Кейс - игра в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет "Эковолонтёр"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: познакомить педагогов с современными формами и методами работы по экологическому воспитанию через вовлечение их в занимательную экологическую кейс-игру «Эковолонтер». Сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022keys_igra_ekovolonter.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 157»
Кейс - игра
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6 - 7 лет «Б»
на тему: «Эковолонтер»
Выполнила:
воспитатель высшей кв. категории
Макарова Татьяна Михайловна
г. Оренбург, 2022 г.
«Кейс - технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Что может содержать кейс?
- Текстовый материал;
- Иллюстративный материал.
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
• Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
• Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
• Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
• Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной проблемой и сейчас мы с Вами попробуем найти из неё выход. Вы будите в роли детей, а я воспитателя.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:
Переходим к решению ситуации по этапам:
• Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
• Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит в неположенном месте.
• Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни).
• Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):
Один из вариантов решения проблемы – переходить только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни. Решается эта ситуация, которая изображена на фото также, опираясь на этапы работы, которые использовались в кейс – иллюстрации.
Решение ситуации по этапам:
• Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её.
• Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии.
• Третий этап – Почему? Из – за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка?
• Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации?
Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью).
Кейс - Проигрывание ролей
Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Кейс – Конкретных ситуаций
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: разговор с ребенком «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
Итак, вопросы:
- Какие неправильные действия совершил мальчик?
-К чему приводит такое поведение на дороге?
- Как нужно было перейти дорогу?
- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)
«Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)
Считаю, что кейс – технология – это и есть наша жизнь, ведь сколько в нашей жизни сейчас трудностей и не было людей, которые бы не сталкивались с проблемами. И чтобы не сломаться, чтобы выдержать человек должен знать и уметь, как: углубляться в свою проблему, правильно анализировать, искать различные варианты решения и выбирать для себя самое оптимальное, что будет по силам человеку.
Важно, чтобы ребенок умел проблему принимать – но не отпускать, чтобы ребенок перейдя в школу, не делал глупостей, не бросался в какие – то крайние меры из – за какой – то двойки или из – за того что его дразнят одноклассники, а смог устоять на своем жизненном пути. Поэтому с малых лет, необходимо приучать детей к такому, как: стремление, действие, поиск.
Ведь как говорится, что из каждой проблемы можно найти выход, главное, чтобы были сформированы навыки решения ситуаций. Почему в нашей стране много детей занимается самоубийством – суицидом, возникшие проблемы для них – это страх, идут на крайние меры, они не могут проблемы принимать – все это потому, что у детей не сформированы те навыки решения ситуаций, не хотят стремится, действовать, решать.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их. За активную работу, правильные решения можно вручить детям грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу вручить раскраски.
И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!».
Спасибо за внимание!»
Сценарий кейс-игры «Эковолонтер» для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить педагогов с современными формами и методами работы по экологическому воспитанию через вовлечение их в занимательную экологическую кейс-игру «Эковолонтер». Сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни социума.
Задачи игры:
- мотивация специалистов дошкольного образования на организацию экологического образования детей.
- содействие становлению экологической культуры у детей дошкольного возраста.
- совершенствование профессиональной компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений по внедрению инновационных технологий экологического образования периода детства.
- развитие у педагогов гражданской инициативы и профессионального творчества.
Создать условия для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста:
- развития осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе;
- познавательных интересов в области природоведения, краеведения, экологии;
- потребности детей к освоению основ экологических знаний, к практической природоохранной деятельности;
- активной деятельной позиции по сохранению природы и здоровья – своего и окружающих людей.
Участники игры:
- являются дети подготовительной группы.
Организатор кейс-игры:
- педагог детского сада.
Место проведения кейс-игры: групповое помещение
Оборудование:
- лэпбук «Мусор»;
- кейсбук «Планета Земля – наш дом»;
- д/и «Грустная и веселая планета»; «Хорошо – плохо», «Можно – нельзя», «Собери картинку»
- иллюстрации;
- фото.
Длительность проведения кейс-игры: 30 мин.
Ход кейс-игры:
В начале игры воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос).
- Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос)
- Молодцы, ребята. А вы знаете кто такие Эковолонтеры. Эковолонтер ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается. Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что произошло и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему.
