Конспект занятия по познавательному развитию "История обуви"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

На занятии формируются представления о временных отношениях на примере истории развития обуви, расширяются знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное    образовательное учреждение

детский сад 10 «Чебурашка»

 

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области  «Познавательное развитие»,

тематический блок « Ознакомление с предметным окружением».

Тема: «Обувь»

( подготовительная к школе группа)

                                                                                                                       

Подготовила: Мунгалова В.С.

 

                                             

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»:

  • формировать представления о временных отношениях на примере истории развития обуви
  • расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;

Задачи ОО в интеграции:

«Речевое развитие»:

  • Обогащать и активизировать словарь по  теме  «обувь».
  • Учить  высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать умение отвечать полным предложением.
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

«Физическое развитие»:

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию координации движения крупной и мелкой моторики рук.

«Художественно- эстетическое развитие»

  • Закреплять умение составлять узоры из геометрических фигур на шаблоне

Оборудование для педагога: карта-панно «Путешествие по реке времени»; иллюстрации с изображением обуви; обувь детская, женская, мужская, мультимедийный экран и проектор, компьютерная презентация «История появления обуви», лапти настоящие, обувь

 Оборудование для детей: готовый шаблон пары обуви, клей-карандаш, геометрические фигуры из цветной бумаги, салфетки, раздаточный материал (картинки различных видов обуви от древности до современности)

Методы обучения и воспитания:

  • словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;
  • наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;
  • практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
  • игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Предпосылки учебной деятельности:

  • Познавательные:  умение классифицировать, сравнивать, анализировать; выполнять инструкции.
  • Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника; участвовать в совместной деятельности (работа в паре)
  • Регулятивные: умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый; умение работать по инструкции взрослого.
  • Личностные: формирование адекватной самооценки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

-Здравствуйте, ребята!

- У меня есть для вас сюрприз, который находится в коробочке.

-Хотели бы вы узнать, что там находится?

-Задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет».

- я вижу вы затрудняетесь, поэтому я предлагаю отгадать загадку:

Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком. (Туфли)

-  Действительно, в коробке – мои любимые туфельки. Как вы думаете, почему они мне нравятся? (они красивые, нарядные, блестящие, новые…)

Эти туфли я ношу на праздники, они очень красивые и удобные, у меня в них не устают ноги. Давайте рассмотрим эти туфли.

Назовите, какие они по цвету?

Какие детали есть у туфлей? (носок, подошва, пятка, застежка)

- А что такое туфли? (обувь)

Давайте поиграем.

Я вам буду называть ситуацию, а вы будете говорить какую обувь мы носим в данной ситуации…

- Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)

- Летом ….

- Чем отличается зимняя обувь от летней?... (зимняя более теплая, закрытая)

- Мужчины носят – мужскую.

- Женщины ….

- Дети ….

Чем детская обувь отличается от взрослой?... (размером)

- Спортом занимаются в ….

- Дома, в квартире ….

Молодцы. Вы справились с моим заданием.

Ребята, а как вы думаете всегда ли обувь была такой?

А  вы  хотели  бы  отправиться  в  путешествие  во времени, и узнать всегда ли обувь была такой, как сейчас?

Я  тоже хочу. Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в сумку всё необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без неё нам будет очень трудно в пути. А еще мы возьмем знания и хорошее настроение

Познавательное развитие

(коммуникативная)

Ситуативная беседа.

Слово.

Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Проявляет любознательность.

Основная часть

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Я предлагаю отправиться в путешествие по реке времени, ведь время течёт так быстро.

 -Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»?

С вашего разрешения капитаном буду я.

Предлагаю путешественников занять свои места.

По пути мы будем делать остановки, чтобы узнать какую обувь носили в разные эпохи времени.

Наше путешествие началось. По «Реке времени» мы с вами отправимся в далекое прошлое, в то время, когда на земле появились первые люди.

 «Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В древность нас перенеси».

Вот мы и очутились с вами в древности.

Ребята, давным-давно, люди жили в пещерах. Первые люди обходились без обуви, ведь было очень тепло. Но ходить по камням было больно. И древних люди решили защитить ноги. Для этого они использовали большие листья, которые привязывали к ногам веревочками.

Как вы думаете надолго хватало ли такой обуви людям? (нет, листья быстро рвались и они не защищали ноги от камней)

Но наступило похолодание. Чтобы уберечься от холода, люди стали надевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи, внутрь которой для тепла клали слой сухой травы. Как вы думаете, им удобно было ходить в такой обуви? (нет, трава могла колоть кожу)

И такая обувь тоже быстро изнашивалась об камни.

Затем люди придумали делать обувь из глины. Но во время дождя она размыкала и стекала с ног.

 Когда появились первые инструменты,  люди придумали делать обувь из дерева.

Как вы думаете, удобно ли было носить такую обувь? Почему? (она была тяжелой, неудобной)

Мы узнали, что давным-давно обувь делали из листьев, шкур животных, глины и дерева.

Вот такая обувь была в древности.

Пора нам, ребята, отправляться дальше в следующее время.

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В старину перенеси».

Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.

Какую же обувь носили наши далекие предки ?

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится: «Лапотная Русь».

У меня есть для вас ещё один сюрприз - я принесла вам лапти.

Вы можете их хорошенько рассмотреть и потрогать. Как Вы думаете, из какого материала они сделаны?

