Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру
В материале раскрыто содержание работы с дошкольниками по экспериментированию с использованием цифровой лаборатории Наураша" и экспериментального набора MEKRUPHY
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryy_den.docx | 30.25 КБ |
eksperimenty.pdf | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица»
Выступление в рамках школы заведующих
Тема: «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Рубаненко А.С.,
воспитатель
Рубцовск, 2018
Добрый день, уважаемые гости. Начать своё повествование хотелось бы с небольшого стихотворения:
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Конечно же вы догадались, что в нашей секции пойдёт речь о «Детском игровом экспериментировании, как средстве интеллектуального развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Думаю, никто из присутствующих не станет отрицать тот факт, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы с вами. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования, обязательным условием которого является обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и пр.).
Информатизация общества требует от педагога-дошкольника:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий и наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать у дошкольника основы информационной культуры.
Как в наше время рассказать ребѐнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно и в то же время грамотно с научной точки зрения.
Маленькие дети учатся, совершая действия. В то время как взрослые могут учиться читая, наблюдая или слушая информацию, ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Поэтому очень важно, чтобы в детском саду была создана специальная развивающая среда, в которой дошкольник мог бы найти все, что нужно для собственного участия при проведении опытно-исследовательской деятельности: а именно оборудования в рабочем состоянии, которое может быть использовано для экспериментирования в любой момент. Оно должно быть безопасным, эстетичным, мобильным.
Сегодня вашему вниманию будут представлены именно такие современные пособия для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Комплект лабораторного оборудования для экспериментирования
Экспериментальная деятельность в детском саду осуществляется с использованием комплекта лабораторного оборудования для проведения естественнонаучных экспериментов фирмы мэкруфи (Германия). Комплекты лабораторного оборудования сертифицированы Российской Академией образования. В настоящее время эксклюзивным представителем на территории РФ компании MEKRUPHY является ООО «ТД Школьник» г. Москва, который производит комплекты лабораторного оборудования для проведения экспериментальной деятельноси на всех уровнях образования: дошкольного, начального, основного общего образования.
Оборудование MEKRUPHY многофункционально, укомплектовано в боксы по темам. Это позволяет использовать один комплект для проведения разных экспериментов. Дети получают выполненные из качественных материалов приборы для экспериментов и простое в обращении лабораторное оборудование. (продемонстрировать наборы с оборудованием)
Данные наборы представлены по четырём направлениям:
- Вода
- Воздух
- Магнетизм
- Растения
С каждым набором можно проводить до 15-ти экспериментов. К каждому набору имеется методическое пособие, в котором описана технология проведения каждого эксперимента, практические советы и указания по проведению занятий и бесед с детьми. (продемонстрировать методички)
Рассмотрим методическое пособие.
Здесь представлено содержание, в котором перечислены темы экспериментов.
Темы по каждому разделу представлены на экране.
Прежде, чем перейти к практической части нашей встречи предлагаю посмотреть, как в детском саду организуется работа с данным оборудованием.
На экране вы видите, как дети проводят опыт: «Как работает счётчик расхода воды»
Для проведения эксперимента дети используют уменьшенную модель счётчика расхода. Её встраивают в искуственно созданный водопровод и моделируют протекание воды через трубу.
В итоге проведения опыта дети самостоятельно формулируют вывод.
На слайде представлен эксперимент «Изготавливаем парашют». Дети с помощью специальных материалов из набора самостоятельно изготавливают парашют, после чего наблюдают за тем, как он ведёт себя, если сбросить его с высоты второго этажа.
В следующем эксперименте мы видим, как дети с помощью ветровых установок получают электрический ток. Из опыта дошкольники узнают, что с помощью ветра можно вырабатывать энергию.
Следующие два эксперимента я продемонстрирую в практической части своего выступления.
Вы видите эксперимент «Какая шайба притягивается магнитом». При его проведении дети на практике делают вывод о том, что из всех, входящих в комплект материалов, притягивается только железо.
Один из любимых экспериментов у детей называется «Как может скрепка ползти вверх по стене?»
Это самый первый эксперимент, который проводится в разделе «магнитизм». В процессе него дети знакомятся с данным понятием.
Дети дошкольного возраста с удовольствием нажимают на кнопки, переключают рычаги, запускают машины и наблюдают за их работой. Как правило, все их вопросы ко взрослым начинаются словами «А почему?», «А как работает?» Поэтому важно не только пробудить в детях любопытство, но и дать им ответы в доступной форме. Для этого и предназначен набор MEKRUPHU. Он привлекает внимание детей к окружающим природным и техническим явлениям и пробуждает в них познавательный интерес. В ходе проведения простых экспериментов дети постепенно находят объяснение для своих наблюдений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сейчас я продемонстрирую несколько экспериметов из раздела «магнетизм».
Предлагаю провести опыт «Как может скрепка ползти вверх по стене?»
Для эксперимента нам понадобится пластина в виде дома, держатель, срепка и магнит.
Опыт проводится в соответствии с методическими рекомендациями.
Попробуем провести ещё один эксперимент, который знакомит детей с законом взаимодействия тел. «Какая шайба притягивается магнитом?»
Опыт проводится в соответствии с методическими рекомендациями.
2. Цифровая лаборатория для экспериментирования
Так же мы хотим вам представить игровой мультимедийный продукт - детскую цифровую лабораторию для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», которая направлена на:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование первичных представлений о предметах и явлениях естественно- научного цикла.
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность. (продемонстрировать)
Кроме того существуют ещё 2-е лаборатории: пульс и магнетизм.
В составе комплектов по всем темам имеются:
1. Сопутствующая компьютерная программа.
2. Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен. (продемонстрировать)
3. У каждой лаборатории свой датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. (продемонстрировать)
4. Набор вспомогательных предметов для измерений. (продемонстрировать)
Наша программа загрузилась и прежде, чем начать в ней работать, давайте обратимся за разъяснениями? (войти в данный раздел программы и познакомить с правилами её использования)
Теперь, с помощью значков внизу экрана (показать) необходимо выбрать одну из предложенных лабораторий. Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д. Я предлагаю выбрать лабораторию «температура».
Главный герой программы – это мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с героем,
они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.
В каждой лаборатории педагог имеет возможность самостоятельно определить содержание занятия: это может быть урок с теоретической и практической частью, воспитатель может выбрать для занятия только теоритические вопросы или только практические измерения. Если какой-то материал не понят детьми, его можно повторить в следующий раз (продемонстрировать возможность выбора материала для занятия)
Переход к практическому выполнению заданий в лаборатории температура: изерение температуры воздуха в комнате, температуры холодной и горячей воды, температуры льда.
Преимущества программы:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Так, в игровой форме, дети учатся решать исследовательские познавательные задачи, проявлять творческие способности в познании. Именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкие возможности для раскрытия талантов и возможностей детей. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии, с которым более подробно они познакомятся в школе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...
консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....
«Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
В материале описан опыт работы по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками....
Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...
Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...