Рабочая программа по патриотическому воспитанию " Растим настоящих патриотов"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ -
ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»
Принято на педагогическом совете№1 Утверждаю: Заведующая МБДОУ
детский сад « Медвежонок» Л.В.Пугина
Программа
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Растим настоящих патриотов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности,
и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему дому. Постоянно расширяясь,
эта любовь к родному переходит в любовь
к своему государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применять проектный метод.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей.
Задачи патриотического воспитания детей:
Образовательные:
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить с народным творчеством
- расширять представлений о родном городе, республике ;
Развивающие:
- развивать интерес к родной природе;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развивать интереса к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
воспитывать уважение к труду;
создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Педагогические принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи,перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
ЦЕЛИ-ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.
- Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.
- Совместно со специалистами учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское экологическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
- Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
- Поощрять родителей за ответственное отношение к при-
роде. - Изучать историю и культуру области, города, села, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
- Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.
- Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
- Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
- Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в фойе Детской школы искусств, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей), направленные на ознакомление с искусством мастеров края.
- Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.
- Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.
- Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа составлена для детей 3-7, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Разделы программы:
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая ООД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины. Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
«Родная семья»
ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям
Задачи:
- учить детей называть членов семьи;
- учить рассказывать о своих родственниках
- формировать доброжелательное отношение к членам семьи;
- вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;
- воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
«Родная природа»
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Цель: дать представление детям о родной природе.
Задачи:
- знакомить детей с растительным и животным миром края;
- исчезающими видами растений;
- учить видеть красоту природы;
- воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
«Родной город»
Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.
Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.
Задачи:
- закрепить название родного города, домашний адрес;
- формировать у детей чувство любви к родному городу;
- познакомить с достопримечательностями родного города;
- формировать патриотические чувства.
«Родная страна»
Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Задачи:
- формировать у детей представления о России как о родной стране;
- познакомить с государственным флагом, гербом и гимном;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
«Родная культура»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.
Задачи:
- воспитывать интерес к быту и изделиям декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать любовь к русским сказкам;
- формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Музыкальная
- Изобразительная (можно включить разделы по изо)
- Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
- Конструктивная
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Двигательная
Методы и приемы:
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- игры-головоломки;
- использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
- обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
- проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
- использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
- проекты;
- разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
- приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.).
При реализации регионального компонента ООП детского сада большую роль играет сотрудничество с семьями воспитанников.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Главная цель педагогов дошкольного учреждения –
- профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
ЦЕЛИ-ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(СЕМЬИ ВОСПИТАННИКОВ)
- Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.
- Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.
- Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.
- Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.
- Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
- Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.
- Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.
- Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.
- Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).
- Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
- Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
- Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Формы взаимодействия с семьями
- Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
- Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Новосибирске», «Как мы отдыхаем» и др.
- Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
- Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Открытые мероприятия с детьми для родителей.
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
- Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
- Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
- Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛЬ |
«РОДНАЯ СЕМЬЯ» Сентябрь | I неделя | Тематическое занятие «Моя семья». | Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту, внимание и уважение друг к другу. Формирование личной оценки героя, обсуждение дружеских взаимоотношений. Обогащать словарный запас терминами родства. Воспитывать уважение к дому, земле, на которой живешь Получение представления о профессиях. Обсуждение места работы родителей. Составление рассказа о родной природе. Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи. |
II неделя | Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». | ||
III неделя | Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот» | ||
IV неделя | Тематическое занятие «С чего начинается Родина?». | ||
Октябрь | I неделя | Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик» | |
II неделя | Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?». | ||
III неделя | Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» | ||
IV неделя | Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». | ||
«РОДНОЙ ГОРОД» Ноябрь | I неделя | Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина». | Продолжать уточнять у детей представления о городе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. Научить детей называть свой адрес |
II неделя | Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район» | ||
III неделя | Неделя игры и игрушки «Учимся, играя». Знакомство детей сыновыми дидактическими играми на развитие смекалки, творчества, логики | ||
IV неделя | Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» | ||
«РОДНАЯ ПРИРОДА» Декабрь | I неделя | Рассматривание картины «Зимние забавы». Составление рассказа по картине | Научить детей вести наблюдения за объектами природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. |
II неделя | Проект «Земля — наш общий дом». | ||
III неделя | Беседа «Красная книга Бурятии» | ||
IV неделя | Беседа с детьми на тему «Откуда елка к нам пришла». Рассказ о возник-новении праздника «Новогодней елки» | ||
Январь | II неделя | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». й | |
III неделя | Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» | ||
IV неделя | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Беседа о прочитанном. | ||
«РОДНАЯ КУЛЬТУРА» Февраль | I неделя | Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова) | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. Учить понимать тему, образное содержание произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения Сформировать представление о родственных отношениях, вызвать интерес к своей родословной |
II неделя | Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского). | ||
III неделя | К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования» | ||
IV неделя | Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». | ||
Март | I неделя | Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа | |
II неделя | Беседа о Международном женском дне. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | ||
III неделя | Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. Шаврова | ||
IV неделя | Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот» | ||
«РОДНАЯ СТРАНА» Апрель | I неделя | Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Посещение мини-музея детского сада, экскурсия | Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Развивать интерес к историческому прошлому России. Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам. Формировать представление у детей, что планета Земля – общий дом для всех. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родного города.
