Исследовательская работа на тему «Кухонная лаборатория»
проект по окружающему миру
Исследовательская работа на тему
«Кухонная лаборатория»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_proekt_na_temu_kuhonnaya_laboratoriya.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
Исследовательская работа на тему
«Кухонная лаборатория»
Номинация: Моё первое открытие.
Выполнил: Овезов Артём, 5 лет
воспитанник детского сада «Улыбка»
старшая группа.
Руководитель: Шуликова Татьяна Сергеевна
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….
2.Основная часть.
а) что такое химия?........................................................................................
б) домашняя кухня – это химическая лаборатория!.....................................
3. Эксперименты на кухне…………………………………………………..
4.Заключение
а) показ экспериментов ребятам в детском саду……………………………
б) изготовление книжки – малышки «Начинающему химику»……………
1. Введение
Однажды сидя дома за телевизором, я смотрел передачу на канале «Карусель», которая называлась «Лабораториум. Маленькие исследователи». Там ребята проделывали разные интересные опыты в химических лабораториях, в которых очень много различных химических веществ и принадлежностей. И тут я подумал, а чем кухня не лаборатория? Ведь на кухне хранится очень много разных веществ, которые мы используем для приготовления разных вкусных блюд.
Мне очень нравится наблюдать за мамой и помогать ей, когда она что-нибудь нам готовит вкусненького. А если заглянуть к ней в кухонный шкаф, то можно увидеть разные вещества в баночках, коробочках и бутылочках. Маме очень нравится готовить, у неё получаются вкусные блюда. Каждый день она делает что-то новое. Именно на кухне постоянно что-то смешивается, нагревается, кипит, охлаждается, замораживается. Можно сказать, что кухня – это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества.
Как-то утром мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто что-то шипящее. Я спросил: «Мама, что это и зачем ты это положила в тесто?». Мама посмотрела на меня улыбнувшись и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.
А что же такое химия? Я спросил у мамы и воспитателя Татьяны Сергеевны в детском саду. И мы узнали из разных познавательных энциклопедий и интернета, что химия – это наука о разных веществах.
В нашей группе есть центр для опытов и экспериментов «Хочу всё знать!», где собраны разные материалы. У воспитателя я узнал зачем нужны колбочки, пробирки, разные приборы.
Хотя я ещё не хожу даже в школу, но меня эта наука очень заинтересовала. И я задался вопросом: какая связь между вкусными мамиными блюдами и химическими веществами и превращениями. Решив это выяснить, мама и Татьяна Сергеевна с радостью согласились мне в этом помочь. Так родился мой проект «Кухонная лаборатория».
Цель: чем наша кухня похожа на химическую лабораторию
Задачи:
- Изучить литературу по теме исследования
- Узнать, что такое химия.
- Доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория.
- Познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне.
- Изготовить книжку – малышку «Начинающему химику».
2. Основная часть.
Что такое химия?
Химия – это наука, изучающая различные вещества. Вокруг нас огромное количество вредных и полезных веществ. В природе есть вещества, которые были созданы самой природой – это вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие. А есть вещества, которые создал человек – это стекло, резина, пластмасса и др..
Химия зародилась ещё в Древнем Египте до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремёслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло.
Одним из создателей современной системы представлений о строении вещества считался М.В.Ломоносов.
Домашняя кухня – это химическая лаборатория!
Приготовление пищи – это химический процесс. Интересно, чем же домашняя кухня напоминает научную лабораторию?
Раскрыв мамины шкафчики на кухне, на полочках я увидел очень много разных веществ : уксус, соду, растительное масло, соль , муку, крахмал и многое другое. Ничего химического, скажите вы, здесь нет, обычные продукты питания. Но не тут -то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых мама на кухне делает разные вкусные блюда. У этих веществ даже есть свои названия. Например соль – это хлорид натрия, сода – гидрокарбонат натрия, сахар – сахароза, уксус – уксусная кислота. Химия да и только!! И эту химию мы используем каждый день.
3. Эксперименты на кухне.
Настало время провести ряд опытов на домашней кухне. Все опыты я проводил с помощью мамы. Ну что же начинаем, как говорится, химичить!
Опыт №1. «С молочным письмом и нагревом»
Нам понадобится. Молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.
Описание. Налили молоко в ёмкость, взяли лист бумаги и кисточку, намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые записи. Дали высохнуть молоку на бумаге, затем прогладили лист бумаги утюгом. В результате стала видна фраза коричневого цвета.
Вывод. Молочные буквы темнеют и становятся видны. Это происходит от того, что молоко подгарает при температуре гораздо меньшей, чем та при которой начинает гореть бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, потемнели, а сама бумага осталась светлой.
Опыт №2. «Получение пластмассы из молока»
Нам понадобится. Молоко, уксус, маленькая кастрюля, формочка
Описание. Нагреваем молоко в кастрюле так, чтобы оно было горячим, но не кипело и не пенилось. Снимаем с плиты и добавляем немного уксуса. Получившаяся масса похожа на жидкую резину. Промываем эту массу под струёй воды, заливаем в формочки, ждём три дня. Вот и пластмасса готова!
Вывод. Все пластмассы состоят из молекул, которые соединены в длинные цепочки. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться творожные кусочки. Происходит это потому, что изменяется кислотность молока и молекулы козеина соединяются в длинные цепочки.
Опыт №3. «С красками и маслом растительным»
Нам понадобится. Масло растительное, вода, гуашь.
Описание. Налили в прозрачный стакан масло. С помощью пипетки накапали в масло воду, которую подкрасили синей гуашью. В масле были видны капельки воды синего цвета. Не смешавшись с маслом, они просто плавали сами по себе.
