Конспект ООД познание "История возникновение письменности"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помощью условных знаков.
- Продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение решать проблемную ситуацию.
-Способствовать развитию творческого воображения.
-Формировать умение соотносить знаковые символы с образами и действи- ем.
- Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения предметов, вещей, передаче информации.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-творческое развитие.
Материал и оборудование: яркий конверт с письмом, дощечки, мел, камни, карточки-символы, доска для письма, шкуры, поленья для костра, ноутбук, иллюстрационный материал, схемы-рисунки, дифференцированный подход: для детей 1 уровня -самостоятельное придумывание схемы символами про охоту; для детей 2 уровня –составление схемы предложения конкретными символами, для детей 3 уровня-рисование по образцу, с наводящими вопросами.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр познавательных передач, дидактическая игра «Что было бы, если...», беседы детей дома с родителями о жизни первобытных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_ood_na_temu_istoriya_sozdaniya_pismennosti_starshaya_gruppa.docx | 133.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58
Тел.: 8(42431)5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по теме:
«История возникновения письменности».
Автор: Князева Наталья Анатольевна
воспитатель старшей»Б» группы
Поронайск
2018
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помощью условных знаков.
- Продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение решать проблемную ситуацию.
-Способствовать развитию творческого воображения.
-Формировать умение соотносить знаковые символы с образами и действи- ем.
- Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения предметов, вещей, передаче информации.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-творческое развитие.
Материал и оборудование: яркий конверт с письмом, дощечки, мел, камни, карточки-символы, доска для письма, шкуры, поленья для костра, ноутбук, иллюстрационный материал, схемы-рисунки, дифференцированный подход: для детей 1 уровня -самостоятельное придумывание схемы символами про охоту; для детей 2 уровня –составление схемы предложения конкретными символами, для детей 3 уровня-рисование по образцу, с наводящими вопросами.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр познавательных передач, дидактическая игра «Что было бы, если...», беседы детей дома с родителями о жизни первобытных людей.
Ход занятия:
1.Орг. момент. (Приветствие. Дети заходят в группу и подходят к воспитателю )
Здравствуй, Солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую! Улыбнитесь друг другу!
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло очень необычное письмо, а прочитать я его не могу. Посмотрите, может кто-нибудь из вас сможет его расшифровать?
Воспитатель: А вообще, ребята, откуда мы получаем знания и информацию? (ответы детей). Правильно, из разных источников: из телевизионных программ, компьютера, журналов, газет и даже из писем.
Ребята, а как вы думаете, каким образом древние люди могли бы рассказать нам о своей жизни? Каким способом они передали бы информацию о себе? (ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, вы совершенно правы. Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, когда не было букв и цифр, они могли рассказать о себе, своих делах, повадках, охоте, рисуя на стенах пещер.
2. (Демонстрация изображений наскальных рисунков) на мольберте
Ребята, что вы видите? (ответы детей).
Это изображение наскальных рисунков,ученые расшифровали эти рисунки, и мы узнали, как жили наши далекие предки. (занимались охотой, собирали ягоды, семена растений)
Как вы думаете, если бы мы отправились в далекое прошлое, смогли бы мы научиться читать подобные письма? И наверное то, которое нам пришло к нам в детский сад?
А вы хотите совершить путешествие в первобытное общество?
Тогда встаньте в круг, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться при перемещении во времени, закройте глаза и повторяйте за мной.
Крибли-Крабли, Тара-гир. Полетели в древний мир. (Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза и проходят на ковер)
3. Рассматривание пещеры (дети садятся на ковер, на ковре лежат шкуры, имитация древнего кострища, камни)
Ой, ребята, мы с вами оказались в первобытной пещере. Что вы здесь видите?
Посмотрите, что изображено на одной из стен пещеры? (деревья) Воспитатель предлагает детям подойти к стене, на которой висят карточки с изображением деревьев (4 карточки)
Подумайте, что обозначает каждое дерево (время года). Правильно, объясните, почему вы так решили? (например, на этом дереве нет листьев, значит, это зимнее дерево). Назовите время года(зима, весна, лето, осень)
А теперь подумайте, как можно изобразить части суток.
Например: ночь – луна; а день – солнце.
А вот посмотрите, солнце встает, что это - утро,
а когда солнце садится это – вечер(картинки). Так обозначаются символами части суток.
Посмотрите. Если я поставлю рядом два рисунка, (показываю картинки) дерево и солнце . Это дерево какое время года обозначает?(лето). Солнце какую часть суток обозначает?( день. )Расшифруйте, что получилось? (Летний день)
4. Индивидуальная работа (с карточками)
Составьте из рисунков: зимняя ночь, осенний вечер, весеннее утро, летний день. Молодцы!
5. Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить время года и части суток.
Ребята, пойдем дальше...Что вы видите?(изображения людей)
Наши предки рассказывали не только о природе, но и о людях. (На другой стене висят изображения людей)
Что можно сказать об этих рисунках? Кто изображен вверху? (женщина и девочка) Почему? А внизу кто изображен? (мужчина и мальчик). А как вы догадались? А если добавить тросточку? (дедушка, бабушка).
Пошлите дальше…
Работа по карточкам на доске магнитной (картинки с изображением детей)
Наташа, а кто нарисован справа? (девочка). А как ты догадалась? Миша, а слева? (мальчик). Почему? А как назовем одним словом? (дети.) Молодцы!
Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить детей и взрослых.
Отправляемся дальше... Ребята, посмотрите, а это что за знак (скрипичный ключ). Что бы он мог обозначать? (Ответы детей).
6.Музыкальная пауза. Включить музыку.
Встали в кружок мы же с вами попали в древний мир.
Физкультминутка .
Хлопать в ладоши влево - вправо.
Танец Индейцев по кругу, с высоким подниманием колена (по очереди).
На месте топать, приставными шагами.
Дыхательные движения, плечи вверх, вниз.
(Воспитатель показывает схему движения, а дети его выполняют).
Молодцы, ребята!
7.Игра «Угадай настроение» – воспитатель дает задание, а дети мимикой показывают настроение
А сейчас мы поиграем, ребята, а по лицу можно определить, какое настроение у человека? Давайте попробуем. Это какое настроение? (показ рисунка).
А теперь покажите мимикой лица. (веселое, грустное, сердитое, спокойное)
8. Работа в группах. (Девочки и мальчики)
Смотрите, какие то рисунки…А что могут вам рассказать эти рисунки?
Девочки вам задание: Подумайте кто и в каком настроении здесь изображен? (грустная женщина), Почему?
Мальчики , а это для вас задание: Кого вы здесь видите и в каком настроении?(сердитый дедушка ). Как догадались?
Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить настроение людей.
Ребята, а на стенах пирамид изображали и действие (показываю картинку глаза) .Что это? (глаза). А какое действие производят глаза? (смотрят)
Что могут обозначать эти рисунки? Ноги – идти, ходить. Нос – нюхать. Рука – брать, давать( показ картинок)
-А кто может прочитать, что нарисовано здесь? ( показ схемы)
Девочка нюхает цветок. Молодцы!
Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить действие людей.
Продолжаем наше путешествие дальше...(подходят к столам ).Что вы видите перед собой?
9.Работа по группам (по уровням )
У каждого ребенка деревянная дощечка и мелок
Обратите внимание, на столах стоят условные обозначения:
Солнышко, Звездочка, Месяц. Ребята, садитесь на стульчики. Каждая группа садитесь на свои места. А сейчас зарядка для пальчиков.
10.Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели.
И работать захотели.
А теперь каждый из вас может нарисовать картинку, при помощи символов, с которыми мы с вами сегодня познакомились, а потом расшифруем полученные предложения.
Итак:
1.Солнышки вам задание: Изобразить часть суток и время года, когда вы были на охоте? Повтори Руслана, что вам надо сделать? Приступаем.
2.Звездочки вам задание: Изобразите Веселого мальчика.
Повтори Семен, какое задание вы должны выполнить?
Не забудьте про мимику. Молодцы!
3.Месяцы вам задание: Нарисовать такое же дерево.
11.Практическая работа. (Проверяем)
Солнышки. Аня, когда ты ходила на охоту? Как изобразила дерево? Почему? Молодцы ребята!
Звездочки. Артем, какое настроение у твоего мальчика? Как ты это изобразил? Хорошо!
Месяцы.Никита,в какое время года дерево без листьев?Молодец!
Вывод: Ребята,вы теперь с легкостью можете читать нарисованные письма,
а нам пора возвращаться домой, в наше время, выйдете в центр группы, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: Крибли-крабли, Тик, так, той. Возвращаемся домой. (Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза)
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и вернулись. А как вы думаете, сейчас мы сможем прочитать зашифрованное письмо, которое пришло в детский сад?
Ну, тогда, давайте попробуем (воспитатель достает письмо, дети его расшифровывают).(За дверью посылка). Молодцы!
Воспитатель: Ребята, пойдемте, проверим, правильно ли мы прочитали письмо? Дети находят посылку, в ней альбомы мелки и медали(смайлики)
12.Итог: Понравилось вам путешествие в историю? А где мы с вами были? Какое испытание для вас было трудным? Что вам больше всего запомнилось?(раздаю смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "устное и письменное общение"
Показать детям значимость устного общения. Воспитывать умение общаться в команде....
Мини-Проект «История возникновения письменности»
Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности». Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.Вид проекта: Информационно - поз...
мини-проект "История возникновения письменности"
Мини-Проект «История возникновения письменности»Паспорт проекта. Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности»....
Презентация " Возникновение письменности на Руси"
Презентация "Возникновение письменности на Руси"...
Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"
Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности" Часть 1...
«История возникновения письменности».Событийный подход в образовании.
Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы. Инновационные технологии в образовании....
Презентация "Возникновение письменности и бумаги"
Знакомство с фактами появления писменности у людей с древних времен....