Конспект НОД «Зимние забавы» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 4-8 лет)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мазурова Марина Анатольевна

Итоговое занятие в разновозрастной группе для детей с ЗПР по теме "Зимние забавы" с использованием метода интеллект карт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_konspekt.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

«Зимние забавы»

с использованием метода интеллект-карт

в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 4-8 лет)

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

Цель: Развитие памяти детей путем составления и использования интеллект-карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой.

Задачи:

Образовательные:

-обобщить имеющие знания детей о зиме, зимней одежде, зимних забавах;

-формировать умение составлять интеллект-карты;

-совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на интеллект- карту;

- побуждать к догадкам, умственному поиску в решении проблемных ситуаций.

- закрепить умение дифференцировать и классифицировать образы и предметы по определенному признаку и назначению, объединенные одной темой.

- формировать умение располагать предметы и образы в пространстве относительно целой карты.

- развивать любознательность и учить находить источники информации.

Развивающие:

- совершенствовать речь детей;

- развивать умение сопоставлять отдельные факты и путем рассуждений, приходить к выводам;

- развивать память детей, мыслительные способности, ассоциативное мышление, приучать к самостоятельности в процессе познания;

- развивать общую и мелкую моторику;

- совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с заданием.

- развивать творческие способности детей.

Воспитательные: 

- воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;

Виды деятельностиигровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная, изобразительная,  музыкальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, игра, загадки, рассуждения.

Формы организации: фронтальная.

Оборудование и материалы: Кукла в одежде гостя из Африки с соответствующими атрибутами; опорная схема- алгоритм одевания зимой; сюжетная картинка «Город. Занятия людей»; карточки с загадками; картинки-эмблемы (отгадки на загадки); ватман для большой интеллект-карты, картинки для большой интеллект-карты (11 штук), атрибуты для игры в «Снежки»: сачок, снежки, ведерко для снежков; бумага А4 для карт (по количеству детей), заготовки для карт А4 (по количеству детей), заранее вырезанные; цветные карандаши, фломастеры, клей, кисточки, салфетки, тарелочки для разрезанных заготовок по количеству детей, ножницы, магниты; смайлики (веселый и грустный)- мелкие, по количеству детей, 2 крупных.

Методы и приемы: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.

Предварительная работа:

- беседы с детьми о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах; чтение художественной литературы на эту тему; просмотр мультфильмов о занятиях детей и взрослых зимой; разучивание правил подвижных игр для прогулок и для группы, проведение этих игр; настольные игры; пазлы; рассматривание и изучение интеллект-карт по разным темам; выполнение интересных заданий, упражнений содержащих информацию о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах.

Ход:

I. Организационный момент (Введение в игровую ситуацию)

Педагог: -Ребята, к нам приехал гость из жарких стран, из Африки. Его зовут Сэм. А вы знаете, что такое жаркие страны? (Место, где всегда тепло, не бывает холодов).

- Наш гость никогда не видел зиму и говорит, что у нас скучно, холодно и он не знает, чем бы ему заняться и поэтому у него плохое настроение. (Положить рядом крупный грустный смайлик).

- Как вы думаете, почему Сэму холодно не только на улице, но и дома? (Он очень легко одет).

- Давайте поможем нашему гостю и расскажем ему, какую одежду нужно носить зимой (Ответы детей: колготки, носки, кофта, брюки, теплая куртка, теплые  сапоги, шарф, шапка, варежки).

- А в каком порядке нужно надевать одежду? Кто может рассказать? (Ответы детей).

-Молодцы, ребята. Если кто-то забудет, как одеваться- в приемной, возле ваших кабинок есть картинки с подсказками (Опорная схема- алгоритм одевания зимой). И у меня для вас есть такая подсказка. Составьте рассказ по ней- что сначала, что потом (ответы 2-3 детей).

- Ребята, скажите, а где Сэм может взять теплую одежду? (Ответы детей). Сэм, скажи своей маме, чтобы она купила тебе теплую одежду, чтобы ты смог гулять с ребятами на улице.

II. Основная часть:

Беседа

Педагог: - Ребята, а вы любите зиму? (Ответы детей). Чем можно заниматься зимой и что любите делать вы? (Ответы детей).

Выслушать ответы детей, на первую доску выставить сюжетную картинку «Город. Занятия людей».

Педагог: - Ребята, посмотрите внимательно на картину. Все ли зимние забавы вы назвали?

- Сейчас я загадаю вам загадки. Ответы на них вы можете найти на этой картине.  

Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла ...   (Зима) (Ребенок показывает на картине признаки зимы)

Мчусь стремительно вперед,
Под ногами скользкий лед,
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня …   (Коньки) (Ребенок показывает на картине, для каких занятий нужны коньки- мальчики играют в хоккей, девочки катаются на коньках).

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.   (Ёлка) (Ребенок показывает на картине наряженную елки).

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

 Здесь бежали чьи-то …   (Лыжи) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут лыжи).

Из-под полозьев снег летит,

И ветерок в ушах свистит.

С крутой горы несёмся вниз,

Ты на пути не становись –

Препятствий не боятся «танки»!

Хорошая забава …   (Санки) (Ребенок показывает на картине мальчиков, которые несут санки).

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...   (Снежинки) (Ребенок показывает на картине снег, который сыплется на землю).

После каждого верного ответа детей педагог размещает на второй доске картинку- эмблему с отгадкой).

Подвижная игра с имитацией движений.

