Путешествие в мир реки Большой Черемшан
план-конспект занятия по окружающему миру
конспект сопровождается мультимедийной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_reki_b._cheremshan.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и отгадайте её:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Ведущий:
- Ребята, а для чего нам нужна вода?
Дети:
Слайд 2 - Мыться, стирать, готовить, поливать и т.д.
Ведущий:
- Правильно. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Она повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы увидим капельку воды. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Человек в среднем за день выпивает 1,5 - 2,5 литра воды, которую нечем заменить. Без воды невозможна жизнь. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Ведущий:
- А где живет вода?
Дети:
- В реке, в ручейке, в море, в водопроводном кране и т.д.
Ведущий:
- Ой, ребята, нам одна волшебная Капелька прислала свои фотографии, но мы что-то запутались, где это она находится. Помогите, пожалуйста, нам, посмотрите на экран и определите, где же путешествовала наша Капелька.
Слайд 3 – ручей
Слайд 4 – озеро
Слайд 5 – болото
Слайд 6 – река
Слайд 7 – море
Ведущий:
Слайд 8 – глобус
- Ребята, вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Посмотрите, все, что обозначено голубым цветом – это моря, океаны, реки, ручьи и озера. Одним слово все то, где живет вода. Видите, как много ее на нашей Земле. Ни на одной другой планете нет воды, поэтому и жизни там нет.
Ведущий:
- За то, что вы так хорошо определили места путешествий капельки, она решила показать вам один интересный мультфильм. Внимание на экран
Слайд 9 – мультфильм «Секреты воды»
Ведущий:
- Ребята, понравился вам мультфильм? А где в нашем городе могла оказаться капелька?
Дети:
- В реке Черемшан
Ведущий:
- Правильно, вот она на нашем экране. (Слайд 10) А вы знаете, почему она так называется?
- По одной из версий, это название река позаимствовала у красивого, душистого дерева,
Черемуха, цвет которой распространяет приятный аромат на большие расстояния. Черемуховые леса, которые раскинулись в близлежащих районах, могли дать имя и речке, текущей неподалеку.
Ведущий:
- Существует еще одна версия, что река названа в честь маленького дикого растения с одноименным названием. Дикий чеснок в народе так и называется – черемшан. Он растет в полях, любит влагу, часто встречается на берегах рек, несущих свои воды по полям.
Ведущий:
- Посмотрите, ребята, какая она большая, наша река Черемшан. Послушайте одну интересную историю о ней.
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь росли ели и березы, а между ними стояли большие дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась и люди стали называть её Большой Черемшан, они заковали её в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. (Слайд 11) Река поила и кормила весь город.
Ведущий:
- Ребята, как вы думаете, чем могла кормить людей река Черемшан?
Дети:
- Рыбой.
Ведущий:
- Правильно, в наш город приезжали рыбаки даже из соседних городов и деревень. Так много рыбы водилось в нашей реке, что люди ловили ее без удочек, руками. А каких рыб, можно было поймать в Черемшане, вы увидите, если правильно отгадаете загадки?
Слайд 12 - Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка !
Конечно, это … ЩУКА
Слайд 13 – Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (Ёрш)
Слайд 14 – На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
Слайд 15 – На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (Сом)
Слайд 16 – Он всеядный и большой,
Скрытый желтой чешуёй.
Ил его любимый скарб...
Как зовётся рыбка? ... (КАРП)
Слайд 17 – Любим жить в прозрачных водах,
Каждый день в урочный час
Возле берега охотно
Рыбоводы кормят нас. (Сазан.)
Слайд 18 – С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это … (Лещ)
Ведущий:
- Этой рыбой и кормила нас река. Так шли годы. (Слайд 19) Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Черемшан потекли грязные потоки. (Слайд 20) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Слайд 21) Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, кормила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» – думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Но жители еще больше вредили Черемшану. Совсем заболела Река.
«Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.
Ведущий:
- Ребята, как вы думаете, кто кроме рыб живет в реке Черемшан?
Дети: ответы.
Ведущий:
- Посмотрите, ребята, кого позвала на помощь река.
Слайд 22– Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
Ведущий:
- Ребята, на берегу реки всегда растут растения. У самой воды многие деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которым просто необходимо много воды. Давайте отгадаем некоторые из них.
Слайд 23 – Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)
Слайд 24 – Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Слайд 25 – Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Ни кому не говорит. (Ива)
Ведущий:
- Говорит река своим друзьям:
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, – очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умываться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый человек сказал: «Дорогие жители! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые люди искать Речку. Долго искали и нашли. Попросили они Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно, но сейчас опять встречаются люди, которые забыли, что Река может обидеться и уйти от нас. Они часто мусорят на берегу Реки и бросают мусор в ее воды.
А. А. Рыжов
Ведущий:
- О чем может попросить нас река?
Ведущий:
- Если бы река умела мыслить, говорить, то сказала бы человеку: «Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам».
Ведущий:
- Ведь не зря так сказала бы река: она замусорена. В неё сваливают, что попало.
Слайд 26, 27 – В реке плавают старые резиновые сандалии, пустые пластмассовые бутылки и стеклянные банки, бумага, сломанные игрушки и много-много другого мусора. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет. И тогда со временем вода исчезнет, а вместе с ней и вся жизнь.
Ведущий:
Слайд 28
Берегите воду
Потому что
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда. (С. Олегова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Путешествие по Волшебной реке"
Познание (ФЭМП)...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие на дно реки"
конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов экспериментирования в старшей группе....
Лэпбук "Путешествие по молочной реке"
Лэпбук «Путешествие по молочной реке»Предлагаю вашему вниманию интерактивную папку-лэпбук, посвящённый молоку и молочным продуктам. Он создан для того, чтобы дети могли поближе познакомиться с эт...
Конспект игрового занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по Москве-реке"
Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о Москве....
"Путешествие по Москве-реке" интегрированное занятие в подготовительной группе
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие по Москве-реке"...
Проектная деятельность в группах младшего дошкольного возраста Путешествие куклы по реке времени
Кукла — это радость, кукла — это сказка,Кукла — это детство, что вернётся вдруг, С куклой очень дружат и любовь и ласка. Кукла — это значит доброта вокруг....
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие по волшебной реке Уда, сказка Теремок»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича во второй младшей группе «Путешествие по волшебной реке Уда, сказ...