Русская зима (зимние забавы )» с использованием интеллект - карт
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.
Развивающие:
Развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений приходить к выводам; развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД на тему: «Русская зима (зимние забавы )» с использованием интеллект - карт
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.
Развивающие:
Развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений приходить к выводам; развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, загадки, рассуждения.
Форма организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: Кукла в одежде гостя из Африки с соответствующими атрибутами; сюжетная картинка «Город. Развлечения зимой»; карточки с загадками; картинки-эмблемы (отгадки на загадки); ватман для большой интеллект - карты, картинки для большой интеллект -карты (11 штук), атрибуты для игры в «Снежки»: сачок, снежки, ведерко для снежков; бумага А4 для карт (по количеству детей), заготовки для карт А4 (по количеству детей), заранее вырезанные; фломастеры, клей, кисточки, салфетки, тарелочки для разрезанных заготовок по количеству детей, ножницы, магниты; смайлики (веселый и грустный) - мелкие, по количеству детей, 2 крупных.
Методы и приемы: словесные методы, проблемные ситуации, метод интеллект - карт, практические методы (показ, совместное изготовление карт).
Предварительная работа:
- беседы с детьми о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах. Чтение художественной литературы на эту тему; просмотр мультфильмов о занятиях детей и взрослых зимой; разучивание правил подвижных игр для прогулок и для группы, проведение этих игр; настольные игры; рассматривание и изучение интеллект - карт по разным темам; выполнение интересных заданий, упражнений содержащих информацию о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах.
Ход НОД
Организационный момент
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды, злобу и огорчения. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.
(Введение в игровую ситуацию)
(У воспитателя в руках кукла- мальчик одетая в африканскую одежду).
Воспитатель: Ребята, к нам приехал гость из жаркой страны, Африка. Его зовут Сэм. А вы знаете, что такое жаркие страны?
Дети: (Место, где всегда тепло, не бывает холодов).
Воспитатель: Наш гость никогда не видел зиму и говорит, что у нас скучно, холодно и он не знает, чем бы ему заняться и поэтому у него плохое настроение. (Положить рядом крупный грустный смайлик).
Воспитатель: Как вы думаете, почему Сэму холодно не только на улице, но и дома?
Дети: (Он очень легко одет).
Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю и расскажем ему, какую одежду нужно носить зимой.
Дети: (колготки, носки, кофту, брюки, теплую куртку, теплые сапоги, шарф, шапку, варежки).
Воспитатель: А в каком порядке нужно надевать одежду?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, скажите, а где Сэм может взять теплую одежду?
(Ответы детей).
Воспитатель: Сэм, скажи своей маме, чтобы она купила тебе теплую одежду, чтобы ты смог гулять с ребятами на улице.
Основная часть:
Беседа
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму?
(Ответы детей).
Воспитатель: За, что вы любите нашу зиму?
Чем можно заниматься зимой и что любите делать вы?
(Ответы детей).
Выслушать ответы детей, на первую доску выставить сюжетную картинку «Город. Зимние развлечения».
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину. Все ли зимние забавы вы назвали?
- Сейчас я загадаю вам загадки. Ответы на них вы можете найти на этой картине.
1.Снег идёт, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
к нам пришла ... (Зима) (Ребенок показывает на картине признаки зимы).
2.Мчусь стремительно вперед,
Под ногами скользкий лед,
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня … (Коньки) (Ребенок показывает на картине, для каких занятий нужны коньки- мальчики играют в хоккей, девочки катаются на коньках). (На другой доске, среди картинок находим и выкладываем картинки эмблемы: игры в хоккей, мальчик с клюшкой)
3.Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
В новый год я – главная. (Ёлка). Ребенок показывает на картине наряженную елку и находит картинку, какой праздник напоминает нам елка. (Ребенок находит картинку эмблему наряженную елку и выкладывает на другой доске).
4.На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (Лыжи) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут лыжи) и находит картинку – эмблему, мальчик катится на лыжах и выкладывает её на доске.
5.Из-под полозьев снег летит,
И ветерок в ушах свистит.
С крутой горы несёмся вниз,
Ты на пути не становись –
Препятствий не боятся «танки»!
Хорошая забава … (Санки) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут санки) и находит картинку – эмблему, мальчик катится на санках, выкладывает на доске.
6. С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки) (Ребенок показывает на картине снег, который сыплется на землю) и находит картинку – эмблему, дети лепят снеговиков и играют в снежки.
