мини-проект "История возникновения письменности"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Микешина Светлана Сергеевна

Мини-Проект «История возникновения письменности»

Паспорт проекта.

 

Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».

 

Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.

Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_proekt._pismennostdoc.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-Проект «История возникновения письменности»

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».

Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.

Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Цель: Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с этапами возникновения письменности.

Развивающие:

  • Развивать связную речь и коммуникативные способности.
  •  Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления.
  •  Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность.

Воспитательные:

  • Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям.
  • Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предполагаемые результаты: У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.

Формы работы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; создание сюжетно-ролевой игры.

Этапы и сроки проведения проекта.

Этапы

Содержание деятельности

Результат

1

Организационно – подготовительный

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования.

Изучена методическая литература; подобраны открытки, книги с иллюстрациями; составлен тематический план.

2

Аналитический

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Работа проведена в соответствии с планом

3

Заключительный

Создание презентации на основе совместных работ детей и родителей по теме проекта.

Анализ результатов деятельности

Обобщение результатов работы. Все участники проекта результатами

удовлетворены

Перспективный план.

Этапы

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

Знакомим детей с материалами для письма:

наскальные изображения - уголь, мел,

глиняные таблички – стило,

папирус – кисть,

ткань – краска,

пергамент – краска,

шнурки - кипу (узелковое письмо),

 бумага – современные средства изображения.

Сбор информации по проекту .

Основной

1.Знакомство с Наскальными рисунками (петроглифами – это высеченные или нарисованные изображения на каменной основе.)  и  Пиктограммами (условный графический знак) 

Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району  находят и зарисовывают встречающиеся пиктограммы.

2. Знакомство с Иероглифами. Знакомство с алфавитом индейцев майя, египетским письмом, узелковым письмом индейцев.

3. Знакомство с Буквами. Создание первой Азбуки

- изготовить необычную букву (  придумывание узора для заглавной буквы своего имени).

 Итоговый.  

Создание сюжетно-ролевой Игры «Зашифрованное письмо»

Написание писем родителям

 Творческое задание.

Изготовление «зашифрованной» азбуки.

1этап. Пиктограммы.

История буквы начинается с простого рисунка – «пиктограммы». На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Предлагаемый материал целесообразно преподнести в форме ознакомительной беседы с большим количеством иллюстраций. Однако необходимо акцентировать внимание детей на том, что пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах. Для закрепления полученных знаний можно использовать следующие игровые задания:

1. Составление алгоритмов «Одеваемся на прогулку»«Моем руки»«Накрываем на стол » и т. п.

2. Изготовление пиктограмм для тематических уголков в группе – коробка для хранения карандашей, кистей или красок, атрибутов сюжетно-ролевых игр, таблички для ухода за комнатными растениями, для уголка дежурств.

3. Выставка рисунков «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся материале лучше узнать особенности своего района.

2 этап. Иероглифы.

Много сотен лет люди рисовали пиктограммы. Затем они научились изображать действия –«ходить, носить, строить», и сложные для изображения слова – «большой»«зимний»,«жарко». Рисунков – знаков накопилось очень много, и люди стали изображать одним знаком-рисунком часть слова, сочетание звуков - так появились иероглифы. Ведь очень многие слова похожи, например «пар – пара», эти слова изображали одинаковыми иероглифами. И этот иероглиф встречался во всех словах, где есть сочетание «пар». На этом этапе необходимо учитывать, что иероглифы – достаточно тяжелый в усвоении предмет, поэтому не стоит углубляться в видовое разнообразие иероглифических систем письменности – достаточно познакомить с одной: египетской, китайской, японской, системой индейцев майя.

Этап 3. Буквы.

Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу.

Чтение  Сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо» 

Этап 4. Итоговый.

На этом этапе закрепляем представления о различных системах письменности, их разнообразии: пиктографическое письмо, иероглифы, кириллица.

Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.

ТемаПисьмо на камне.

Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.

Ход работы: детям предлагаются мел, уголь, акварель, акриловые краски, тушь, перья, шариковые ручки, кисти, стило (заостренная деревянная палочка). Задание – нарисовать пиктограммы «идите направо, налево, вперед» для игры по ориентированию во время прогулки. В качестве основного материала можно предложить камни-голыши небольшого размера. Во время работы дети пробуют все материалы. Методы проверки сохранности изображения – потереть ладонью, опустить в воду.

Этап 5. Творческое задание. Изготовление азбуки.

Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности стало изготовление азбуки и написание письма родителям Т. к. в современном дошкольном образовании широко применяются нетрадиционные изобразительные техники, было решено взять их разнообразие за основу изображения букв и иллюстраций к ним. Так наряду с традиционным предметным рисованием, плоскостной аппликацией  была использована объемная аппликация, пластилинография, трафаретное рисование.

Художественное творчество: «Наскальные рисунки и иероглифы»

tadrart-acacus-1   http://mtdata.ru/u23/photo7B89/20666428427-0/original.jpg

в оригинале   

    

и созданные, руками детей 

 Рисование «Моя Буква»  : 

Создание «необычной» Азбуки: 

   

Сюжетно-ролевая игра «Зашифрованное письмо»

  

   

Написание письма домой и отправление:

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: История Возникновения Русского Языка (письменность)

Прививать любовь к русскому языку  и письменности детям. Открыть историю возникновения русского языка...

Мини-Проект «История возникновения письменности»

Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности». Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.Вид проекта: Информационно - поз...

Презентация " Возникновение письменности на Руси"

Презентация  "Возникновение письменности на Руси"...

Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"

Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"  Часть 1...

«История возникновения письменности».Событийный подход в образовании.

Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы.  Инновационные технологии в образовании....

Презентация "Возникновение письменности и бумаги"

Знакомство с фактами появления писменности у людей с древних времен....

Конспект ООД познание "История возникновение письменности"

Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.Задачи: - Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помо...