Занятие по ознакомлению детей с природой Саратовского края в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гондылева Елена Сергеевна

Данное занятие знакомит детей с картой Саратовской области; закрепляет знания детей об обитателях рек, леса, растениях луга, названия некоторых речных рыб, грибов и птиц. Развивает память, внимание, речь, мышление детей. Воспитывает бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению детей с природой Саратовского края в        

                         подготовительной к школе группе

Задачи: познакомить детей с картой Саратовской области; закрепить знания детей об обитателях рек, леса, растениях степи; закрепить знание названий некоторых речных рыб, грибов, растений и птиц. Закрепить знание о значении рек и лесов в жизни человека. Развивать память, внимание, речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Предшествующая работа: беседы на природоведческие темы, чтение художественной литературы, дидактические и настольно- печатные игры, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: карта Саратовской области, карточки рыб, растений, деревьев, грибов, пазлы «Дикие животные», оформление реки, леса.

Ход занятия:

На доске перед детьми висит карта Саратовской области.

Воспитатель:- Ребята, кто- нибудь из вас знает, что это такое?

Правильно, это карта. Как вы думаете, для чего она здесь появилась?

Посмотрите, о чем нам может рассказать карта?

Что вы видите на карте?

А что можно сделать, глядя на карту? ( отправиться в путешествие)

- Ребята, чтобы отправиться в путь, нам нужно составить маршрут.

                 Дети составляют маршрут путешествия ( р. Волга, степи, леса)

Что это за синие волнистые линии, которых очень много? Правильно, это реки. На какой реке находится наш Саратовский  край? Да, особое место занимает река Волга. Я предлагаю, не теряя времени, отправиться в путешествие и первой нашей остановкой будет река Волга. Ой, а на чем же нам путешествовать? ( Ответы детей )

               Дети строят воздушный корабль из шаров

Воспитатель: Скорее все  на борт. Теперь нужно произнести волшебные слова: « Раз, два, три- поднимайтесь вверх шары!»

- Ура! Получилось! Вот мы и в воздухе! Смотрите! Смотрите! На горизонте показались берега Волги. А вы знаете, что она раньше называлась «Ра» - что означает щедрая? Почему так говорят о Волге? А еще её называют «Итиль», что в переводе означает « светлая», «священная». Об этой великой русской  реке сложено много поэм, стихотворений, песен.

- Ребята, наши шары уже опускаются, давайте, выйдем на берег. Ой, что же я вижу как много здесь рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя? Что можно сделать, чтобы она оказалась в местах своего обитания?

Игра «Вылови рыбку»

- Ребята, а какая же рыба осталась? ( речная, перечисляют). Я уже слышу музыку. Это нас зовут в путь наши волшебные шары. Давайте отправимся дальше.

Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

Воспитатель: Взглянем ещё раз на нашу карту и определим наш маршрут. Посмотрите, на карте есть ещё тёмно- жёлтый цвет. Это степи. Степь нам может показаться пёстрым ковром из-за обилия растений. Давайте выйдем и вдохнём запах многотравия. Как мне нравится этот запах. А вам, ребята. А вы знаете какие растения растут на лугу? А мы сейчас посмотрим.

Игра «Угадай растение»

Молодцы, ребята! Но нам пора в путь.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Какой цвет вы ещё видите на карте? А как вы думаете, что означает зелёный цвет? Да, зелёный цвет- это лес. Посмотрите как много лесов в Саратовском крае. Мы с вами отправляемся в лес. Я хочу задать вопрос: «Зачем люди сажают леса?» ( ответы детей)

Воспитатель: Лес нужен всем, и на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых. И ещё: лес- это не только сырьё, но и бесценная красота. Ребята, за нашей беседой мы и не заметили, что наши шары опустились на опушку леса. Здесь мало деревьев, но много солнца. Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Что вы слышите? ( пение птиц). Да, в лесу много разных птиц. А вы знаете их?

Игра на слуховое восприятие «Кто как кричит»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много птиц знаете. А вот деревья, которые растут в наших лесах, узнать по листу сможете? А сейчас мы узнаем.

Игра «Угадай дерево»

Воспитатель: Какие вы молодцы. И птиц угадали, и деревья знаете. А что ещё растет в лесу? ( грибы)

Игра «Собери и угадай грибы»

Воспитатель: Ребята, а кто ещё живет в лесу? ( звери) Какие?

Игра «Сложи картинку»

Детей просят рассказать о некоторых из них.

Воспитатель: Ребята, помните всегда, что лес- это природное богатство, но к нему нужно относиться бережно. Поэтому люди создают специальные заповедники, где собирают редких животных, растения, птиц и охраняют их. Эти редкие животные занесены в Красную книгу и у нас на территории Саратовской области есть такая книга.

Показ книги.

Воспитатель: А нам , ребята, пора возвращаться в детский сад.

Дети говорят волшебные слова.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что же нам рассказала карта? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект занятия по физической культуре «Путешествие по родному краю» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

В ходе занятия формируется привычка к ЗОЖ, воспитывается интерес к занятиям туризмом, любовь к родному краю....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами мелкой моторики (оригами) «Космическое путешествие»

Цель: Закрепить знания детей о космосеЗадачи: Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Совершенствовать навыки чтения. Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительног...

Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе

Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных.Задачи:Образовательные:Закрепить названия диких животных и их детенышей.Расширять представление детей о внешнем виде...

Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе

Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных. Задачи: Образовательные: Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять представление детей о внешнем виде диких жив...