Формировать любовь к родному городу. Закрепить знания о заповедных местах Бурятии. |
II неделя | Рассказ о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества | ||
III неделя | Чтение отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» | ||
IV неделя | Закрепление знаний детей об улицах города, истории их названия. Ввести в словарь детей понятия «шоссе», «бульвар», «набережная» (показ слайдов) | ||
Май | II неделя | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | |
II неделя | Тема «Красота природы и родного края». |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЦЕЛЬ |
«РОДНАЯ СЕМЬЯ» Сентябрь | I неделя | Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей | Формирование личной оценки героя, обсуждение дружеских взаимоотношений. Обогащать словарный запас терминами родства. Получение представления о профессиях. Обсуждение места работы родителей. Составление рассказа о родной природе. Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. |
II неделя | Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра-импровизация «Какой я?» | ||
III неделя | Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников | ||
IV неделя | Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября), рассказы о них, чтение произведений, фотовыставка, рисунки детей | ||
Октябрь | I неделя | «Дом, в котором ты живешь» — составление последовательного рассказа о своем доме. Игра «Накроем стол к чаю» | |
II неделя | «Семья»— беседа по сюжетным картинкам. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей» | ||
III неделя | Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» | ||
IV неделя | Подготовка театрального действия на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах | ||
«РОДНОЙ ГОРОД» Ноябрь | I неделя | Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество — Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...» | Продолжать уточнять у детей представления о городе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений; расширять представление о пословицах и поговорках |
II неделя | «Родная земля — кормилица». Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. | ||
III неделя | Неделя игры и игрушки «Учимся, играя». Знакомство детей с новыми дидактическими играми — на смекалку, логику | ||
IV неделя | Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» | ||
«РОДНАЯ ПРИРОДА» Декабрь | I неделя | Стихотворение И. Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве. Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя | Научить детей вести наблюдения за объектами природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве. Воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Закрепление знаний детей о современной республике. |
II неделя | Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных фактов | ||
III неделя | Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек | ||
IV неделя | Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» | ||
Январь | II неделя | Знакомство с историей создания города Улан-Удэ. Рассматривание иллюстраций. | |
III неделя | Знакомство с историей республики Бурятии, его достопримечательностями. | ||
IV неделя | Рассказ о Дацанах. | ||
«РОДНАЯ КУЛЬТУРА» Февраль | I неделя | Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлениях потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы. Досуг «Посиделки» знакомство с русскими обычаями и обрядами | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. Подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини. |
II неделя | Народные праздники на Руси. «Масленица» | ||
III неделя | Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» | ||
IV неделя | Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
Март | I неделя | Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме | |
II неделя | Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрешка?», «Слепим свою матрешку» | ||
III неделя | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | ||
IV неделя | Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи | ||
«РОДНАЯ СТРАНА» Апрель | I неделя | Интеллектуальный марафон «Знайки». | Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Развивать интерес к историческому прошлому России. Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам. Формировать представление у детей, что планета Земля – общий дом для всех. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родного города. Закрепить представление о профессиях. |
II неделя | Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом» | ||
III неделя | Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». | ||
IV неделя | Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». | ||
Май | II неделя | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края | |
II неделя | Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни» |
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г
- Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб.,2007 г.
- Комарова Т,, Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8.
- Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36.
- Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28.
- «Маленькие россияне» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мозаика-Синтез Москва 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов сдетства"
Внимание к проблемам патриотического воспитания дошкольников обусловлено тем, что идея построения в России гражданского общества требует воспитания ее сознательных гр...
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
Программа по партиотическому воспитанию...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Растим маленьких патриотов"
Формирование у детей представлений о Малой Родине....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"
Детство – это каждодневное открытие мира....
Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".
Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»
Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...