Программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов сдетства"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ибракова Мавсиля Хасановна

         Внимание к проблемам патриотического воспитания дошкольников обусловлено тем, что идея построения в России гражданского общества требует воспитания ее сознательных граждан, любящих свою страну, понимающих ее проблемы и готовых прилагать усилия для их  решения.

        Патриотическое воспитание предполагает формирование патриотических чувств, гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку  ощущать себя гражданином своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsya_progr.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная  записка

2

1.

Паспорт  программы

5

2.

Цели и задачи  программы

7

3.

Концептуальные основы основы исследования вопроса формирования патриотических чувств у детей ст.дошкольного

возраста.

8

4.

Основное содержание, механизмы реализации программы.

10

5.

Реализация  программы:

6.1.Кадровое  обеспечение.

6.2.Условия реализации  программы.

13

13

14

6.

Мониторинг процесса формирования чувств патриотизма при    ознакомлении с родным городом.

15

7.

Система работы по формированию патриотических чувств.

16

8.

Результативность.

19

9.

Заключение.

20

10.

Список  литературы.

22

11.

Приложение.

23

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Внимание к проблемам патриотического воспитания дошкольников обусловлено тем, что идея построения в России гражданского общества требует воспитания ее сознательных граждан, любящих свою страну, понимающих ее проблемы и готовых прилагать усилия для их  решения.

        Патриотическое воспитание предполагает формирование патриотических чувств, гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку  ощущать себя гражданином своей страны.

         Дошкольный возраст как период развития первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности и патриотизма.

Основой воспитания у старших дошкольников патриотических чувств является накопление ими социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему своей страны.

          Однако социальная ситуация, в которой растет современный ребенок такова,  что его внесемейное и внутрисемейное окружение не способствуют развитию у него привязанности к своей Родине, воспитанию гражданских чувств.

Проблема усугубляется и тем, что в конце 80-х—начале 90-х годов потеряла актуальность и фактически исчезла из отечественного дошкольного образования традиционная система патриотического воспитания.

          Возродить традиционную систему развития представлений у дошкольников о родной стране, воспитание у них патриотических чувств невозможно, так как за последние 15-20 лет изменилась не только социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности, изменились и сами дети.

Современнные дошкольники стали менее наивны и более прагматичны, чем их сверстники 20 лет назад, они меньше признают авторитеты и имеют свое мнение по многим вопросам, живут в таком социальном окружении, где гордость за свою страну, ее достижения уже не бесспорна, но встречается достаточно редко и среди взрослых.

                В связи с этим, в условиях ломки сложившихся нравственных идеалов роосийского общества, очевидна неотложность решения на государственном уровне проблем системы патриотического воспитания, как основы объединения общества и укрепления государства, и духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

            Патриотическое воспитание сегодня приобретает особую актуальность:

во-первых, современные дети не имеют той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения;

во-вторых, ценностно-нормативный вакуум, правовой беспредел нарушили фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание в нашей стране.

           В России произошло много сложных, противоречивых событий:

отошли в прошлое  некоторые, уже известные праздники и появились новые, неоднозначна информация об Армии и событиях, происходящих в ней.

Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы; резко снизилось воспитательное воздействие семьи.

           Все это вместе взятое подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотического сознания.

Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм; во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

            Перед  ДОУ в связи с реализацией программы в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств:

основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, культуре и традициям других народов.

           Как уже отмечалось, формирование воспитательного потенциала системы образования в наши дни приобретает особую актуальность. Принципы гуманистического характера дошкольного воспитания, сформулированные в федеральном законе «Об образовании» выражают современную государственную политику в области воспитания.

          Социальный заказ государства на воспитание человека—современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны—нашел отражение в важнейших документах—Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010года.

О при обретении нравственных ценностей, воспитание патриотизма и гражданского становления личности указывается в «Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2004гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.02.2001г. за №122.

            Последующая, обновленная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.» направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан.

Патриотическое сознание считается важнейшей ценностью, основой духовно-нравственного единства общества.

             В ходе реализации Программы решаются следующие задачи:

  1. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;
  2. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  3. Воспитание  личности гражданина—патриот а Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  4. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

         Реализация Программы позволяет прослеживать процессы реформирования, обновления содержания дошкольного образования.

Этой проблеме посвящаются исследования, обобщается и публикуется опыт работы педагогических коллективов. Но надо отметить, что в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания, нет стройной системы, отражающей всю полноту вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.


2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Воспитываем патриотов с детства».

Основание для разработки программы

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Программа воспитания и развития детей «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева

3. Типовое положение о ДОУ, утвержденное постановлением правительства РФ от 19.09.2008г. № 666

4. Устав МБДОУ ДСКВ № 34 «Дюймовочка»

5. «Концепция модернизации российского образования до  2010 г.» от 25.12.2001 г.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 г.г.» от 16.02.2001г.,

     № 122

7. Обновленная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.»

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы»

10.Приказ Министерства от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования».

Заказчики программы

Педагогический совет, родители

Разработчики программы

Ибракова Мавсиля Хасановна - воспитатель высшей квалификационной категории,

Поварницына Елена Александровна - воспитатель первой квалификационной категории

Сроки реализации

2010-2011 учебный год

2011-2012учебный год

Цель программы

Создание условий для патриотического воспитания ребенка

Задачи программы

  1. Выявить положительные  и отрицательные  тенденции в формировании у дошкольников представлений о началах патриотизма
  2. Разработать конкретные пути формирования патриотических чувств во взаимодействии с семьей.
  3. Определить систему работы по проблеме патриотического воспитания дошкольников и поэтапно внедрить в педагогической деятельности.
  4. Сформулировать критерии личности дошкольника – патриота, ----- Нижневартовска    

Ожидаемые результаты

Портрет личности дошкольника – патриота:

-  знает историю своего города, улицы, свой домашний адрес; любит свою семью, дом, близких, детский сад;

-  с уважением относится к работникам детского сада, воспитателям;

-  имеет представления о природных богатствах края,

-  может рассказать, как добывают нефть,

-  с уважением относится к представителям других национальностей, к их культурным традициям, может назвать

    национальности людей, проживающих в городе,

-  имеет представление о коренных народностях – ханты, о природе родного края,

-  знает символику страны, округа, города, может объяснить значение символов,

-  эстетически осознанно относится к окружающему миру, видит красоту вокруг себя, способен к эстетической оценке, может отразить свои впечатления от экскурсий, прогулок в продуктивной деятельности,

-  по карте – схеме может рассказать об улицах и микрорайонах города,

-  сформирована «нравственная шкала отношений», с помощью которой может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла,

-  сформированы такие черты личности, как активность, самостоятельность, инициативность.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ.

  1. Воспитание дошкольника-гражданина Нижневартовска.

ЗАДАЧИ.

  1. Выявить положительные и отрицательные тенденции в формировании у дошкольников представлений о началах патриотизма.
  2. Разработать конкретные пути формирования патриотических чувств и гражданственности во взаимодействии с семьей.
  3. Определить систему работы по этой проблеме и поэтапно внедрять в педагогическую деятельность.
  4. Сформулировать критерии личности дошкольника-гражданина Нижневартовска.

Представленная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста основана на следующих принципах:

  1. Принцип учета возрастных особенностей.
  2. Принцип гуманизма.
  3. Принцип интегративности.
  4. Принцип системности.
  5. Принцип динамичности.
  6. Принцип историзма.
  7. Принцип энциклопедичности.
  8. Принцип комплексности.
  9. Принцип динамичности.
  10. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  11. Принцип воспитания, образования, обучения и развития.

  МЕТОДЫ.

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных  документов, альтернативных программ и педагогических технологий;
  2. Мониторинг;
  3. Алгоритмы;
  4. Анкетирование;
  5. Проектный метод;
  6. Моделирование.

        4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников волновала многие умы педагогов и психологов.

        Огромное влияние на развитие нравственного воспитания оказал великий русский педагог К.Д.Ушинский. В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание,- писал К.Д.Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Многие рассказы из книги «Родное слово» используются по сей день как средство патриотического воспитания.

        Последовательницей Ушинского в области дошкольной педагогики была Е.Н.Водовозова. В своей педагогической  системе она последовательно проводила принцип народности, сформулированный учителем.

       В отечественной педагогике после 1917года содержание воспитания нравственности сводилось к понятию «общественная жизнь взрослых людей  страны».

В 20-30годы явный приоритет отдавался общественно-политическому аспекту. Труды видных педагогов и общественных деятелей, работы многих психологов создали, по сути, новую систему дошкольного воспитания.

Это нашло отражение и систематизировано в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой.

Дошкольное воспитание получило всенародное признание и решало важную социальную задачу—воспитание нового человека, будущего строителя коммунизма; важное место отводилось роли воспитателя, с его идейной убежденностью, культурой и педагогическим мастерством.

Проблема нравственного воспитания решалась в общем, конкретно воспитание патриотизма и гражданское становление дошкольников не выделялось.

          Исследования 80-90годов ( Р.И.Жуковская, Г.М.Лямина, Н.В.Меньшикова, С.А.Козлова, М.И,Богомолова, В.И.Логинова и др.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам.

