НОД "По Саратовскому краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Есинбулатова Салтанат Ербулатовна

Далеки твои просторы,

Широки твои поля,

Вся Саратовская область,

Это Родина моя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_saratovskomu_krayu.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД в подготовительной группе 

«Мой родной Саратовский край»

Цель: Обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о Саратовском  крае. Воспитывать чувство понимания прекрасного.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с символикой  Саратовской области, познакомить детей с музыкальным инструментом: «Саратовской гармошкой»

Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитывать эмоционально-положительное отношение.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, воображение, познавательный интерес к родному краю.

Воспитывать патриотические чувства, уважение и любовь к Родине.

Воспитательные: Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему городу и краю. Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Предварительная работа: Проведение непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой родного края, творческой деятельности по рисованию и аппликации, рассматривание иллюстраций, чтение книг о Саратовской области.

Демонстрационный материал: гармонь, макет Саратовской консерватории, мольберты (3шт.), телевизор, слайды с изображением достопримечательных мест Саратовского края.

Раздаточный материал: альбомные листы, разрезные карточки, клей, салфетки, муз. центр, конвертики со смайликами, сладкий сюрприз.

Ход НОД:

Воспитатель приветствует детей:

     Приветствие (звучит тихая музыка во время приветствия):

 

     Здравствуйте мои друзья,

Рада видеть здесь вас я,

Я живу в родном краю,

И вас всех приветствую песней «С чего начинается Родина»

 (Звучит песня на экране телевизора «С чего начинается Родина»)

Вопросы к детям:

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

- Родина – это место, в котором мы родились и живем. Это город, район, улица, дом и даже детский сад, в который  вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Это леса, поля, реки. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.

Воспитатель: Как ты думаешь, Полина, а как называется страна, в которой мы живём? 

Ребёнок: Мы живем в России.

Воспитатель: Правильно. Мы живем в России. А мы с вами – граждане России: россияне. Скажите как называют граждан, которые живут в России?

Ответы детей: Мы граждане России.

Воспитатель: Россия большое государство. В нашей стране много городов, сёл, рек, лесов, полезных ископаемых. «У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…». Эти строки написал Николай Дружков.

Мы гордимся нашей великой Родиной.

А как называется город, в котором мы с вами живём?

Ответ детей. Город, в котором мы живем, называется Энгельс.

Воспитатель: Правильно, мы живем в городе Энгельсе.

Воспитатель: Скажите мне ребята, а в какой области мы с вами живем?

Ответ детей: Мы живём в Саратовской области.

Воспитатель: Правильно, в Саратовской области. Сегодня мы с вами поговорим о  Саратовской области.

     На экран проецируется герб Саратовской области

- Обратите внимание, Герб Саратовской области представляет собой лазоревый (синий, голубой) щит с тремя серебряными стерлядями,

Воспитатель: Почему наша область называется «Саратовская область»? Правильно, потому что главный город в ней – Саратов. Одним из главных достопримечательностей является мост, который соединяет наш город Энгельс город Саратов.

Приглашаю Вас пройти за столы, перед вами лежат клей, салфетки, альбомные листы и разрезанные  карточки, вам нужно будет взять эти карточки и на альбомном листе правильно собрать герб Саратовской области.  

После того как вы собрали герб, вам нужно будет брать по одной части картинки и приклеить на альбомный лист.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Возьмите ваши работы и прикрепите магнитом на мольберт.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию на проспект Кирова. Образуйте круг и встаньте на вытянутые руки, пошагали!

Физ. минутка:  «Мы шагаем»

По проспекту мы шагаем

(шагать на месте)

Много видим, называем.

(повороты головы в стороны)

Вот дороги и машины,

(руки вперёд и в стороны)

Гипермаркет, магазины,

(руки вверх и вниз)

Парк, площадки и дома.

(Прыжки на месте)

Вот такая красота

(разводим руки в стороны)

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли, посмотрите на большое, красивое здание.  Ребята, это одно из достопримечательностей г.Саратова, «Саратовская государственная консерватория». В начале 19 века было построено музыкальное училище. Затем в 1912г. Музыкальное училище преобразовано в консерваторию. Это было третье в России музыкальное высшее учебное заведение. В консерватории учат играть на многих музыкальных инструментах, одни из них я предлагаю вам отгадать, посмотрев на экран. Посмотрите на первый музыкальный инструмент, подняв руку, скажите какой музыкальный инструмент вы видите?

