Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру

Рубаненко Александра Сергеевна

В материале раскрыто содержание работы с дошкольниками по экспериментированию с использованием цифровой лаборатории Наураша" и экспериментального набора MEKRUPHY

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx30.25 КБ
PDF icon eksperimenty.pdf1.17 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Выступление в рамках школы заведующих

Тема: «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Подготовила:

Рубаненко А.С.,

 воспитатель

Рубцовск, 2018

Добрый день, уважаемые гости. Начать своё повествование хотелось бы с небольшого стихотворения:

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Конечно же вы догадались, что в нашей секции пойдёт речь о  «Детском игровом экспериментировании, как средстве интеллектуального развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Думаю, никто из присутствующих не станет отрицать тот факт, что мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители и мы с вами. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования, обязательным условием которого является обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и пр.).

Информатизация общества требует от педагога-дошкольника:

        идти в ногу со временем,

        стать для ребенка проводником  в мир новых технологий и наставником в выборе  компьютерных программ,  

        сформировать у дошкольника основы информационной культуры.

        Как в наше время рассказать ребѐнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно и в то же время грамотно с научной точки зрения.

        Маленькие дети учатся, совершая действия. В то время как взрослые могут учиться читая, наблюдая или слушая информацию, ребенок почти всему обучается только через собственное действие.  Поэтому очень важно, чтобы в детском саду была создана специальная развивающая среда, в которой дошкольник мог бы найти все, что нужно для собственного участия при проведении опытно-исследовательской деятельности: а именно оборудования в рабочем состоянии, которое может быть использовано для экспериментирования в любой момент. Оно должно быть безопасным, эстетичным, мобильным.  

        Сегодня вашему вниманию будут представлены именно такие современные пособия для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

  1. Комплект лабораторного оборудования для экспериментирования

Экспериментальная деятельность в детском саду осуществляется с использованием комплекта лабораторного оборудования для проведения естественнонаучных экспериментов фирмы мэкруфи (Германия). Комплекты лабораторного оборудования сертифицированы Российской Академией образования. В настоящее время эксклюзивным представителем на территории РФ компании MEKRUPHY является ООО «ТД Школьник» г. Москва, который производит комплекты лабораторного оборудования для проведения  экспериментальной деятельноси на всех уровнях образования: дошкольного, начального, основного общего образования.

Оборудование MEKRUPHY многофункционально, укомплектовано в боксы по темам. Это позволяет использовать один комплект для проведения разных экспериментов. Дети получают выполненные из качественных материалов приборы для экспериментов и простое в обращении лабораторное оборудование. (продемонстрировать наборы с оборудованием)

Данные наборы представлены по четырём направлениям:

  1. Вода
  2. Воздух
  3. Магнетизм
  4. Растения

С каждым набором можно проводить до 15-ти экспериментов. К каждому набору имеется методическое пособие, в котором описана технология проведения каждого эксперимента, практические советы и указания по проведению занятий и бесед с детьми. (продемонстрировать методички)

Рассмотрим методическое пособие.

Здесь представлено содержание, в котором перечислены темы экспериментов.

Темы по каждому разделу представлены на экране.

Прежде, чем перейти к практической части нашей встречи предлагаю посмотреть, как в детском саду организуется работа с данным оборудованием.

На экране вы видите, как дети проводят опыт: «Как работает счётчик расхода воды»

Для проведения эксперимента дети используют уменьшенную модель счётчика расхода. Её встраивают в искуственно созданный водопровод и моделируют протекание воды через трубу.

В итоге проведения опыта дети самостоятельно формулируют вывод.

На слайде представлен эксперимент «Изготавливаем парашют». Дети с помощью специальных материалов из набора самостоятельно изготавливают парашют, после чего наблюдают за тем, как он ведёт себя, если сбросить его с высоты второго этажа.

В следующем эксперименте мы видим, как дети с помощью ветровых установок получают электрический ток. Из опыта дошкольники узнают, что с помощью ветра можно вырабатывать энергию.

Следующие два эксперимента я продемонстрирую в практической части своего выступления.

Вы видите эксперимент «Какая шайба притягивается магнитом». При его проведении дети на практике делают вывод о том, что из всех, входящих в комплект материалов, притягивается только железо.

Один из любимых экспериментов у детей называется «Как может скрепка ползти вверх по стене?»

Это самый первый эксперимент, который проводится в разделе «магнитизм». В процессе него дети знакомятся с данным понятием.

Дети дошкольного возраста с удовольствием нажимают на кнопки, переключают рычаги, запускают машины и наблюдают за их работой. Как правило, все их вопросы ко взрослым начинаются словами «А почему?», «А как работает?» Поэтому важно не только пробудить в детях любопытство, но и дать им ответы в доступной форме. Для этого и предназначен набор MEKRUPHU.  Он привлекает внимание детей к окружающим природным и техническим явлениям и пробуждает в них познавательный интерес.  В ходе проведения простых экспериментов дети постепенно находят объяснение для своих наблюдений.

        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сейчас я продемонстрирую несколько экспериметов из раздела «магнетизм».

         Предлагаю провести опыт «Как может скрепка ползти вверх по стене?» 

        Для эксперимента нам понадобится пластина в виде дома, держатель, срепка и магнит.

Опыт проводится в соответствии с методическими рекомендациями.

        Попробуем провести ещё один эксперимент, который знакомит детей с законом взаимодействия тел. «Какая шайба притягивается магнитом?»

Опыт проводится в соответствии с методическими рекомендациями.

        2. Цифровая лаборатория для экспериментирования

 Так же мы хотим вам представить игровой мультимедийный продукт - детскую цифровую лабораторию для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», которая направлена на:

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  •  развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  •  формирование первичных представлений о предметах и явлениях естественно- научного цикла.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность. (продемонстрировать)

Кроме того существуют ещё 2-е лаборатории: пульс и магнетизм.

В составе комплектов по всем темам имеются:

1.        Сопутствующая компьютерная программа.

2.        Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен. (продемонстрировать)

3.         У каждой лаборатории свой датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. (продемонстрировать)

4.        Набор вспомогательных предметов для измерений. (продемонстрировать)

Наша программа загрузилась и прежде, чем начать в ней работать, давайте обратимся за разъяснениями? (войти в данный раздел программы и познакомить с правилами её использования)

Теперь, с помощью значков внизу экрана (показать) необходимо выбрать одну из предложенных лабораторий. Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д. Я предлагаю выбрать лабораторию «температура».

Главный герой программы – это мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме.  Путешествуя по лабораториям вместе с героем,

они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.

В каждой лаборатории педагог имеет возможность самостоятельно определить содержание занятия: это может быть урок с теоретической и практической частью, воспитатель может выбрать для занятия только теоритические вопросы или только практические измерения. Если какой-то материал не понят детьми, его можно повторить в следующий раз (продемонстрировать возможность выбора материала для занятия)

Переход к практическому выполнению заданий в лаборатории температура: изерение температуры воздуха в комнате, температуры холодной и горячей воды, температуры льда.

Преимущества программы:

•        предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

•        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

•        движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

•        обладает стимулом познавательной активности детей;

•        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

•        в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

•        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Так, в игровой форме, дети учатся решать исследовательские познавательные задачи, проявлять творческие способности в познании. Именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкие возможности для раскрытия талантов и возможностей детей. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии, с которым более подробно они познакомятся в школе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....

«Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

В материале описан опыт работы по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками....

Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023

  Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...