Вывод. В первую очередь я узнал, что масло и краски не смешиваются. Молекулы воды не смешиваются с молекулами масла. Это тоже самое, когда нефть разливается в море, она не смешивается с водой, а плавает на поверхности воды, так как оно легче чем вода. Кроме того, краска окрашивает только воду, а масло остаётся таким, каким было.
Опыт №4. «Зубная паста для Гулливера»
Нам понадобится. Глубокий поднос, пакетик сухих дрожжей, жидкое мыло или средство для мытья посуды, перекись водорода (лучше 6% или 8%), яркие пищевые красители, вода, ёмкость с нешироким горлышком (бутылка или высокая пробирка).
Описание. Мы поставили бутылку (1,5 литров) на поднос. Налили в неё перекись, добавили 3-4 столовых ложки мыла жидкого мыла. Добавили пищевой краситель. Отдельно в кружке перемешали 2 столовые ложки тёплой воды и 2 чайные ложки дрожжей. Вылили смесь в бутылку. Сразу из неё активно стала выползать цветная пена, напоминающая зубную пасту, как – будто её выдавливают из огромного тюбика.
Вывод. Из – за микробов, которые находятся в дрожжах, перекись водорода начинает распадаться на воду и кислород. Мыло даёт нам много пузырей. Происходит реакция с выделением тепла, из – за этого бутылка и зубная паста будут тёплые.
Опыт №5. «Резиновое яйцо».
Нам понадобится. 2 сырых яйца, 2 стакана, вода, уксус 9%.
Описание. В один стакан мы налили чистую воду и погрузили в него яйцо. Яйцо просто опустилось на дно и ничего не происходит. Во второй стакан налили уксус и опустили в него яйцо. Что- то происходит!!! Яйцо сначала опустилось на дно, но окружившие его пузырьки подняли его на поверхность. Мы оставили яйцо в уксусе примерно на сутки. Вытащили яйцо, что же с ним произошло?
Вывод. Произошла химическая реакция. Кальций, содержащийся в яичной скорлупе, начал распадаться, но совсем не растворился. Невредимой осталась плёнка между скорлупой и яйцом. Само яйцо увеличилось в размерах, напитавшись уксусом. Яйцо стало резиновым, как мячик. Но плёнка тонкая и поэтому с таким яйцом нужно быть осторожным.
Опыт №6. «Апельсин – поплавок»
Нам понадобится. Ёмкость с водой (небольшой тазик), 2 апельсина (можно мандарина).
Описание. Итак, мы бросили один апельсин в воду и увидели, что апельсин не утонул. Второй апельсин мы очистили от кожуры и тоже опустили в воду. И что мы видим? Неочищенный апельсин плавает, а очищенный утонул!!! Почему так происходит?
Вывод. Первый апельсин не утонул благодаря своей кожуре! Если внимательно рассмотреть кожуру, то мы увидим, что она пористая, шероховатая. И поры заполнены воздухом. Поэтому делаем вывод, воздух легче воды. Благодаря этому факту неочищенный апельсин плавал как поплавок, а очищенный утонул.
4.Заключение.
Мне очень понравилось проводить опыты вместе с мамой. И поэтому, не останавливаясь на этом, я решил показать эти опыты ребятам в моей группе. Придя в детский сад, я сказал об этом моей воспитательнице Татьяне Сергеевне. Она конечно же была не против. Назначив день, Татьяна Сергеевна принесла всё необходимое для опытов и помогла мне в демонстрации экспериментов. Восторгу не было предела! Всем очень понравилось!
Вместе с воспитателем и мамой я познакомился с разными энциклопедиями и проделав опыты, я убедился в том, что все процессы, происходящие на кухне – это химические явления. Все продукты и всё в этом мире состоит из химических элементов. Но чтобы стать настоящим поваром, нужно многое знать и уметь!
В процессе моей деятельности у меня получилось выполнить все поставленные задачи. Я узнал, что такое химия и химические вещества. Провёл химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказал, что кухня – это химическая лаборатория!
В своей работе я увлёкся химией на кухне. И вместе с мамой изготовил книжку- малышку, которая называется «Начинающему химику».
В мире много ещё интересного, поэтому в дальнейшем продолжу изучать химию и проводить различные интересные эксперименты.
Литература.
1.Качур Е. «Увлекательная химия» - М.: Детство, 2017г.
2.Леокум А. «Детская энциклопедия. Скажи мне, почему?»-М: Москва «Багира»,1994г.
3.Паркер С., Стил Ф. «Детская энциклопедия от А до Я»-М: РОСМЭН, 2015г.
4.Франкель Хаузер Джилл «Играет в науку»-М: Интеллектуальная Литература , 2017г.
5.Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»- М: Речь, 2013г.
6.Опыты на кухне. Весело и интересно! Эксмо, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...
Конспект НОД Познавательное развитие для второй группы раннего возраста. Тема: "Кухонная посуда"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА....
Исследовательская работа в лаборатории (подготовительная группа) «Какую воду можно пить?»
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды. Опытным путём показать значения водя для жизни человека и всего живого на земле. Формировать у детей научные пре...
Исследовательская работа «Формирование представлений о космосе у старших дошкольников посредством цифровой лаборатории».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими ге...
Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Модуль «Кислотность» Исследовательская работа
Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»Модуль «Кислотность»Исследовательская работаТема «Определение кислотности разных видов свежеприготовленно...
Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии» Модуль «Электричество» Исследовательская работа
Цифровая образовательная лаборатория «Наураша в стране Наурандии»Модуль «Электричество»Исследовательская работаТема «Электроплоды. Есть ли электричество в овощах и фрукта...
Исследовательская работа "В маминой лаборатории"
Естественнонаучная проектная работа "В маминой лаборатории"...