(Слайд скрипки)

Ответ детей: Этот музыкальный инструмент называется скрипка.

Воспитатель: А как ты думаешь Лера Т. какой это музыкальный инструмент?

Правильно ребята, это скрипка.

Посмотрите на следующий музыкальный инструмент.

(Слайд барабан)

Ребята, какой следующий музыкальный инструмент вы видите?

Ответы детей: Этот музыкальный инструмент называется барабан.

Воспитатель: Правильно, это барабан.

Послушайте загадку, о каком следующем музыкальном инструменте идёт речь:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

Дети: (Гармонь)

Воспитатель.  Да, молодцы, это гармонь.  Саратовская гармошка изготавливается в городе - Саратове. Это ещё один символ нашего Саратовского края.

Посмотрите на экран,  в честь Саратовской гармошки установлен памятник на проспекте Кирова в г.Саратове. Памятник Саратовской гармошке был открыт 12 сентября 2009 года. Это бронзовая фигура веселого гармониста в русской рубахе, картузе и сапогах, играющего на известном саратовском инструменте - гармошке. (Слайд «Памятник гармони»)

Воспитатель показывает детям Саратовскую гармонь.

Воспитатель: Посмотрите ребята, это Саратовская гармонь.

-Говорят, что звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики.

Давайте посмотрим, из чего состоит гармонь:

  это деревянные заготовки для корпуса с отверстиями для клавиш и  

 выходящего воздуха, который преобразуется в звук,

вот готовые меха, они делаются из кожи, держится гармошка на ремнях. Чтобы звенели колокольчики, нажимают на эти кнопочки, это они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию.

Давайте послушаем звук гармони: Воспитатель приглашает ребенка поиграть на гармошке.

Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?

Дети: Колокольчики звенят.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную игру «Передай гармошку».

Проводится игра «Передай гармошку».

Дети выстраиваются в круг, под мелодию РНП «Как под горкой, под горой» дети передают гармошку друг другу и поют:

Без гармошки вот беда,

Ходят ноги не туда.

А гармошечку почуют-

Сами ноженьки танцуют.

Тот, у кого гармошка окажется в руках, выходит в круг, танцует, под РНП «Калинка», остальные хлопают.

После окончания игры, воспитатель предлагает детям почитать стихи.

Воспитатель: Кто вспомнит стихи про гармошку.

Ребёнок:   (Ангелина Л.)

Ты в России сердце хоровода,

Как твои разливы хороши.

Ты всегда была душой народа!

Ну, а как народу без души?

 Ребёнок:   (Рома)

Эх, гармошки вы, гармошки.  В каждой выверт. В каждой ферт.

Без гармошки  не гулянье. Без гармошки не концерт!

 Воспитатель: Мне очень понравились ваши стихотворения, молодцы.

А сейчас мы с вами немного послушаем Саратовский народный ансамбль «Праздник».

Вот такой интересный рассказ о нашем крае, вы сегодня услышали.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, я вам раздам вот такие вот конвертики, откройте и посмотрите что там внутри. Вы видите смайлики один смайлик грустный, а другой весёлый, если вам сегодня понравилось наше с вами занятие, то возьмите весёлый смайлик и покажите его мне, если вам не понравилось занятие, то  покажите мне грустный смайлик.

Итог: Ребята, что вы нового сегодня для себя узнали?

Что вам понравилось больше всего? Что для вас было самым трудным?

Ребята, за вашу хорошую работу я хочу угостить вас сладким подарком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай Саратовский край"

Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект "Люби и знай Саратовский край" ....

"Путешествие по карте Саратовского края"

Конспект НОД по экологии "Путешествие по карте Саратовского края"...

"Саратовский край глазами художников - живописцев"

"Саратовский край глазами художников - живописцев" - музыкально - художественный салон...

"Саратовский край"

Презентация для знакомства детей с родным краем...

Занятие по ознакомлению детей с природой Саратовского края в подготовительной к школе группе

Данное занятие знакомит детей с картой Саратовской области; закрепляет знания детей об обитателях рек, леса, растениях луга, названия некоторых речных рыб, грибов и птиц. Развивает память, внимание, р...

Презентация к проекту 80-ю лтию Саратовского края.

Проект был долгосрочный и очень интересный. Игровое и методическое пособие было сделано своими руками....