Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"
материал по теме
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры , определенными ФГОС: — проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — способен к принятию собственных решений.
Ребенок— природный исследователь окружающего мира.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания .
Цели экспериментирования Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Виды экспериментальной деятельности :
Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) - экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки). Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Целеполагание; Выдвижение гипотез; Эксперимент; Фиксирование результатов; Анализ полученных данных; Словесный отчет об увиденном; Проверка предположения; 9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось); 10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Как работать с детьми 1. Увлекаясь работой, дети забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 2. Для того, чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. 3. Работа с детьми строится по принципу «От простого к сложному».
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а) действие показывает педагог, б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно. Это дает возможность сконцентрировать внимание на типичные ошибки; в) иногда ошибки сознательно совершает сам педагог. С помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибки, вероятность совершения которых велика, г) действия осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка, д) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки, е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. 6. Один из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. 7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду. 8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами. 9. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Карта оценки развивающей среды в группе с точки зрения целевых ориентиров. Целевые ориентиры Требования к предметно - пространственной среде Требования к работе педагога любознательность, склонность к наблюдению, экспериментированию. Попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы искать закономерности и связи явлений Наличие уголка экспериментальной деятельности (лупа, пробирки и т.д.) Наличие интересных предметов природы для исследований; Возможность действовать самостоятельно, без обращения к взрослому (полнота и укомплектованность) Проектирование и реализация образовательных событий, связанных с наблюдением и экспериментированием. Поддержка детского интереса к исследованию (как поддерживать?) Создание места представления детских результатов исследования (наблюдений) и их публичная презентация. Обеспечение появления загадок или загадочных объектов в среде группы, провоцирующих детский интерес … . Пример оценивания развивающей среды в группе.
«Детская научная лаборатория».
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (народная мудрость) "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". П. П. Блонский. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
решение педагогического совета...
Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения
Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовател...