Способы реализации экологического воспитания в образовательно- воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Быстрова Маргарита Юрьевна

 Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Из – за отсутствия знаний они за частую не могут выбрать правильную линию поведения. Воспитательную работу для детей необходимо сделать незаметной и привлекательной. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой.

Воспитывая детей, мы педагоги, берем на себя ответственность перед будущим человечества. Закладываем у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором мы живем.                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы реализации экологического воспитания в образовательно- воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.

«Природа – эта самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать».         Н. Гарин

 Экологическим воспитание, прежде всего, воспитание человечности: доброты, отношение к природе и к людям, которые живут рядом и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для жизни.

 Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Из – за отсутствия знаний они за частую не могут выбрать правильную линию поведения. Воспитательную работу для детей необходимо сделать незаметной и привлекательной. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой.

Воспитывая детей, мы педагоги, берем на себя ответственность перед будущим человечества. Закладываем у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором мы живем.                                                                                                                                

Экологическое воспитание – это формирование начал экологической культуры:  правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.                                                                              

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.  

 Становление первоначальных основ экологической культуры - это накопление конкретных, чувственных представлений об объектах и явлениях природы, окружающих малышей входящий в их круг жизни деятельности.                                                                                                                          

Дети трёх - четырёх лет должны научиться различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомиться с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и. т. п.); получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ними.                                                                

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить. Что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.  Экскурсия, труд в природе, наблюдения, экспериментирование, экологические игры все это помогает ребенку познавать окружающий мир.                                                                                                  

В решение задач по экологическому воспитанию поможет уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Ежедневно дети наблюдают, ухаживают за растениями и получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут растения, какие условия им нужно создавать. Живой уголок природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим. Экологическое воспитание младшего дошкольного возраста построена на персонажей известных русских народных сказок, которые знакомы детям и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают "сказочно - игрушечные" представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правды, и правильно отражать это в речи - не злоупотреблять уменьшительно - ласкательными формами, когда речь идет о природе.                              

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. За частую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание должно проходить в тесном взаимодействии родителей и ребёнка.

Художественно - эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитание - научить детей навыкам работы с природным материалом. Дети с удовольствием лепят из пластилина, глины - животного, о котором говорили на занятии.   Рассматривания иллюстраций в книгах, заучивание стихотворений, рассматривание картин на экологическую тему у детей развивается речь, эстетическое восприятие природных явлений.

Одним из условий успешного экологического воспитания является работа не только с детьми, но и с их семьями.  С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями: родительских собраний, бесед, консультаций привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала. "Дары осени», новогодние поделки из природного материала…

Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.

 

 

 

Список литературы

1. Волосникова Т.В. - Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

2. Николаева С. И. - Система работы в младшей группе детского сада 3 - 4 года - Издательство. Мозаика - Синтез., Москва, 2020

 3. Николаева С.И. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических  учебных заведений. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002

4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под. ред. Л.Н. Прохоровой, - 2 е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004 (Развитие и воспитание дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной образовательной деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Игры и игрушки».

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ СЕМИНАРЕ  «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОО К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»...

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Проект по экологическому воспитанию «Мир домашних животных» с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).

Краткое содержание работы по экологическому проекту "Мир домашних животных" с детьми младшего дошкольного возраста  (2-4 года)....

Инновационная игровая технология, как эффективный способ реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в нашей используется такая инновационная технология, ка...