мини-проект "История возникновения письменности"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Мини-Проект «История возникновения письменности»
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».
Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.
Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt._pismennostdoc.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-Проект «История возникновения письменности»
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».
Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.
Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Цель: Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с этапами возникновения письменности.
Развивающие:
- Развивать связную речь и коммуникативные способности.
- Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления.
- Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность.
Воспитательные:
- Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям.
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
Предполагаемые результаты: У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.
Формы работы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; создание сюжетно-ролевой игры.
Этапы и сроки проведения проекта.
Этапы | Содержание деятельности | Результат | |
1 | Организационно – подготовительный | Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования. | Изучена методическая литература; подобраны открытки, книги с иллюстрациями; составлен тематический план. |
2 | Аналитический | Деятельность в соответствии с тематическим планированием. | Работа проведена в соответствии с планом |
3 | Заключительный | Создание презентации на основе совместных работ детей и родителей по теме проекта. | Анализ результатов деятельности Обобщение результатов работы. Все участники проекта результатами удовлетворены |
Перспективный план.
Этапы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Подготовительный | Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо), бумага – современные средства изображения. | Сбор информации по проекту . |
Основной | 1.Знакомство с Наскальными рисунками (петроглифами – это высеченные или нарисованные изображения на каменной основе.) и Пиктограммами (условный графический знак) | Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району находят и зарисовывают встречающиеся пиктограммы. |
2. Знакомство с Иероглифами. Знакомство с алфавитом индейцев майя, египетским письмом, узелковым письмом индейцев. | ||
3. Знакомство с Буквами. Создание первой Азбуки | - изготовить необычную букву ( придумывание узора для заглавной буквы своего имени). | |
Итоговый. | Создание сюжетно-ролевой Игры «Зашифрованное письмо» Написание писем родителям | |
Творческое задание. | Изготовление «зашифрованной» азбуки. |
1этап. Пиктограммы.
История буквы начинается с простого рисунка – «пиктограммы». На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Предлагаемый материал целесообразно преподнести в форме ознакомительной беседы с большим количеством иллюстраций. Однако необходимо акцентировать внимание детей на том, что пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах. Для закрепления полученных знаний можно использовать следующие игровые задания:
1. Составление алгоритмов «Одеваемся на прогулку», «Моем руки», «Накрываем на стол » и т. п.
2. Изготовление пиктограмм для тематических уголков в группе – коробка для хранения карандашей, кистей или красок, атрибутов сюжетно-ролевых игр, таблички для ухода за комнатными растениями, для уголка дежурств.
3. Выставка рисунков «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся материале лучше узнать особенности своего района.
2 этап. Иероглифы.
Много сотен лет люди рисовали пиктограммы. Затем они научились изображать действия –«ходить, носить, строить», и сложные для изображения слова – «большой», «зимний»,«жарко». Рисунков – знаков накопилось очень много, и люди стали изображать одним знаком-рисунком часть слова, сочетание звуков - так появились иероглифы. Ведь очень многие слова похожи, например «пар – пара», эти слова изображали одинаковыми иероглифами. И этот иероглиф встречался во всех словах, где есть сочетание «пар». На этом этапе необходимо учитывать, что иероглифы – достаточно тяжелый в усвоении предмет, поэтому не стоит углубляться в видовое разнообразие иероглифических систем письменности – достаточно познакомить с одной: египетской, китайской, японской, системой индейцев майя.
Этап 3. Буквы.
Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу.
Чтение Сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»
Этап 4. Итоговый.
На этом этапе закрепляем представления о различных системах письменности, их разнообразии: пиктографическое письмо, иероглифы, кириллица.
Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.
Тема: Письмо на камне.
Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.
Ход работы: детям предлагаются мел, уголь, акварель, акриловые краски, тушь, перья, шариковые ручки, кисти, стило (заостренная деревянная палочка). Задание – нарисовать пиктограммы «идите направо, налево, вперед» для игры по ориентированию во время прогулки. В качестве основного материала можно предложить камни-голыши небольшого размера. Во время работы дети пробуют все материалы. Методы проверки сохранности изображения – потереть ладонью, опустить в воду.
Этап 5. Творческое задание. Изготовление азбуки.
Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности стало изготовление азбуки и написание письма родителям Т. к. в современном дошкольном образовании широко применяются нетрадиционные изобразительные техники, было решено взять их разнообразие за основу изображения букв и иллюстраций к ним. Так наряду с традиционным предметным рисованием, плоскостной аппликацией была использована объемная аппликация, пластилинография, трафаретное рисование.
Художественное творчество: «Наскальные рисунки и иероглифы»
в оригинале
и созданные, руками детей
Рисование «Моя Буква» :
Создание «необычной» Азбуки:
Сюжетно-ролевая игра «Зашифрованное письмо»
Написание письма домой и отправление:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: История Возникновения Русского Языка (письменность)
Прививать любовь к русскому языку и письменности детям. Открыть историю возникновения русского языка...
Мини-Проект «История возникновения письменности»
Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности». Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.Вид проекта: Информационно - поз...
Презентация " Возникновение письменности на Руси"
Презентация "Возникновение письменности на Руси"...
Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"
Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности" Часть 1...
«История возникновения письменности».Событийный подход в образовании.
Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы. Инновационные технологии в образовании....
Презентация "Возникновение письменности и бумаги"
Знакомство с фактами появления писменности у людей с древних времен....
Конспект ООД познание "История возникновение письменности"
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.Задачи: - Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помо...