конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие на дно реки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов экспериментирования в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_wordaaa.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие на дно реки»
Цель: выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде; формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; развивать наблюдательно – познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать способности детей устанавливать причинно – следственные связи; побуждать детей делать выводы; воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.
Словарная работа: упражнения в словообразовании: рыба живет в море – морская, в реке – речная, в озере – озерная.
Билингвальный компонент : рыба – балык, река – озен, озеро – кол, море – тениз, океан – мухит, щука – шортан, сом – жайын, ёрш – таутан, окунь – алабуга.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно - побудительный | -Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями. Приглашает детей в круг радости. «К тебе я обращаюсь друг, вставай скорее с нами в круг. почувствуй радость и тепло, как нам с друзьями хорошо.» - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? Тогда удачи! «На ноге стоит одной Крутит, вертит головой. Нам показывает страны, Горы, реки, океаны.» - Как вы думаете, что это? - Верно, это глобус. - А что такое глобус? - Какую форму имеет глобус? - Что обозначают на глобусе синим цветом? - А остальные цвета? - Водоемы. Давайте посмотрим, где они на глобусе.(вызывает несколько детей поочередно) - Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на земле занимает вода. - Какие водоемы вы знаете? - Правильно. -Как на казахском языке река? -Как на казахском языке озеро? -Как на казахском языке море? -Как на казахском языке океан? - Для многих животных вода – это дом. Сегодня мы поговорим об обитателях рек. - А для этого мы должны погрузиться на дно реки. Как мы можем это сделать? - Верно. И мы с вами отправимся на дно река на подводной лодке. - Итак, отправляемся: Войти в подлодку, Задраить люки, Включить мотор, Пристегнуть ремни. Внимание! Погружение! - Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (показ слайдов «Дно реки») - Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, которые живут в нашей реке. 1. ухвачу – ка! Проглочу – ка! Щелкает зубами… -Сколько частей в слове щука? - Как щука на каз.яз? 2. Он в самом омуте живет Хозяин глубины. Имеет длинные усы, А глазки чуть видны. -Сколько частей в слове сом? - Как сом на каз.яз? 3.Он колючий, но не ёж, А речная рыба… -Сколько частей в слове ёрш? - Как ёрш на каз.яз? 4. Сидят рыбаки Стерегут поплавки. Рыбак Корней Поймал трех … -Сколько частей в слове окунь? - Как окунь на каз.яз? - Молодцы! - Ребята, а если рыба живет в море, то она какая? - А если в реке? - А если в озере? - Молодцы! - Скажите, что общего у всех рыб? -Кто покажет мне их? - Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде. | Здороваются Встают в круг и произносят слова. Да Глобус Это модель нашей земли. Форму шара. Вода Сушу, гору, леса… Показывают на глобусе. Соглашаются Реки, озера, моря, океаны. Озен Кол Тениз Мухит Можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, спуститься на подводной лодке. Радуются.
Выполняют действия. Смотрят Щука 2 Шортан Сом 1 Жайын Ёрш 1 Таутан Окуней 2 Алабуга Морская Речная Озерная Туловище, голова, плавники, хвост. Показывают |
Организационно - поисковый | - Итак, ребята рыбам очень удобно жить в воде. - Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию. - Что такое лаборатория? - Совершенно верно. - Мы сейчас наденем халаты и станем такими учеными. Опыт № 1. Две емкости с водой для игрушек. В первой – игрушка лежит неподвижно Во второй – завести игрушку. - Посмотрите, что у нас происходит? - Что помогает рыбам двигаться? - Для чего рыбам нужны хвост и плавники?
(предлагает выставить схему на мольберт) - Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит. - Чем дышат люди? - Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой? Опыт № 2. В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина. - Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина? - Какие они? - Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх. (предлагает выставить схему) - Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде. - Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? - Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем на ковер. Физминутка « Все ли нравится тебе?» - Вот мы с вами отдохнули, а теперь поиграем в игру «Тонет – не тонет» (предметы, которые тонут и не тонут, емкость с водой) - Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет? - Оказывается в теле у рыбы, есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть. Опыт № 3. В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом. - Что наблюдаем? - Почему он не всплывает? - Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет тонуть рыбе. Она легко может опуститься на дно и подняться на верх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь. (предлагает выставить схему) - Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде. - Но человек может помешать рыбам, как? - Что может загрязнить реки? Опыт № 4. В емкость с водой капнуть масло растительное. - Что наблюдаем? - Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду. - Что происходит с живыми организмами? (предлагает выставить схему) | Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Одевают халаты. Наблюдают В 1-м случае рыба неподвижна Во 2 –м она двигается. Хвост и плавники. Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. Воздухом Смотрят Налипли пузырьки воздуха Очень маленькие Трогают, наблюдают Вывод: в воде есть воздух. Соглашаются Выполняют действия. Называют предметы, которые тонут и не тонут. Плотный утонул Вывод: шарик надутый не тонет, его поддерживает воздух. Загрязняя реки Ответы Масло покрыло поверхность воды Вывод: масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды. Они погибают. |
Рефлексивно - корригирующий | - Сегодня вы были настоящими учеными, работающими в лаборатории на подводной лодке. Молодцы! -Что же мы узнали сегодня? -Молодцы! - А сейчас я предлагаю вам взять маленьких рыбок и поместить их в аквариум, но в какой аквариум вы их поместите решать вам. Есть аквариум с частой водой и есть с грязной водой. | *рыбы могут плавать с помощью плавников и хвоста. *в воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира. * у рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть. *нужно защищать природу, в том числе и водоемы. Размещают рыбок на свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »
Составила воспитатель Ермакова С.И. г.Радужный2012 г. Цель:побуждать интерес к природе родного края. Задачи:Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ ...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по реке Амур"
В занятии мы отправляемся в путешествие по реке Амур. Сначало идет беседа, потом мы собираем разрезные картинки с достопримечательностями города Комсомольска-на-Амуре. Знакомим детей с коренными жител...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Река времени" (старший дошкольный возраст)
Данный сценарий образовательной деятельности позволит в игровой форме познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей г.Канска....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Откуда текут молочные реки?"...
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками Донского края: «Ой, ты, Дон, Дон наш батюшка!»
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками Донского края:«Ой, ты, Дон, Дон наш батюшка!»...
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....