Русская зима (зимние забавы )» с использованием интеллект - карт
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой.

Задачи:

Образовательные:

  Совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.

 Развивающие:

   Развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений приходить к выводам;  развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

   Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НОД на тему: «Русская зима (зимние забавы )» с использованием интеллект - карт

 

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой.

Задачи:

Образовательные:

  Совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.

 Развивающие:

   Развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений приходить к выводам;  развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

   Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

 

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Методы и формы реализации детских видов деятельности:   беседа, вопросы, ответы, загадки, рассуждения.

Форма организации: фронтальная.

Оборудование и материалы: Кукла в одежде гостя из Африки с соответствующими атрибутами; сюжетная картинка «Город.  Развлечения зимой»; карточки с загадками; картинки-эмблемы (отгадки на загадки); ватман для большой интеллект - карты, картинки для большой интеллект -карты (11 штук), атрибуты для игры в «Снежки»: сачок, снежки, ведерко для снежков; бумага А4 для карт (по количеству детей), заготовки для карт А4 (по количеству детей), заранее вырезанные;   фломастеры, клей, кисточки, салфетки, тарелочки для разрезанных заготовок по количеству детей, ножницы, магниты; смайлики (веселый и грустный) - мелкие, по количеству детей, 2 крупных.

Методы и приемы: словесные методы, проблемные ситуации, метод интеллект - карт, практические методы (показ, совместное изготовление карт).

Предварительная работа:

- беседы с детьми о зиме и ее признаках,   зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах.  Чтение художественной литературы на эту тему; просмотр мультфильмов о занятиях детей и взрослых зимой; разучивание правил подвижных игр для прогулок и для группы, проведение этих игр; настольные игры;   рассматривание и изучение интеллект - карт по разным темам; выполнение интересных заданий, упражнений содержащих информацию о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах.

 

                           Ход НОД

               Организационный момент

 (Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

 Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды, злобу и огорчения. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.  

                      (Введение в игровую ситуацию)

      (У воспитателя в руках кукла- мальчик одетая в африканскую одежду).

 Воспитатель:  Ребята, к нам приехал гость из жаркой  страны,   Африка. Его зовут Сэм. А вы знаете, что такое жаркие страны?

Дети:  (Место, где всегда тепло, не бывает холодов).

Воспитатель:  Наш гость никогда не видел зиму и говорит, что у нас скучно, холодно и он не знает, чем бы ему заняться и поэтому у него плохое настроение. (Положить рядом крупный грустный смайлик).

 Воспитатель: Как вы думаете, почему Сэму холодно не только на улице, но и дома?

Дети: (Он очень легко одет).

 Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю и расскажем ему, какую одежду нужно носить зимой.

Дети:  (колготки, носки, кофту, брюки, теплую куртку, теплые сапоги, шарф, шапку, варежки).

 Воспитатель: А в каком порядке нужно надевать одежду?

(Ответы детей).

 Воспитатель: Молодцы, ребята,  скажите, а где Сэм может взять теплую одежду?

 (Ответы детей).

Воспитатель: Сэм, скажи своей маме, чтобы она купила тебе теплую одежду, чтобы ты смог гулять с ребятами на улице.

 

                                     Основная часть:

                                          Беседа

                 (Дети садятся на стульчики)

 Воспитатель:   Ребята, а вы любите зиму?

(Ответы детей).

Воспитатель: За, что вы любите нашу зиму?  

 Чем можно заниматься зимой и что любите делать вы?

 (Ответы детей).

 Выслушать ответы детей, на первую доску выставить сюжетную картинку «Город. Зимние развлечения». 

 Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно на картину. Все ли зимние забавы вы назвали?

- Сейчас я загадаю вам загадки. Ответы на них вы можете найти на этой картине.

1.Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

к нам пришла ... (Зима)  (Ребенок показывает на картине признаки зимы).

 

2.Мчусь стремительно вперед,
Под ногами скользкий лед,
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня … (
Коньки) (Ребенок показывает на картине, для каких занятий нужны коньки- мальчики играют в хоккей, девочки катаются на коньках). (На другой доске, среди картинок находим и  выкладываем   картинки эмблемы: игры в хоккей, мальчик с клюшкой)

 

3.Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

В новый год я – главная. (Ёлка). Ребенок показывает на картине наряженную елку и   находит  картинку,  какой праздник напоминает нам елка.  (Ребенок  находит  картинку эмблему  наряженную елку  и выкладывает на другой доске).

 

4.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то … (Лыжи) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут лыжи) и находит  картинку – эмблему,  мальчик катится  на лыжах и выкладывает её на доске.

 

5.Из-под полозьев снег летит,

И ветерок в ушах свистит.

С крутой горы несёмся вниз,

Ты на пути не становись –

Препятствий не боятся «танки»!

Хорошая забава … (Санки) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут санки) и находит  картинку – эмблему,  мальчик катится на санках, выкладывает на доске. 

6. С неба падают зимою
 И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... (
снежинки) (Ребенок показывает на картине снег, который сыплется на землю)  и находит  картинку – эмблему,  дети лепят снеговиков и играют в снежки.

 Воспитатель: Молодцы.

 

                                Физкультминутка (встаем в круг, по середине корзина для снежков).

 Воспитатель:   Ребята, мы с вами рассказали нашему гостю про одежду, которая нужна зимой и про то, как можно развлекаться зимой. Но пока у него нет теплой одежды, и он не может пойти на улицу, чтобы поиграть с вами. Я предлагаю вам поиграть в снежки в группе. У меня есть для вас необычные снежки, которые не растают в тепле. (Ребятам раздаются снежки, кого я называю, тот и бросает снежок в корзину,  педагог незаметно ставит возле гостя веселый смайлик).

 Воспитатель:   Ребята, посмотрите, у Сэма изменилось настроение. Какое оно стало? (Веселое).

                                 Садимся на стульчики

Работа с большой интеллект – картой -   на первой доске и создание детьми своих маленьких интеллект - карт.

 Воспитатель:   Ребята, наш гость принес для вас подарок. Он нарисовал для вас зиму. Показать вам его рисунок?

(Вносится белый ватман с одной картинкой и схемами).

 Воспитатель: Что нарисовано на картине нашего гостя?

Дети:  ( в середине - Сэм, который смотрит в окошко, больше ничего, белый лист).

Воспитатель:  Понравился ли вам такой рисунок?

(ответы детей: да, нет)

 Воспитатель: Давайте вместе нарисуем картину с зимой такой, какой видим ее мы?

(Дети соглашаются).

 Воспитатель: Посмотрите, у меня есть зимние картинки.

     (Раздать  5 заготовок для большой карты детям).

 Воспитатель: Как вы думаете, какие из картинок подойдут для этой картинки-эмблемы? Дети отвечают и приносят свои картинки, размещая их рядом с эмблемой на второй доске. (Санки- ребенок на санках, лыжи- ребенок на лыжах, коньки- 1ребенок на коньках, 2ребенок играет в хоккей, елочка- новогодний праздник, снежинка-1дети лепят снеговика, 2дети играют в снежки).  

Воспитатель:  Ребята, а вы хотели бы сделать для себя такие красивые карты-картинки?

(Ответы детей, их согласие).

 Воспитатель: Делать ваши маленькие карты-картинки мы будем на этих белых листах. (Раздать листы А4).

(Дети садятся за столы для создания своих интеллект – карт)

 

 Воспитатель:  А сейчас я буду наклеивать большие картинки на большую карту-картину. А каждому из вас я раздаю тарелочку, на которой лежат маленькие картинки. Рассмотрите их внимательно. Нужно будет найти  картинку, похожую на мою и наклеить на свою маленькую карту. (Дети наклеивают картинки).

 Воспитатель: Давайте проведем стрелки от центра рисунка к каждой картинке-эмблеме. Я это сделаю на большой карте, а вы на своих картах.

Педагог и дети проводят стрелки к картинкам-эмблемам. Цвета стрелок не должны повторяться.

 

  Рефлексия

Демонстрация детских интеллект - карт. Просмотр карт, сделанных  ребятами.

 Воспитатель  подводит итог: 

  • Кто сегодня в гости к нам приезжал? (мальчик Сэм).
  • Как мы помогли гостю  (рассказали  про зиму, про зимнюю одежду).
  • Что нового мы узнали (научились составлять карту ума).
  • Что было самым интересным и почему?  (играли в снежки…).
  •  Со всеми ли заданиями мы справились?  (ответы детей).  
  • Как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями (ответы детей).
  • Было что – то трудное? Что? Почему оно было трудным?  (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы.  У нас с вами получились хорошие карты-картинки. Эти карты мы с вами разместим в речевом уголке. А на следующих занятиях мы будем составлять рассказы по картам. А сейчас мы выбираем смайлики с настроением, и объясняют свой выбор. Всё  сделали – весёлый смайлик, не всё получилось – другой смайлик. Всем спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисенко М.Г.Лукина Н.А. Грамматика в картинках."Зима.Зимние забавы".

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...

Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект на тему: «Зима»

Данный материал поможет педагогам научить детей классифицировать информацию и отражать её в интеллект-карте....

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Зима. Зимние забавы»

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, уч...

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...

Сюжетный картинки «Зима, зимние забавы»

Сюжетные картинки по развитию связной речи тема :"Зима, зимние забавы"...

Конспект НОД «Зимние забавы» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 4-8 лет)

Итоговое занятие в разновозрастной группе для детей с ЗПР по теме "Зимние забавы" с использованием метода интеллект карт...

НОД по познавательному развитию на тему: "Русская зима (зимние забавы) с использованием интеллект- карты"

Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой....