Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".
методическая разработка (средняя группа)
Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 50.4 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Сырейка муниципального района Кинельский Самарской области структурное подразделение детский сад «Теремок» |
Рабочая программа
по патриотическому воспитанию
в средней группе
«Маленькие патриоты»
Воспитатель: Игонина Светлана Сергеевна
2019
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Актуальность программы | 5 |
3. | Основные педагогические принципы программы | 6 |
4. | Цель и задачи программы | 8 |
5. | Планируемые результаты | 9 |
6. | Календарно – тематическое планирование | 10 |
7. | Перспективное планирование | 12 |
8. | Список литературы | 17 |
1. Пояснительная записка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000) говорится: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку , что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее – ФГОС ДО);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 – 2020 г.»
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
-Устава ГБОУ СОШ с. Сырейка утвержденного от 03.06.2015 г. № 1169
-Лицензии на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный номер лицензии: № 00717 от 14 апреля 2014 г., серия 63Л01 № 5268, выдана Министерством образования и науки Самарской области. Срок действия лицензии: бессрочно
- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
2. Актуальность программы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
3. Основные педагогические принципы программы.
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.
Направления программы:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физкультурное развитие
Объекты программы:
- Дети 4-5 лет
- Родители (законные представители)
- Воспитатели
Формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсии
- Викторины
- Беседы
- Художественное творчество
- Наблюдение, прогулки
- Развлечения
- Мультимедийные презентации
Принципы комплектования группы и организации работы:
- Учёт интересов и способностей детей
- Желание родителей
- Добровольное участие
- Учёт психофизических особенностей детей
Продолжительность реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут каждое с сентября по май.
Срок реализации программы 1 год.
4. Цель и задачи программы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, родному селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
2.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
3.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
4.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
5.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
6.Воспитание здорового образа жизни.
7.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
8.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
9.Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
10.Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
5. Планируемые результаты программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4-5 лет
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Родители (законные представители):
Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Педагоги:
Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Итоговый анализ:
Изучение результатов диагностирования детей( текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей ( промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
6. Календарно – тематическое планирование.
№ | Раздел | Задачи патриотического воспитания | Содержание |
1. | «Моя семья» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека | Семья и родной дом. Моя семья. Генеологическое древо моей семьи. Старшое поколение в нашей семье. |
2. | «Мой любимый детский сад» | Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду | Кто заботится о нас в детском саду. Игра-путешествие по территории детского сада. Мой детский сад. Будем дружно мы играть. |
3. | «Моё родное село» | Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях | Родной край. Экскурсия к обелиску. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия на стадион. |
4. | «Природа родного края» | Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её | Чем щедра и богата природа России? Беседы о животных и растениях родного края. Презентация «Путешествие по красивым местам родного края». Родная природа. |
5. | «Наша Родина – Россия» | Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране | Государственные символы России. Широка страна моя родная. Москва – главный город нашей Родины. Россия – Родина моя. |
6. | «Будущие защитники» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства | Наша родная армия. Сильные, смелые, ловкие. Изготовление подарков для пап и дедушек. Буду Родине служить. |
7. | «Культура и традиции России» | Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды | Русская матрёшка. Слушание народных песен, закличек, колядок. Выставка русского прикладного творчества. Укрась русский народный костюм. |
8. | «Мы гордимся» | Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений | Волшебный мир поэзии. Детские писатели. Умники и умницы. Выставка детских рисунков. |
9. | «День Победы» | Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам | 9 мая – День Победы. Изготовление подарков для ветерана. Целевая прогулка к ветеранам Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ. |
7. Перспективное планирование.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | ||
1. | Беседа «Мама, папа, я» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи |
2. | Составление рассказа «Моя семья» | Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям |
3. | Рисование дома для своей семьи | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей |
4. | Беседа «Пожилые люди» | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им |
Октябрь | ||
1. | Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья». | Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения |
2. | Беседа о профессиях детского сада. | Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас |
3. | Экскурсия по территории детского сада. | Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада |
4. | Конструирование здания детского сада | Закрепить навыки конструирования |
Ноябрь | ||
1. | Экскурсия в магазин | Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях . |
2. | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах |
3. | НОД «Моя малая родина – с. Сырейка» | Знакомить детей с историей возникновения села Сырейка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма |
4. | Викторина «Что мы узнали о родном селе?» | Уточнить знания детей о родном селе; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине |
Декабрь | ||
1. | Презентация «Водоёмы нашего села». | Уточнить представления детей о водоёмах нашего села; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе |
2. | Развлечение-беседа «Животный и растительный мир нашего края» | Закрепить знания детей о животных и растения. |
3. | Презентация «Путешествие по красивым местам родного края». | Уточнить и расширить представления детей о природе Самарской области |
4. | Коллективное рисование «Природа моей малой родины» | Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране |
Январь | ||
1. | Беседа «Наша Родина – Россия» | Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному селу, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике |
2. | Игра-путешествие «Символы России» | Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа |
3. | Аппликация «Флаг России» | Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением |
4. | Интеллектуальная игра «Я – патриот и этим горжусь» | Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине |
Февраль | ||
1. | Беседа «Русские богатыри» | Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России |
2. | Беседа « Великие воины» | Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества |
3. | Рисование «Защитники Родины» | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение |
4. | Спортивное развлечение «Будущие защитники» | Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины |
Март | ||
1. | Рисование «Народная игрушка» Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями | Формировать понятие о русской народной игрушке. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру |
2. | Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» | Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями |
3. | НОД «Традиции и быт русского народа» | Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа |
4. | Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» | Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями |
Апрель | ||
1. | Беседа «А.С. Пушкин и его творчество» | Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке |
2. | Беседа «Н.Н. Носов и его творчество» | Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова |
3. | Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» | Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве |
4. | Викторина «Сказка - сказочка» | Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей |
Май | ||
1. | Беседа «Праздник Победы» | Формировать у детей патриотические чувства. |
2. | Высаживание цветов в память о погибших солдатах | Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе |
3. | Целевая прогулка к обелиску, к ветеранам | Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших |
4. | НОД «Помним. Гордимся. Чтим» | Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства |
Работа с родителями (законными представителями):
- Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»
- Консультация «Моя семья»
- Консультация «С чего начинается Родина?»
- Оформление альбома «Село Сырейка - моя малая Родина»
- Викторина «Что? Где? Когда?»
8. Список литературы.
1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
а», 2007 г
2.Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
3.Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
4.Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
5.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
7.Дерягина Л.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера », 2007 г.
8.Дыбина О.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
9.Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».
10.Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы (6-7 лет)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...
Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"
В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"
Детство – это каждодневное открытие мира....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»
Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию " Растим настоящих патриотов"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...