоящее время кремль защитил бы нас от врагов? Объясните почему.
13.Какая из башен самая главная? Почему?
14.Какие башни выходят на площадь Минина и Пожарского?
15На какой башне установлен герб нашего города?
16.У каких башен в древней Руси был подъемный мост?
17.Какая башня служила хранилищем? Что в ней хранили.
18.В какой башне хранили боеприпасы?
19.Название какой башни связанно с легендами?
20.В названии какой башни была тайна? И что это за тайна?
21.На какой башне кремля были установлены часы? Сколько часов в городе было установлено?
22.Какие башни стоят на крутом склоне реки Волга?
В конце игры подводятся итоги.
Воспитатель:
- Подумайте и спросите меня, что бы вы хотели узнать о Нижегородском кремле?
Тема: «День защитников Отечества».
Цель: продолжать знакомить детей с выдающимися людьми родного города.
Задачи:
1.Продолжить знакомство детей с воинскими подвигами нижегородцев.
2.Закреплять представления детей о современных родах войск.
3.Развивать мысленные операции: сравнение, обобщение, классификация.
4.Воспитывать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего.
Ход занятия.
1 часть. Вводная.
В группе появляется стойкий оловянный солдатик. Здоровается с детьми и спрашивает:
- Вы меня помните? В какой сказке мы с вами встречались? (ответы детей)
- Сегодня я пришел к вам не один со мной мои друзья бравые солдаты.
Воспитатель выставляет картинки с изображением солдат разных родов войск:
Пограничники, летчики, моряки, десантники и т. д. Дети рассматривают картинки. Оловянный солдатик спрашивает:
- Знакомы вам, ребята, эти солдаты? Кого из них вы знаете? (дети называют знакомые рода войск)
- Если хотите, я могу вас познакомить с другими своими друзьями.
2 часть. Информационная.
На доске располагают круги с условными обозначениями разных родов войск: самолет - летчики, пушка - артиллерия, корабль - моряки, парашют - десантники, танк-танкисты и т.д. Вначале дети размещают в этих кругах знакомые им рода войск, затем солдатик знакомит их с оставшимися родами.
На доске остаются солдатики в форме прошлых столетий.
- Ребята, а это кто такие остались? Почему у них такая интересная форма? (это солдаты, которые жили в прошлые времена)
- Что вы знаете об этих воинах? Какие они были? Отличались ли они чем-нибудь от воинов сегодняшнего дня? (они отличались только формой, по своей храбрости, отваге, любви к Родине были такие же)
- Каких выдающихся защитников нашего Отечества вы знаете? (дети перечисляют знакомые события: ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, воины Великой Отечественной войны)
- Какие современные люди выражают свое отношение к подвигу воинов прошлого? Какие памятники защитникам Отечества вызнаете в нашем городе? (названа в честь Кузьмы Минина площадь в центре города, памятник Минину, в Кремле находится обелиск в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в Кремле находится вечный огонь в память о героях Великой Отечественной войны, памятники морякам и речникам Волжской флотилии на Речном вокзале и др.)
Физкультминутка. Свободное движение под музыку «Солдатушки - бравы ребятушки».
3 часть. Проблемная.
- Благодарные потомки выражают свою благодарность защитникам Отечества, воздвигая памятники и называя их именами улицы и площади города. Мы с вами еще малы и не можем, например, поставить памятник, каким же образом мы можем выразить свою благодарность?
Дети рассуждают на предложенный вопрос. Воспитатель помогает им сделать вывод: мы можем помнить о них, стараться в своей жизни быть похожими на них, так же горячо любить свою Родину делать подарки своим близким и т.д.
4 часть. Стимуляция детских вопросов.
Оловянный солдатик предлагает поиграть в игру « Что в волшебном сундучке». Предварительно оговаривается, что в волшебном сундучке находится фотография памятников нашего города, воздвигнутых в честь защитников Отечества. Дети задают вопросы, стараясь отгадать, какой там спрятан памятник. Примерные вопросы: Где он находится? В честь какого события он поставлен? Кому воздвигнут этот памятник?
5 часть. Символизация.
Воспитатель предлагает детям создать альбом о различных родах войск. Каждый ребенок выбирает тот род, который ему наиболее интересен и рисует его. Поощряются рисунки, изображающие воинов прошлых веков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Ознакомление детей старшей группы с родным городом»
Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города, познакомить с историей нашего города. Побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем слави...
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Знакомство с родным городом - Нижним Новгородом...
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с городом Нижний Новгород»
Формировать у детей чувство любви и привязанности к своему родному краю; Знакомить детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края; с выдающимися людьми, прославивших свой кра...
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом
Интеграция «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое...
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом...
Конспект ООД в старшей группе «Мой родной город — Нижний Новгород»
обогащение знаний детей о своем родном городе...