Воспитатель: Сережа вернулся из путешествия по России и с удовольствием делился впечатлениями: «Там такая красота!». Дети слушали и им было немного обидно, ведь в Оренбургской области тоже много красивых городов и уникальных природных объектов. Но Сережа вдруг сказал: «А еще там везде чисто, и нигде никакого мусора». Ребята задумались. А воспитатель, услышав их разговор, взяла с полки уже знакомую им книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и после недолгих поисков прочла такие слова из своей любимой сказочной повести: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету, иначе она вся зарастет баобабами».
Воспитатель:
1 этап: Ребята, давайте рассмотрим фотографии, которые привез Сережа. Действительно очень красиво в других городах и чисто. А теперь посмотрим фотографии из нашего города.
Дети рассматривают фотографии.
Воспитатель: Откуда берется мусор? Какова обстановка с загрязнением среды в месте, где вы живёте? Чисто ли у вас во дворе, детского сада, в вашем районе, городе бывает такое?
2 этап: сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации.
Воспитатель: почему в нашем городе так грязно и много мусора?
Дети выдвигают свои предположения (бросают мусор мимо урны, на природе оставляют пакеты, консервные банки и др.)
Дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде
3 этап:
Воспитатель: чем грозит замусоривание городу? Какие могут быть последствия? (будут разводиться насекомые и крысы, можно пораниться и др.)
4 этап: Как поведение людей влияет на чистоту окружающей нас среды? Что можно сделать, чтобы вокруг нас было чище? Обоснуйте свои предложения.
(Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Воспитатель: Хотите узнать, что загрязняет нашу Землю и как сделать наш город двор, район, город, страну и нашу Землю красивыми и чистыми?
- Дидактические игры
- «Грустная и веселая планета»
- «Хорошо – плохо»
- «Можно – нельзя»
- «Собери картинку»
2. Дидактические пособия
- лэпбук «Мусор»
- кейсбук «Планета Земля – наш дом»
3. Иллюстрации
4. Фотографии разных городов
Кейсбук «Земля – наш общий дом»
Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционального, нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- знакомить детей со строением Земли, из каких слоев атмосфе5ры она состоит;
- формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
- способствовать желанию узнать, как можно больше;
- развивать познавательные способности, память, мышление, связную речь, любознательность, желание выполнять совместные игровые задания.
д/и «Грустная и веселая планета»
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о влиянии жизнедеятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
д/и «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей узнавать хорошие и плохие поступки людей по отношению к природе.
Д/и «Можно – нельзя»
Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе. Закрепить знания детей о правилах поведения на природе.
Лэпбук «Мусор»
Цель: формировать знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе.
Задачи:
- дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе;
- способствовать формированию представления детей о правильной утилизации мусора через игровую деятельность;
- расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения;
- познакомить со второй жизнью мусора;
- развивать познавательный интерес детей, умение владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; учить классифицировать предметы, сделанные из разных материалов, на группы;
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.
Содержание лэпбука:
1 страница: стихотворение «Засорили мы нашу планету»
2 страница
«Куда едет наш мусор?»
3 страница
«Что такое полигон по переработке отходов?»
4 страница
«Рассортируй мусор по бакам», 1 бак «Бумага»
5 страница
«Жизнь мусора», 2 бак «Стекло»
6 страница
«Вторая жизнь мусора», 3 бак «Органика»
7 страница
«Правила обращения с мусором», 4 бак «Пластик»
8 страница
«Загадки», 5 бак «Электроника»
9 страница
«Собери картинку», 6 бак «Металл»
10 страница
«Раскраски»
д/и «Собери картинку»
Цель: учить составлять из частей целое, закреплять умение считать до 10, умение называть цифры, развивать мелкую моторику, логическое мышление.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):
Один из вариантов решения проблемы – сортировать и убирать мусор в специально отведенные места.
Другой из вариантов решения проблемы: соблюдать правила поведения в пироде.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации?
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет
Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...
Конспект открытого просмотра сюжетно - ролевой игры в группе общеразвивающей направленности (для детей старшего дошкольного возраста) "морское путешествие".
Расширить и активизировать словарный запас детей. Развить диалогическую речь. Продолжить формировать навыки сотрудничества....
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Развивай-ка"по играм В.В.Воскобовича...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 5- 6 лет.
Цели, задачи, перспективный план кружка...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Цели,задачи, перспективный план...
Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет (диагностическая квест-игра) тема: «В поисках слова»
Занятие проводилось в виде квест игры, как итоговое....
Конспект итогового занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Пчелки» в форме квест-игры «Поиск пропавших игрушек»
Итоговое занятие на закрепление полученных знаний у детей на протяжении учебного года...