В эти годы изменилась политическая ситуация, изменились и подходы к воспитанию подрастающего поколения. Педагоги—психологи Л.А.Венгер, В.А.Петровский, И.Я.Михайленко и др. предложили личностно-ориентированную модель воспитания. Это позволило взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно-нравственного развития.

С другой стороны—появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело в выходу на более широкую проблему—социализации личности ребенка, становления его гражданственности и патриотизма.

         В нормативном документе «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989г. изложены ключевые позиции обновления системы дошкольного воспитания (значение дошкольного детства в становлении личности, гуманизация целей и принципов работы с детьми). Именно при личностно-ориентированной модели воспитания возможно воспитание гражданина, патриота.

         В 60-70годы понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, но при этом главный акцент делался на познание ребенком своей страны, а чувственному восприятию внимания уделялось мало.

        В 70-80годы появились исследования ученых, психологов, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

В основу патриотического воспитания был положен  механизм нравственного развития, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ,

 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

           Перед дошкольными учреждениями в связи с реализацией программы в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, культуре и традициям других народов.

           Для того, чтобы уяснить специфику процесса формирования у детей чувств патриотизма, следует разобраться  в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его зарождение, истоки.

В теории социально-нравственного воспитания дошкольников структура любого нравственного качества (в том числе и патриотизма) характеризуется наличием 3 компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного. По мнению С.А.Козловой, в дошкольном возрасте особую роль в формировании патриотизма играет когнитивный компонент (представления об окружающем), а знания и представления должны быть эмоциогенными, т.е. порождающими чувства детей.

Знания и представления должны нести в себе потенциал, вызывающий у детей интерес к изучаемому явлению, радость от  полученных впечатлений.

Чем больше значимых для себя сведений усваивает ребенок, тем ярче проявляется у него интерес. На основе этого зарождаются такие чувства, как гордость, чувство сопричастности к жизни людей, к природе родного края, к окружающей действительности.

            Исходя из этого положения, педагоги—исследователи рекомендуют в качестве основы патриотического воспитания рассматривать процесс ознакомления дошкольников с родным городом.

Тематика ознакомления и уровень представлений детей по данным темам, глубина этих представлений и их характер выявляют качество формирования когнитивного компонента, как системообразующей основы патриотического воспитания.

             Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Но социокультурная среда, сложившаяся в нашем городе, отличается тем, что большая часть населения не укорененная, не имеющая исторического прощлого, связанного с городом. В сознании жителей не сформированы общие региональные ценности, традиции, обычаи, что ослабляет внешнюю и внутреннюю регуляцию поведения, делает его нестабильным, ситуативным. Это обстоятельство усугубляется еще многонациональным составом населения.

            И если это столь сложно и противоречиво, то правомерно ли говорить применительно к детям?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их интересов позволяют сделать вывод, что ст. дошкольники обладают достаточным количеством знаний и представлений о городе, а интересы зачастую связаны не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах проявляется живой интерес ко всему, происходящему в большом, взрослом мире. Проявление этого интереса, детские впечатления находят отражение в играх, в свободной изодеятельности.

              С чего же начинается Родина для наших дошколят?

Конечно же, с ближайшего окружения: с семьи, дома, улицы, д/сада и далее—города. Каждый город, в котором живет ребенок, уникален и неповторим. Улицы, дома, люди, природа—это ближайшее окружение предоставляет оптимальные возможности для личностного самоопределения.

               Нижневартовск—город молодой, строящийся, нефтяной, многонациональный. Для того, чтобы полезно и рационально использовать потенциал города в работе с детьми, следует знать картину того, как дети воспринимают город, что знают о нем и какие виды деятельности в процессе ознакомления с городом для них являются наиболее привлекательными…

              Восхищение просторами своего края, красотой и природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя, формировать активную социальную позицию, первые представления об устройстве государства, гражданами которого являются его родители и в будущем он станет сам.

          Но как дошкольник может выразить все это?

          В чем проявляются ростки патриотического воспитания?

          К чему должен стремиться воспитатель?

Надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально. А эмоциональное отношение обуславливается визуально воспринимаемой картиной города.

Детей впечатляют широкие, прямые улицы, красота новых зданий, их архитектурное решение…Отношение к городу выражается в желании узнать все новое и интересное, увидеть это и отразить в своей продуктивной деятельности (слепить, нарисовать, сконструировать).

Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным городом. Чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. И это не может происходить от случая к случаю. Необходима длительная, целенаправленная работа, положительного результата можно достичь только систематической работой.

На формирование интереса к городу, воспитанию патриотических чувств и гражданственности влияют следующие условия:

  1. Организация экскурсий, целевых прогулок по городу, на которых дети могут визуально познакомиться с памятниками, достопримечательностями, улицами.
  2. Экскурсии на природу, на реку Обь.
  3. Использование на занятиях методов, направленных на развитие познавательной активности детей—загадок, проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, привлечение примеров из личного опыта детей и т.д.
  4. Выбор воспитателем занимательного содержания (с учетом психологических и возрастных особенностей детей:эмоциональное восприятие окружающего мира, образность мышления, отсутствие чувства истории).
  5. Ознакомление с родным городом должно естественно «входить» в образовательный процесс с учетом базовой программы.
  6. Введение краеведческого материала должно проводиться с учетом

принципа постепенного перехода от более близкого ребенку к менее близкому.

           7.Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диа-

              лог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

           8.Осуществление деятельностного подхода, т.е. выбор детьми той дея-

              тельности в которой они хотели бы отразить свои чувства.

           9.Создание предметно-развивающей среды.

          10.Взаимодействие с родителями.

      Эти условия позволяют формировать у дошкольников эмоцинально-познавательный интерес к городу, который выражается не только в желании узнавать все новое и интересное, но и в понимании того, для чего это нужно.

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

6.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование критерия

Количество

единиц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Инструктор по ФИЗО

Воспитатель ИЗО

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Помощник воспитателя

Родительский комитет

1

1

1

1

1

1

1

2

1

3

6.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование критерия

Количество

1.

Наличие программно-методического обеспечения –

-  Проект «Познаем родной город со всей семьей»

-  Экологический проект «Зимующие птицы нашего края»

-  Цикл занятий «Улицы родного города»

-  Презентации «Мой самый лучший город на Земле»,

                          «Экскурсия по улицам города»

-  Цикл бесед «Выдающиеся люди нашего города»

-  КВН «Знатоки родного города»

-  Стенгазеты для родителей

                       «Воспитываем патриотов с детства»,

                       «История города в стихах и песнях»

-  Консультации для родителей, ширмы, методические рекомендации по ознакомлению с социальным окружением, с природой родного края, по созданию семейного альбома «Я  и моя семья»

-  Консультации, методические рекомендации для педагогов «Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями и памятными местами города», «Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с символикой города»

-  Перспективное планирование по развитию сюжетно-ролевой игры

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

2

1

2.

-  Дидактические и развивающие игры о городе.

-  Сюжетно-ролевые игры.

-  Игры- путешествия по карте

2

7

4

3.

-  Фотостенды, фотовыставки, коллажи

-  Книжки- самоделки

2

9

7. МОНИТОРИНГ  ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИИ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

          Основываясь на задачи базовой программы, программы по патриотическому воспитанию, был разработан мониторинг качества патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста и составлены критерии оценки знаний и представлений детей о городе.

Было проведено диагностирование детей.

Целью диагностирования явилось:

определение уровня знаний и представлений детей о городе: местоположение города,история возникновения, природные богатства,улицы, труд нефтяников, профессии горожан, культурное наследие, многонациональность города, природа родного края, символика, коренное население.

Знания и представления детей определялись 4-мя уровнями: высокий, допустимый, критический, недопустимый.

Итоги мониторинга:

у детей недостаточно знаний о местоположении города, историю возникновения не знают вообще; большинство детей называют только свою улицу, из природных богатств—нефть; из памятников—«Алеша»;

не конкретизируют профессию нефтяников, общие сведения о коренном населении; не знают, что г.Нижневартовск—многонациональный; из праздников—«Самотлорские ночи», путают символику города и округа, слабые знания о природе родного края, некоторые дети не знают названия реки.

В ходе беседы наблюдается отсутствие интереса к тому, о чем беседуют.

Вследствие этого можно утверждать, что имеющиеся представления детей  о родном городе не являются эмоциогенными, не затрагивают их чувств, и это не может стать основой для формирования патриотических чувств.

Представления, отношение к городу и процессу его познания у разных детей разное. Это закономерно обусловлено тем, что город Нижневартовск имеет много обликов, город, в котором живет разный контингент населения—и люди труда, и люди искусства, коренное население, люди разных национальностей, приезжие из других регионов и городов России. И дошкольные учреждения посещают дети разных национальностей, которые порой плохо знают русский язык.

ВЫВОДЫ:

из 14-ти детей старшей коррекционной группы только один ребенок имеет высокий уровень (7 %),4—допустимый уровень (28,5  % ),5—с критическим уровнем (36 % ), 4—с недопустимым уровнем (28,5% ).

В связи с такими результатами диагностики возникла необходимость создания системы работы по ознакомлению с родным городом.

8. СИСТЕМА  РАБОТЫ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ  ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

Был составлен перспективный план работы «Мой город» и алгоритм,

формирующий знания и представления о родном городе.

          План предусматривал не только дать знания и представления о «малой родине», но и формировать умение ориентироваться в окружающем мире, воспитывать нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде, воспитывать любовь и привязанность к родному городу, приобщать к истокам родного края.

А приобщение к истокам родного края, воспитание гражданина, патриота предусматривает следующее:

            воспитатель сам должен прежде всего хорошо знать природные, географические, исторические, социально-экономические особенности края, города;

            продумать, о чем рассказать детям,что показать, в какой форме, особо выделить признаки, характерные только для данной местности, доступно показав при этом связь города со всей страной.

          Поскольку любовь к Родине, городу начинается с семьи, то во всех видах деятельности красной нитью проходят темы: «Семья», «Дом родной», «Детский сад».Это—занятия, развлечения, чтение, беседы, прогулки и т.д.

Нечеткие представления детей о родном городе закреплялись в процессе рассматривания иллюстраций, чтения произведений местных авторов, тематических беседах,в разговорах с родителями, в индивидуальной работе.

         Одним из принципов патриотического воспитания является привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.

        Расширить интересы детей, показать через малое большое, показать зависимость между жизнью и работой родителей с жизнью, трудом, праздниками  всех горожан очень важно для воспитания патриотизма.

Такая работа способствует воспитанию лучших гражданских качеств, патриотизма; через занятия, совместную деятельность, через участие в общих праздниках дети приходят к выводу, что их город, родители, все горожане—частица огромной Родины,которая называется Россией.

        Одним из направлений педагогической деятельности по воспитанию патриотизма является организация планомерной работы с семьей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы эти не считаются важными и зачастую требует от воспитателя особой чуткости и терпения, и никакого принуждения!

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления с родным городом объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и не может заменить ДОУ:

        любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.

Детский сад в своей работе опирается на родителей, как на равноправных участ ников формирования и становлении я личности ребенка-патриота.  

Было проведено анкетирование родителей, которое показало, что современные родители занимают как бы двойственную позицию по этому вопросу. Большинство склонны признавать значимость гражданственности как личностной составляющей современного человека, но некоторые считают, что в «современных условиях воспитать патриотические чувства у дошкольников невозможно, развивать знания о своем родном городе, гордость за него можно будет позже, когда ребенок вырастет».

          Было проведено анкетирование  и  родительское собрание на тему: «Патриотическое воспитание.Как вы его понимаете?»

По словам А.С.Макаренко, «вдумчивые еще до школы, удовлетворяя детскую любознательность, расскажут своему ребенку о родном городе, об истории возникновения, о перспективах его развития, о людях, прославивших город родной…»

«Вот здесь пробурили первую скважину, а это—памятник покорителям Самотлора…»- и у малыша засветятся глаза, и через час он уже делится интересными подробностями с  приятелями, а там, глядишь, детвора играет в то, что было, в то, будет…

Родители могут открыть ребенку красоту сибирской природы, назовут ему растения, зверей,птиц, обитающих в тайге и на болоте, назовут окрестные реки  и озера, примечательные и памятные места.

             «Истинного патриота, гражданина надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность—первое условие патриотического воспитания и все, что свершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно  приходить к детям»,--завещал А.С.Макаренко.

              Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что важным аспектом в решении проблемы патриотического воспитания у дошкольников является разработка технологии взаимодействия д\с и семьи, в которой родители занимают активную заинтересованную позицию.

Процесс налаживания взаимодействия подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия нужны ,прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития;

совместная деятельность способствует появлению в семье общих интнресов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

В рамках взаимодействия с родителями была разработана структурная модель, состоящая из 3-х блоков:

          1—это просвещение, информирование родителей по вопросам формирования патриотических чувств;

          2—организация продуктивного общения детей, родителей и воспитателей;

           3—оценочный блок, предполагающий анализ эффективности первых двух блоков.

1 БЛОК—ИНФОРМАЦИОННО—ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ.

В наше время родители имеют много источников для получения информации о воспитании: это педагогическая и психологическая литература, информация с интернета и т.д.

Об отношении родителей к воспитанию патриотизма свидетельствуют анкеты. Поэтому информирование, просвещение родителей по этим вопросам –это функция дошкольных учреждений.

Проводятся консультации , беседы,выпускаются памятки, рекомендации по вопросам патриотизма; организовываются выставки детских работ, проводятся тематические выставки для родителей, как то «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Мы живем на Югорской земле»; папки-передвижки, стенгазеты, фотовыставки, коллажи; родительские собрания, круглые столы.

2БЛОК—ПРАКТИЧЕСКИЙ (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей).

Это создание и презентация семейных альбомов, участие в работе над проектом, «дни открытых дверей», работа семейного клуба, ярмарки, участие в конкурсах ДОУ, развлечения, встречи с интересными людьми, экскурсии.

3 БЛОК—ОЦЕНОЧНЫЙ.

Этот блок предполагает анализ эффективности работы первых двух блоков.

С этой целью проводятся: опрос, анкетирование, тетрадь учета работы с родителями, тетрадь отзывов, собеседование и т.д.

           Работа с родителями по этой модели является эффективной и дает свои положительные результаты.

           Интенсивное изменение окружающей жизни, требования к качеству образования диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства  обучения и воспитания на основе интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, является метод проектной деятельности.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ    

     Формируя у детей старшего дошкольного возраста начала патриотизма и гражданственности, в данной программе я отразила, что необходимо вести планомерную и систематическую работу во взаимодействии с семьей и представила свое видение проблемы.

             

                Анализ сравнительной диагностики показывает:

если на начало работы детей с высоким уровнем было 7% , то в конце их стало-42 %   ;

            с допустимым уровнем—28,5 %, стало—51 %;

            с критическим уровнем—36  %, стало—7  % ;

            с недопустимым  уровнем—28,5 %, стало—0    .

Можно констатировать, что у подавляющего большинства детей сформировано полное и верное представление о городе. Для дошкольников характерно устойчивое, положительное отношение к родному городу, им нравится жить в Нижневартовске. Дошкольник находится среди любимых людей в семье, среди друзей в детском саду; его жизнь наполнена маленькими радостями и значимыми событиями; он испытывает эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Это отображается в продуктивной деятельности и играх.

ИТОГОМ  работы по формированию чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста  будут:

-оформление газет для родителей «Воспитываем патриотов с детства»,

                                                           «История города в стихах и песнях»;

-фотостенды  «Мой самый лучший город на Земле»,

                        «Наш город»,

                        «По великой сибирской реке Обь»;

-викторина «Знаете ли вы свой город»;

-презентация проектов «Познаем родной город всей семьей»,

                                         «Зимующие птицы нашего края»;

-демонстрация презентаций  «Мой самый лучший город на Земле»,

                                                  «Экскурсия по улицам города»

-развлечение «Волшебная страна Здоровья и Спорта»,

-картотека развивающих и словесных игр о городе;

-изготовление книжек-самоделок о городе, природе родного края,

 о городских праздниках, о почетных горожанах, о нефтяниках, о памятниках и достопримечательностях и т.д.;

-консультации «Жемчужина Среднего Приобья», «Три месяца лето, остальное-зима», «Любите природу родного края», «Мира не узнаешь, не зная края своего»;

-оформление иллюстрированных альбомов «Черное золото Самотлора»,

«По великой сибирской реке Обь», «Выдающиеся люди нашего города»,

«Родные лица земляков»,»В Югре родился – повезло!», «Природа родного края», «Земля Югорская», «Фестиваль в Самотлорские ночи», «Звезды нижневартовского спорта» и другие.

-методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению с родным городом, по ознакомлению с символикой города,

-консультация «Патриотическое воспитание.Что это такое?»-для педагогов.

           

 10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»,--говорил великий педагог В.А.Сухомлинский.

        В современных условиях, когда  происходят величайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, когда нестабильно наше общество, возникает необходимость вернуться к вековым корням нашего народа, к таким вечным понятиям, как род,  родство, родители, Родина.

Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

         Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию:

это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

          Быть патриотом—значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к миру, формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, д\с, родным местам, родному городу. И поскольку детский сад является высшим социальным институтом воспитания детей, в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются задачи этического, нравственного, физического воспитания, происходит приобщение к трудовой деятельности, формируется бережное отношение к природе.

И самое главное, патриотизм сегодня—это воспитание в ребенке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, интерес к стране, трудолюбие;

это ощущение  принадлежности своей земле, своему народу; чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в этом городе, в этой стране.

           Таким образом, патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников включает в себя:

передачу знаний  детям об окружающем на своей «малой Родине», формирование на основе этих знаний отношений и организацию доступной возрасту детей деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к труду людей, культуре и традициям города.

           В заключение необходимо отметить, что проведена огромная работа по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким—к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем,  что видит перед собой дошкольник, что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности дошкольника—патриота, гражданина.  

   

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф.

на 2006-2010гг.»,  «Народное образование» №7, 2001г.

  1. «Психология», учебное пособие для педучилищ.
  2. «Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в свете современной образовательной политики» (материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции), г.Нижневартовск, 2008г.
  3. «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой.
  4. Петрова Т.А.»С чего начинается патриотизм?», «Дошкольная педагогика», №5,2002г.
  5. Сапрыкина А.Ф. «Формирование у ст.дошкольников знаний о родном крае»,г.Екатеринбург,2003г.
  6. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания», «Дошкольное воспитание»,№6, 2003г.
  7. «Патриотическое воспитание»,»Ребенок в д\саду»,№6,2001г.
  8. «Патриотическое воспитание дошкольников»,Алешина Н.В.,М.,2004г.
  9. «Дошкольнику—об истории и культуре России», «Аркти»,М.,2004г.
  10. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия», Доронова Т.А.

«Обруч»,№2, 2003г.

      12. «Вместе с семьей», Доронова Т.А.,» Просвещение», М.,2006г.

      13. «Система работы по патриотическому воспитанию»,Иванова Т.В.

           М.,2008г.

      14. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», методическое пособие,

           под ред. Комратовой Н.Г. и Грибовой Л.Ф., М.,2007г.

      15. «С чего начинается Родина?», Кондрыкинская Л.А.,»Сфера», 2003г.

      16. «Мы живем в России», Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.,М.,2008г.

      17. «Патриотическое воспитание дошкольников», Алешина В.А,М.,2004г.

      18. «Воспитание маленького гражданина…», Ковалева Г.А. М.,2003г.

      19. «Родной край», Жуковская Р.И.,Виноградова Н.Ф.,М.,1990г.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, ит желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

1.По вашему мнению, стоит ли воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

 2.Что значит любить, уважать и знать свой город?

3.Проявляют ли ваши дети интерес к родному городу, что их интересует?

4.Знают ли ваши дети, как называется наш город?

 5.Есь ли у вас дома детская библиотека? Какую художественную литературу по ознакомлению с родным городом вы читаете детям?

6.С какими достопримечательностями города Вы знакомили своих детей?

7.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей с памятниками города?

8.Знакомите ли Вы детей с микрорайоном, в котором Вы живете?

9.Рассказываете ли Вы детям о своей профессии?

10.Знают ли дети  природные богатства нашего края?

11.Знают ли дети , как выглядят герб и флаг нашего города? Что означают символы на флаге и гербе?

12.Чем богат наш город? Какая основная профессия жителей нашего города?

13.Любите ли Вы свой родной город? За что Вы его любите?

БЛАГОДАРИМ  ЗА  СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение 2

                                     П Р О Е К Т

                «П О З Н А Е М  Р О Д Н О Й  Г О Р О Д

                       СО  В С Е Й  С Е М Ь Е Й»

ПРОЕКТ  ДОЛГОСРОЧНЫЙ.

УЧАСТНИКИ:  дети

                            воспитатели

                            узкие  специалисты (изо, музо, физо)

                            родители

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

  1. Проблемная  ситуация: у дошкольников недостаточно знаний о родном городе.

 11.Цель  проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности совместно с родителями.

111.Задачи:

  1. Расширить и углубить знания детей о г.Нижневартовске, его истории, природных богатствах, достопримечательностях и памятниках, улицах города, первооткрывателях самотлорской нефти, природе родного края, почетных гражданах и знаменитых спортсменах, самобытной культуре хантов, о многонациональности города, культуре и традициях, о великой сибиракой реке Обь.
  2. Развивать познавательный интерес, нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду нефтяников, создающих красивый город.
  3. Закреплять полученные знания в различных видах детской деятельности.
  4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

       1У.Ожидаемый  результат:

  1. Применение полученных знаний о городе в добрых делах и поступках на благо родного города.
  2. Сформированность патриотических чувств  в процессе реализации  цели, повышение значимости патриотического воспитания для детей.
  3. Сплочение детей и родителей, воспитание будущих граждан своего города и страны.

       У.Механизм отслеживания результатов:

  • Анализ детской деятельности (рисунки, аппликации, постройки из конструкторов, настольные, дидактические,развивающие, словесные игры, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой).
  • Изготовление книжек-самоделок.
  • Наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах,доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы).
  • Диагностика знаний детей по теме «Знакомство с городом»
  • Анкетирование родителей
  • Оформление каждой семьей портфолио.

      У1.Осуществление работы.

                                             1 этап-подготовительный.

  • Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города родителями, заинтересовать идеей детей:

          анкетирование родителей;

          родительское собрание на тему «Патриотическое воспитание.  

          Как вы его понимаете?»

  • Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересами и возможностями , совместное обсуждение с детьми.
  • Совместное составление плана, маршрута экскурсий.

                                          11 этап-реализация.

В течение года дети с родителями изучают выбранный объект через:

  • Подбор информации в книгах, журналах,энциклопедиях, открытках, газетах.
  •  Экскурсии в краеведческий музей, музей русского быта, к памятникам, историческим местам, достопримечательностям города.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Рассказы родителей, специалистов, родственников.
  • Посещении е тематических выставок, бесед в детской библиотеке, в центральной библиотеке.
  • Посещение экспозиций, выставок в школе искусств, в городском драматическом театре.

В конце учебного года—представление материала детьми с родителями.

ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ—КВН «Знатоки родного города».

Ведущие—родители.Конкурсы и задания по изученному материалу о городе.

В программе:

  • Стихи о городе, песни, эстафеты.
  • Выставки рисунков.
  • Экспозиция «Мой самый лучший город на земле»
  • Тематическая выставка «Мира не узнаешь, не зная края своего».

В заключение соревнований командам вручаются медали.

ТЕМЫ  ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ  И  ДЕТЬМИ.

  1. Нижневартовск исторический.
  2. Нижневартовск промышленный.
  3. Нижневартовск нефтяной.
  4. Нижневартовск спортивный.
  5. Нижневартовск транспортный.
  6. Нижневартовск многонациональный.
  7. Нижневартовск театральный.
  8. Коренное население Нижневартовска.
  9. Природа родного края.
  10. Символика нашего города.

                     НИЖНЕВАРТОВСК  ИСТОРИЧЕСКИЙ.

История возникновения города (происхождение названия города, первопроходцы, место основания, занятия жителей Старого города).

Штрихи былого. Первооткрыватели самотлорской нефти, развитие города.

                    НИЖНЕВАРТОВСК  ПРОМЫШЛЕННЫЙ.

  • Нижневартовск город молодой, но у него есть своя промышленность.

Это-молокозавод, хлебозавод, колбасный завод и т.д.

  • В Нижневартовске выпускаются колбасы разных сортов, работают хлебопекарни, кондитерские цеха, выпускается рыбная продукция.

В ходе представления родители рассказывают и показывают картины, плакаты, фотографии, и в доступной форме поясняют, как производится та или иная продукция.

НИЖНЕВАРТОВСК   НЕФТЯНОЙ.

  • Природные богатства
  • История Самотлора
  • Нефтяники-первооткрыватели
  • Почетные нефтяники города
  • Ведущие градообразующие нефтяные предприятия
  • значимость Самотлорской нефти для Родины.

             НИЖНЕВАРТОВСК  СПОРТИВНЫЙ.

  • Беседы о знаменитых боксерах, чемпионах олимпийских игр
  • Юношеский волейбольный клуб «Самотлор»
  • Экскурсия к мемориалу «Звезды нижневартовского спорта»
  • Встречи с интересными людьми
  • Рассказы родителей, родственников

             НИЖНЕВАРТОВСК  ТРАНСПОРТНЫЙ.

Ворота города: железнодорожный вокзал,

                           аэропорт,

                           речной порт

                НИЖНЕВАРТОВСК  МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ.

  • История зарождения города
  • «Их собрал Самотлор»
  • Культура и традиции национальностей, живущих в городе
  • Улица Дружбы народов
  • Фестиваль «Самотлорские ночи»

   

                 НИЖНЕВАРТОВСК  ТЕАТРАЛЬНЫЙ.

  • Театр кукол «Барабашка»
  • Городской драматический театр

                 

               КОРЕННОЕ  НАСЕЛЕНИЕ  НИЖНЕВАРТОВСКА.

  • «Ханты и манси—таежные жители»
  • Быт, обычаи, промыслы, самобытная культура хантов.

               ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ.

  • Экскурсии
  • Целевые прогулки
  • Богатства тайги

                СИМВОЛИКА  НАШЕГО  ГОРОДА.

  • История возникновения герба г.Нижневартовска
  • История возникновения флага г.Нижневартовска

                           111 этап - заключительный.

  1. Анализ проведенной работы.
  2. Обобщение собранного материала
  3. Оформление альбома «Профессии нашего города»

В ходе реализации проекта образовательная работа с дошкольниками строится на следующих принципах:

  • «позитивного центризма» (знания отбираются для детей, наиболее актуальные для данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • сочетание различных видов деятельности;
  • развивающий характер обучения;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...

"Мы - патриоты России" программа по патриотическому воспитанию

Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным ис...

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...

Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.     Поэтому...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".

Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"...