Воспитатель: Молодцы.
Физкультминутка (встаем в круг, по середине корзина для снежков).
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали нашему гостю про одежду, которая нужна зимой и про то, как можно развлекаться зимой. Но пока у него нет теплой одежды, и он не может пойти на улицу, чтобы поиграть с вами. Я предлагаю вам поиграть в снежки в группе. У меня есть для вас необычные снежки, которые не растают в тепле. (Ребятам раздаются снежки, кого я называю, тот и бросает снежок в корзину, педагог незаметно ставит возле гостя веселый смайлик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Сэма изменилось настроение. Какое оно стало? (Веселое).
Садимся на стульчики
Работа с большой интеллект – картой - на первой доске и создание детьми своих маленьких интеллект - карт.
Воспитатель: Ребята, наш гость принес для вас подарок. Он нарисовал для вас зиму. Показать вам его рисунок?
(Вносится белый ватман с одной картинкой и схемами).
Воспитатель: Что нарисовано на картине нашего гостя?
Дети: ( в середине - Сэм, который смотрит в окошко, больше ничего, белый лист).
Воспитатель: Понравился ли вам такой рисунок?
(ответы детей: да, нет)
Воспитатель: Давайте вместе нарисуем картину с зимой такой, какой видим ее мы?
(Дети соглашаются).
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть зимние картинки.
(Раздать 5 заготовок для большой карты детям).
Воспитатель: Как вы думаете, какие из картинок подойдут для этой картинки-эмблемы? Дети отвечают и приносят свои картинки, размещая их рядом с эмблемой на второй доске. (Санки- ребенок на санках, лыжи- ребенок на лыжах, коньки- 1ребенок на коньках, 2ребенок играет в хоккей, елочка- новогодний праздник, снежинка-1дети лепят снеговика, 2дети играют в снежки).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сделать для себя такие красивые карты-картинки?
(Ответы детей, их согласие).
Воспитатель: Делать ваши маленькие карты-картинки мы будем на этих белых листах. (Раздать листы А4).
(Дети садятся за столы для создания своих интеллект – карт)
Воспитатель: А сейчас я буду наклеивать большие картинки на большую карту-картину. А каждому из вас я раздаю тарелочку, на которой лежат маленькие картинки. Рассмотрите их внимательно. Нужно будет найти картинку, похожую на мою и наклеить на свою маленькую карту. (Дети наклеивают картинки).
Воспитатель: Давайте проведем стрелки от центра рисунка к каждой картинке-эмблеме. Я это сделаю на большой карте, а вы на своих картах.
Педагог и дети проводят стрелки к картинкам-эмблемам. Цвета стрелок не должны повторяться.
Рефлексия
Демонстрация детских интеллект - карт. Просмотр карт, сделанных ребятами.
Воспитатель подводит итог:
- Кто сегодня в гости к нам приезжал? (мальчик Сэм).
- Как мы помогли гостю (рассказали про зиму, про зимнюю одежду).
- Что нового мы узнали (научились составлять карту ума).
- Что было самым интересным и почему? (играли в снежки…).
- Со всеми ли заданиями мы справились? (ответы детей).
- Как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями (ответы детей).
- Было что – то трудное? Что? Почему оно было трудным? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. У нас с вами получились хорошие карты-картинки. Эти карты мы с вами разместим в речевом уголке. А на следующих занятиях мы будем составлять рассказы по картам. А сейчас мы выбираем смайлики с настроением, и объясняют свой выбор. Всё сделали – весёлый смайлик, не всё получилось – другой смайлик. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борисенко М.Г.Лукина Н.А. Грамматика в картинках."Зима.Зимние забавы".
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...
Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект на тему: «Зима»
Данный материал поможет педагогам научить детей классифицировать информацию и отражать её в интеллект-карте....
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Зима. Зимние забавы»
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, уч...
ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...
Сюжетный картинки «Зима, зимние забавы»
Сюжетные картинки по развитию связной речи тема :"Зима, зимние забавы"...
Конспект НОД «Зимние забавы» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 4-8 лет)
Итоговое занятие в разновозрастной группе для детей с ЗПР по теме "Зимние забавы" с использованием метода интеллект карт...
НОД по познавательному развитию на тему: "Русская зима (зимние забавы) с использованием интеллект- карты"
Цель: Развитие памяти детей путем составления интеллект - карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой....
- Мне нравится (1)