Лапти плели из липового лыка, из коры ивы или берёз. Плетением лаптей занимались всей семьёй, но чаще всех старики.

-Давайте проверим сами какой была эта обувь. Удобно ли было носить лапти?

-Как вы думаете, она была прочной?

Что с ней станет если человек попадет под дождь?

Как вы считаете эта обувь красивая?

В какое время года можно было носить лапти? (летом)

-А, зимой, как Вы думаете, в чем ходил русский народ?

А зимой носили валенки  – их делали из овечьей шерсти, способом валяния. Изготовление валенок было делом трудным и долгим – поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Как вы думаете, валенки были прочными?

Что с ними станет, если человек выйдет на улицу весной, когда кругом слякоть и лужи?

После того как из шкур зверей  научились делать кожу- появилась первая кожаная обувь – туфли, в которой можно было ходить в слякоть.  В старину по туфлям различались богатые и бедные люди. Чем длиннее был нос у туфлей, тем богаче был человек.

Позже люди стали делать обувь не только для защиты от холода, но и для того чтобы украсить себя. По праздникам люди носили нарядные красные сапоги.

Физминутка «Сапожки».

(фоном играет русская народная мелодия)

Нарядили ножки в новые сапожки,

Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

 Прыжки на месте

Давайте ещё раз перечислим обувь, которую носили в

старину. (дети называют) 

Пора нам, ребята, отправляться дальше в следующее время.

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В наше время перенеси».

Посмотрите на свою обувь.

Что сейчас у вас на ногах?

А в какой обуви вы пришли в детский сад?

Как вы считаете, ваша обувь удобна?

Она красивая?

Она достаточно прочная?

-Вы все верно заметили, в современном мире появились сапоги, ботинки, туфли на каблуке, спортивная обувь. Форма обуви начала повторять очертания стопы человека.

Сейчас много различной удобной, легкой, хорошей обуви из различных материалов

Если обувь сделана из кожи, то она какая?... (кожаная)

Если обувь сделана из резины, то она какая?..(резиновая)

Если обувь сделана из замши, то она какая?..(замшевая)

Если обувь сделана из шерсти, то она какая?..(шерстяная)

Ребята, а кто придумывает современную обувь? (модельер, дизайнер)

Кто делает обувь? (сапожник)

Где производится обувь? (на обувной фабрике)

Наше путешествие подошло к концу.

По реке времени мы проплыли из девности в старину, из старины в наше время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как вы заполните  нашу «реку времени»?

У меня на столе очень много картинок с изображением обуви, все они могут разместиться на «реке времени». Каждый из вас выберет две любые картинки, найдет соответствующую остановку во времени и разложит их. Сначала я приглашаю девочек сделать это . А теперь мальчики.

-Посмотрите на нашу реку времени. Как вы считаете, какая обувь самая красивая, удобная и прочная? Какую вы бы выбрали?

Ребята, у нашей реки времени есть еще одно время - будущее. Сейчас я предлагаю перенестись вам в будущее и стать модельерами и создать новую коллекцию обуви.

«Ты неси, неси река,

Вдоль крутого бережка,

Нас водою закружи,

В будущее  перенеси».

И вот вы стали модельерами обуви.

Сколько обуви должно быть в паре? (Два)

Правильно. Значит, модельеры будут работать в парах. А поделиться на пары нам поможет разная обувь. У меня на подносе различные пары обуви.

Выберите любую и найдите свою пару. (Дети садятся за столы парами, на столе — два шаблона обуви и набор геометрических фигур из цветной бумаги, клей, салфетки.)

Ребята, давайте вспомним, чем похожи и чем отличаются обувь в паре? (обувь в паре похожа цветом и узором, а отличается тем, что один надевают на правую, другой — на левую ногу)

Подумайте, как можно украсить обувь, чтобы получилась пара.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, фиксирует, договариваются ли дети между собой, либо не договариваются)

После выполнения

 Кто из вас придумал этот узор?

Вы работали дружно?

Понравилось вам вместе украшать обувь?

Познавательное развитие

(коммуникативная)

Ситуативная беседа.

Слово.

Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Проявляет любознательность.

Заключительная часть

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

-Здравствуйте, ребята!

Познавательное развитие

(коммуникативная)

Ситуативная беседа.

Слово.

Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Проявляет любознательность.

Ребята, у вас получились замечательные работы.- настоящая коллекция обуви.

Ребята вам понравилось наше путешествие по «реке времени»?

Можно ли рассказать своим друзьям и родителям, что интересного вы узнали с помощью этой реки?

Я попрошу вас оценить наше путешествие с помощью карточек:

«Я узнал…»

«Было интересно…»

«Было трудно…»

В моей красивой коробке есть для вас небольшой подарок - на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот такую раскраску «обувь», чтобы вы почувствовали себя в группе еще раз настоящими модельерами обуви


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История обуви

Слайд 9

Лапти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Обувь».

Конспект занятия включает 3 пункта. Из них 1. Дидактическая игра "Что лишнее?".2. Пальчиковая гимнастика "Сколько обуви у нас?".3. "Давайте отгадаем"....

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...

Конспект занятия по теме "Одежда,обувь,головные уборы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с ТНР в подготовительной группе....

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа)Лобжанидзе Р.Р.Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»...

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему "Обувь"

Конспект занятия по познавательному развитию в первой  младшей группе на тему «Обувь»Цель: Формировать обобщающее название «обувь»;Уточнять названия и назначение...