Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка - зима" ( с использованием интеллект -карты)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Масленникова Ксения Владимировна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «ЗИМУШКА - ЗИМА»

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «ЗИМУШКА - ЗИМА»

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА)

Разработала:

Масленникова Ксения Владимировна

Воспитатель высшей кв. категории

г. Волосово

2023 г.

Тип занятия: Познавательное развитие.

Вид занятия: Групповое.

Тема занятия: «Зимушка - зима».

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Цель: Закрепление умения детей обрабатывать и обобщать  информацию, отражая её в интеллект-карте.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать и расширять знания детей о зиме;
  • Формировать умение составлять интеллект-карты;
  • Закрепить умение дифференцировать и классифицировать образы и предметы по определенному признаку и назначению, объединенные одной темой.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (обобщение); 
  • Способствовать развитию интереса, логического мышления в процессе составления интеллект-карт.

Воспитывающие:

  • Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде;
  • Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Словарная работа: Активизировать словарь детей (снегопад, иней, вьюга, мороз, оттепель).

Материалы и оборудование: ватман, фломастеры, клей, вязанный снежок, презентация, картинки животных (заяц, белка, лиса, волк, медведь, ежик), картинки явлений природы (снегопад, иней, снег, сосульки, листопад, трава, лёд, радуга, оттепель,  вьюга, ледяная речка, мороз, общая картинка – декабрь, январь, февраль), разрезные картинки «Зимние забавы», картинки «Одежда» (шарф, шапка, варежки, шуба, штаны, сапоги, кофта, юбка, шорты, кеды, кепка, футболка).

Предварительная работа: Подбор материалов по теме, разработка конспекта.

Предварительная работа: Целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Структура занятия:

I.Вводная часть:

Приветствие.

Загадка о зиме.

II.Основная часть:

Дидактическая игра «Четвертый лишний. Приметы зимы».

Словесная игра «Скажи по-другому. Зимняя одежда»

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Найди животное в сугробе».

Разрезные картинки «Зимние забавы»

III.Заключительная часть:

Подведение итогов.

Ритуал окончания занятия.

Ход совместной деятельности:

I.Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Ксения Владимировна. Ребята, я рада всех вас видеть. У меня есть для вас загадка:

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я ...(зима)

2 слайд – иллюстрация зимы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке – Зиме». Я предлагаю вам сделать необычную карту. Необычная она, потому что называется умной. Эта карта покажет ваши знания. В центр большого листа я уже приклеила главную картинку - это зима. А дальше мы с вами составим карту вместе. Поможете мне ее сделать? (ответы детей)

II. Основная часть

Воспитатель: На дворе зима, а как же называются зимние месяцы?  (Декабрь, Январь, Февраль).

3 слайд – картинки месяцев зимы.

Дидактическая игра «Четвертый лишний. Приметы зимы»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я покажу четыре картинки явления природы, а вы найдите лишнюю картинку и объясните свой выбор.

4-6 слайды – картинки с явлениями времен года.

7 слайд – иллюстрация зимы.

Воспитатель: Ребята, а теперь приклейте картинки с зимними явлениями на нашу умную карту.

Дети приклеивают картинки.

Воспитатель: Ребята, какие картинки мы приклеили? Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)

2 задание «Одеться на зимнюю прогулку»

Воспитатель: Вы хотите оказаться в зимнем лесу? Тогда нам надо одеться.

Во что люди одеваются зимой (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Чем зимняя одежда отличается от летней? (ответы детей) Правильно, зимняя одежда теплее.

8 слайд – 2 мальчика в зимней и летней одежде.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем еще в одну игру.

Словесная игра «Скажи по – другому»

Я буду говорить предложение и кидать вам снежок, а вы будете это предложение говорить по-другому, отвечая на вопрос:  

Шуба из меха (какая?) - меховая шуба;

Шапка из шерсти (какая?) - шерстяная шапка;

Сапоги из кожи (какие?) - кожаные сапоги;

Пальто из драпа (какое?) - драповое пальто;

Варежки из пуха (какие?) - пуховые варежки.

Воспитатель: А теперь, давайте выберем из набора картинок зимнюю одежду  и приклеим их на умную карту.

Дети выбирают и  приклеивают все картинки зимней одежды на умную карту (шарф, шапка, варежки, шуба, штаны, валенки, кофта).

Воспитатель: Ребята, какие картинки мы приклеили? Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь покажите, как мы эту одежду оденем (дети имитируют одевание одежды). Вот мы с вами и оделись. И готовы идти в зимний лес. А проводит нас туда веселый снеговик.

Физкульминутка «Снеговик»

9 слайд – видео физкультминутки «Снеговик».

3  задание «Найди животное».

9 слайд - на экране появился зимний лес.

Воспитатель: Мы пришли в лес. Какие животные живут в лесу? Как их назвать одним словом? В лесу очень холодно. Все животные спрятались за сугробами. Угадайте, кто за каким сугробом прячется?

 11 слайд – на экране появляются уши зайца.

Дети отгадывают зайца (на экране иллюстрация зайца).

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (ответы детей - его большие чуткие уши). Как заяц защищается от врагов? (ответы детей - отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые). Чем заяц питается зимой? (ответы детей - корой деревьев, замёрзшей ягодой).

12 слайд – на экране хвост лисы.

Дети отгадывают лису (на экране иллюстрация лисы).

Воспитатель: Меняет ли окраску лиса? (ответы детей - нет, но мех лисы становится гуще и теплее, как и у всех зверей). Зачем лисе такой пушистый хвост? (ответы детей - заметает следы). Что помогает лисе выискивать добычу? (ответы детей - хороший слух и нюх).

13 слайд – на экране ушки белки.

Дети отгадывают белку (на экране иллюстрация белки).

Воспитатель: Чем белочка питается зимой? (ответы детей - тем, что она запасла летом и осенью: ягоды, грибы, жёлуди, орехи.) Где белки живут? (ответы детей). Как белка спасается от врагов? (ответы детей - она быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволах деревьев).

Воспитатель: А кого мы не встретим в зимнем лесу? (медведя, ежика) Почему?

14 слайд – на экране иллюстрация медведя и ежика.

Дети наклеивают картинки диких животных на умную карту.

15 слайд – иллюстрация зимнего леса.

Воспитатель: Ребята, какие картинки мы приклеили? Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)

4 задание «Зимние забавы»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима веселое или грустное время года?

16 слайд – картинка зимних развлечений.

Воспитатель: Правильно. Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. У меня есть части картинок. И сейчас мы с вами соберем эти части в целое и приклеить их на карту (дети собирают разрезные картинки и приклеивают их).

Воспитатель: Ребята, какие картинки мы приклеили? Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, обратите внимание на нашу карту, какая она у нас получилась? Вы думали, рассуждали, говорили и создали такой умный лист. Этот лист называется интеллект – карта. Его создал наш ум. Эту карту я оставлю вам. Если вы еще что-то вспомните о зиме, то сможете дополните её. Так же по ней вам будет легко составить рассказ о зиме.

17 слайд – на экране иллюстрация зимы.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Какие задания вам понравились? Что вы узнали нового? Какое задание было для вас сложным?

Ритуал окончания занятия.

Прощаться если честно,

Не очень интересно,

Но мы кивнем головкой,

Помашем на прощанье

И дружно скажем до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы" в средней дошкольной группе

Актуальность занятия на тему «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится зна...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Зимующие птицы» Программное содержание : ·         дать знания детей о зиму...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» с использованием интеллект-карт

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие к звездам" с использованием интеллект-карт в старшей группе...

Конспект по Ознакомлению с Окружающим миром "Зимующие птицы" в 1 младшей группе

Конспект поможет изучить зимующих птиц. их строение, чем питаются....

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» с использованием интеллект - карты в средней группе

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»  с использованием интеллект - карты в  средней группе...

Конспект открытого занятия на тему: «Три медведя» с использованием интеллект-карт.

Развитие речевой активности детей посредством составления интеллект-карты....