Педагог: -Ребята, давайте немного разомнемся и поиграем. В этой игре нужно показывать движения, а называть предметы и действия нельзя.

Сейчас мы с вами будем показывать, а наши гости отгадают, что мы показываем.

Задания- показать, как

- Ты едешь на лыжах
- Ты играешь в снежки

- Ты наряжаешь игрушками новогоднюю ёлочку
- Ты водишь хоровод вокруг елки
- Ты играешь в хоккей
- Ты очищаешь от налипшего снега обувь
- Ты поймал снежинку и любуешься ею
- Ты лопатой расчищаешь дорожку от снега
- Ты на коньках делаешь «ласточку»

Во время выполнения детьми заданий педагог незаметно убивает от гостя грустный смайлик.

Работа с большой интеллект-картой- конструктором на первой доске.

Педагог: -Ребята, наш гость принес для вас подарок. Он нарисовал для вас зиму. Показать вам его рисунок?

Вносится белый ватман с одной картинкой.

- Что нарисовано на картине нашего гостя? (В середине- Сэм, который смотрит в окошко, больше ничего, белый лист). Понравился ли вам такой рисунок? (Нет).

-Давайте вместе нарисуем картину с зимой такой, какой видим ее мы? (Дети соглашаются).

-Посмотрите, у меня есть зимние картинки. (Раздать 10 заготовок для большой карты детям).

- Как вы думаете, какие из картинок подойдут для этой картинки-эмблемы? Дети отвечают и приносят свои картинки, размещая их рядом с эмблемой на второй доске. (Санки- ребенок на санках, лыжи- ребенок на лыжах, коньки- 1ребенок на коньках, 2ребенок играет в хоккей, елочка- новогодний праздник, снежинка-1дети лепят снеговика, 2дети играют в снежки, 3дети делают снежного ангела).

- А сейчас мне понадобится ваша помощь, чтобы наклеить все эти картинки на большую карту-картину (Дети вместе с педагогом наклеивают картинки).

Подвижная игра «Снежки»

Педагог: -Ребята, мы с вами рассказали нашему гостю про одежду, которая нужна зимой и про то, как можно развлекаться зимой. Но пока у него нет теплой одежды и он не может пойти на улицу, чтобы поиграть с вами. Я предлагаю вам поиграть в снежки в группе. Но как вы думаете, что произойдет, если мы с вами занесем снежки в группу? (Они растают).

-Правильно, ребята, снег растает. А у меня есть для вас необычные снежки, которые не растают в тепле.

(Дети по очереди играют в снежки, забрасывая их в сачок, педагог незаметно ставит возле гостя веселый смайлик).

Педагог: -Ребята, посмотрите, у Сэма изменилось настроение. Какое оно стало? (Веселое).

Работа с интеллект-картой за столами.

Педагог: -Ребята, а вы хотели бы сделать для себя такие красивые карты-картинки? (Ответы детей, их согласие).

- Каждому из вас я раздаю тарелочку, на которой лежат картинки. Рассмотрите их внимательно. Делать картинку мы будем на этих белых листах. (Раздать).

- В середине листа нужно наклеить картинку, на которой наш гость Сэм смотрит в окошко. (Дети наклеивают).

- А теперь нужно наклеить большие группы картинок в углы вашего листа. (Дети наклеивают картинки).

Теперь в свободные места листа нужно наклеить одиночные картинки.  (Дети наклеивают картинки).

Составление рассказа по готовой карте-картинке.

Педагог: -Ребята, посмотрите, какое у нашего гостя хорошее настроение. Он узнал от нас много нового и интересного. И когда он вернется к себе домой, то расскажет своим друзьям о том, что он узнал. Давайте поможем ему составить рассказ. Посмотрите на большую картину. Давайте проведем стрелку от центра рисунка к картинке-эмблеме со снежинкой. Я это сделаю на большой карте, а вы на своих картах. В какие игры со снегом можно играть зимой? (Дети рисуют стрелку).

После этого по очереди педагог и дети проводят стрелки к другим картинкам-эмблемам и рассказывают, какие они знают зимние забавы. Цвета стрелок не должны повторяться.

I I I. Рефлексия

- Демонстрация детских интеллект-карт. Просмотр карт, сделанных товарищами.

Педагог подводит итог: Чем мы сегодня занимались? Какой получился результат? Что вам понравилось больше всего? (дети отвечают).

Оценка детьми занятия, своей деятельности (понравилось или нет, цветовая ассоциация- смайлики). Дети выбирают смайлики с общего подноса и потом все вместе показывают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по разделу "Коммуникация" на тему: "Зимние забавы" с использованием метода моделирования

Программное содержание:продолжать учить детей составлять рассказы последовательно, используя схематические модели;способствовать употреблению в речи детей названий зимних видов спорта;развивать умение...

Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР

Использование метода интеллект-карт для развития мышления у детей дошкольного возраста с ТНР...

Конспект НОД на тему «Насекомые» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 3-8 лет)

Конспект итогового занятия на тему "Насекомые" для детей с задержкой психического развития. В конспекте используется метод интеллект-карт...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»

Конспект организованной образовательной деятельностис использованием метода интеллект – картс детьми подготовительной к школе группына тему: «Чудесный мир насекомых»...

Конспект НОД на тему: «Весна» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)

Конспект НОД на тему «Весна» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...

Конспект НОД на тему «День правильной речи со Знайкой» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 3-8 лет)

Конспект НОД на тему «День правильной речи со Знайкой» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 3-8 лет)...

Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)

Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...