Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Диффузия вокруг нас"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
по познавательному развитию (поисково – исследовательская деятельность)
Тема: «Диффузия вокруг нас»
Воспитатель I кв. категории
Черненко Т. И.
г. Надым – 2022 г.
Цель: познакомить детей с физически явлением – диффузией.
Задачи:
Обучающие:
расширять знания детей о физических и природных явлениях и процессах.
Развивающие:
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; мелкую моторику;
обогащать и активизировать словарь (опыт, частицы, молекулы, диффузия, пинцет, пробирка, штатив);
совершенствовать умение внимательно слушать инструкции;
формировать умение анализировать, сравнивать, высказывать предположения.
Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру;
доброжелательное отношение между сверстниками.
Материалы и оборудование: черный ящик, аудиозапись из телепередачи «Что? Где? Когда?», медицинские одноразовые шапочки 2-х цветов, пробирки в штативах, пинцеты, растворимый кофе, пакетики чая, свекольный сок, краски, вода холодная и теплая, пипетки, емкости с крупами (рис, гречка), корзинка с пластмассовыми шариками двух цветов, баночки с апельсином и чесноком, бубен, длинная веревка, перманганат калия.
Ход деятельности.
1.В группу под музыку из телеигры «Что? Где? Когда?» вносят черный ящик, в котором лежат две баночки.
Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру «Угадайка».
Правила игры - дети закрывают глаза и угадывают содержимое баночек по запаху.
Воспитатель предлагает запомнить, чем пахнет окружающий воздух в комнате.
Воспитатель по очереди открывает баночки с апельсином и чесноком.
Дети угадывают.
Воспитатель– Изменился запах воздуха в комнате? Чем теперь пахнет воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоят все предметы и веществ? (из частиц)
Воспитатель : Частички апельсина и чеснока из закрытой баночки попали в воздух в комнате, и началась диффузия. Ребята, знаете, что такое диффузия и как она происходит? (Ответы детей) А хотите узнать?
Воспитатель: Чтобы увидеть диффузию и понять это явление, давайте снова поиграем.
2. Моделирование диффузии с помощью круп и шариков.
Воспитатель: Вот перед нами две крупы – гречка и рис. Представьте, что это частички – молекулы. Давайте мы их перемешаем.
(Дети берут по щепотке каждой крупы и сыплют в емкость – то рис, то гречку)
Что получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, смесь!
В корзинке лежат шарики разного размера и цвета, каждый ребенок берет по несколько шариков и бросает в прозрачную емкость.
Что получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, снова получилась смесь!
Вывод. Частицы одного вещества самопроизвольно расположились между частицами другого, и получилась смесь.
Это явление называется диффузия (слайд – картинка диффузии)
Это слово, в переводе с французского, означает «смешивание, растекание».
3. Демонстрационный опыт.
(воспитатель выполняет и комментирует опыт с перманганатом калия)
Дети наблюдают за процессом.
В. Скажите, мы быстро почувствовали запах чеснока и апельсина? (Ответы детей) А сейчас диффузия в жидкости проходит быстро или медленно? (Ответы детей)
Вывод. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкости.
4. П/Игра «Веселые молекулы»
Ребята, а хотите сами превратиться в молекулы?
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки двух цветов.
Правила игры. Когда звучит бубен, дети движутся в определенном пространстве, обозначенном веревкой, имитируя емкость; бубен молчит – дети замирают. Дети в голубых шапочках движутся под звуки бубна, затем в это пространство забегают дети в шапочках другого цвета и перемешиваются между собой.
Вывод. Диффузия – смешивание частиц – молекул происходит благодаря постоянному движению частиц – молекул в веществе. Подробно с этим вы познакомитесь в 7 классе.
5. Повторение правил поведения в лаборатории.
Демонстрация слайда с правилами поведения в лаборатории и проведении опытов.
- Не пробовать на вкус.
- Не трогать без разрешения.
-Не разговаривать громко в лаборатории.
- Соблюдать осторожность!
-Работать только на своем месте.
6. Работа в лаборатории.
Воспитатель: А сейчас, уважаемые ученые, прошу пройти в лабораторию.
Воспитатель просит назвать предметы и оборудование, вещества, которые приготовлены для проведения опытов. Обращает внимание на температуру воды.
Дети работают парами.
Воспитатель конкретизирует действия каждой пары.
Помогает комментировать и делать выводы.
Вывод. Процесс диффузии в горячей воде проходит быстрее, чем в холодной.
Процесс диффузии можно ускорить взбалтыванием и перемешиванием.
7. Рефлексия.
На доске слайды – примеры диффузии в природе (ароматы цветов, смешивание пресной и морской воды, загрязнение водоемов и почвы сточными водами) и быту (парфюмерия, консервирование овощей и фруктов, варенье и т. п.)
Воспитатель: Процесс диффузии, протекающий в природе, играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов, воздуха. Ведь мы все дышим воздухом и пьем воду. Поэтому очень важно соблюдать экологические законы охраны водоемов, воздуха, почвы и окружающей нас среды.
Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями? (Ответы детей)
Какой процесс мы сегодня наблюдали? Как иначе можно назвать диффузию? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, миксом!
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш черный ящик! Может быть, в нем осталась еще какая – то загадка?
(Дети открывают ящик, там лежат коробочки с соком – миксом).
Воспитатель: Смотрите, какую вкусную диффузию вам приготовил черный ящик.
Из каких двух соков приготовили этот микс? (вишневого и яблочного)
Как называется это явление? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»
Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеТема: « Встреча с Капитошкой»...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"
Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"
Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...
Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе
Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета. Развивать умение наблюдать , анализировать , обобщать и сравнивать, делать выводы. Вызывать положительн...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....