Проект по экологическому воспитанию «Мир домашних животных» с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).
методическая разработка (младшая группа)
Краткое содержание работы по экологическому проекту "Мир домашних животных" с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_43_vektor_uspeha_publikatsiya_fomina_la.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 43»
Проект
«Мир домашних животных»
с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).
Воспитатель Фомина Лилия Амировна
Девиз: Мир «братьев меньших» хрупок и раним,
Ты познавай его, оберегая,
Будь вежлив, осторожен и терпим -
С животными домашними
Рязанского родного края!
Актуальность. Экологическое воспитание имеет большое значение в дошкольный период. Оно формирует поведение и ответственность детей за природу. Животные – один из первых источников знаний об окружающем мире. На основе представлений о животных, ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.
Цель проекта: содействовать обогащению и углублению у детей
представлений о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде, месте проживания, особенностях питания и роли животных в жизни человека.
Задачи проекта:
Образовательные: создавать условия для восприятия детьми сведений о домашних животных; познакомить детей с правильным называнием животных и их детенышей; расширять представление об особенностях внешнего вида, условиях необходимых для жизни; раскрыть детям значение домашних питомцев в жизни человека.
Развивающие: развивать связную речь детей, обогащать словарь; упражнять в практическом использовании существительных, обозначающих
домашних животных и их детенышей, единственного и множественного числа в разных падежах; развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
Воспитательные: способствовать формированию доброго отношения к домашним животным.
Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по типу: познавательно-развивающий; по сроку реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги детского сада, родители, библиотекари, музейные работники, учащиеся МБОУ Школа №64.
Предполагаемый результат:
У детей сформируется понятие о домашних животных, дети будут узнавать их по внешнему виду, правильно называть детѐнышей. Приобретут представления о питании, месте проживания и роли домашних питомцев в жизни человека. Овладеют правилами безопасного поведения с животными. Пополнится словарный запас детей. Расширятся коммуникативные и творческие способности.
Повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них.
Родители станут участниками образовательного процесса.
Новизна проекта:
Внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредством интеграции образовательных областей, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: включение форм работы во все виды детской деятельности; использование регионального компонента; планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Мероприятия проекта
1-й этап – подготовительный.
Методическая работа:
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Подбор детской художественной литературы о домашних животных.
- Подбор иллюстративного и познавательного материала по ознакомлению детей с домашними питомцами и их детенышами.
- Подбор потешек, загадок, пословиц и поговорок.
- Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.
- Создание авторской интерактивной презентации «Домашние животные».
- Сотрудничество с социальными партнерами: МБОУ школа №64, детской городской библиотекой, галереей пряников города Рязани,
благотворительными фондами помощи бездомным животным.
Работа с детьми:
- Выявление представлений детей о домашних животных.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения информации о питомцах, живущих в семьях воспитанников.
- Помощь в подборе художественной и познавательной литературы о домашних животных.
- Приобщение родителей к подбору и изготовлению наглядно – дидактических пособий, демонстрационному материалу, наборов игрушек.
2-й этап – основной.
Методическая работа:
- Изучение методических рекомендаций и консультаций по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
- Представление пособия–лепбука на семинаре-практикуме ДОУ «Роль дидактических игр и пособий в экологическом воспитании дошкольников».
Работа с детьми:
- Ознакомление с темой посредством наблюдений за животными на прогулках в ДОУ.
- Знакомство с художественной и познавательной литературой. Чтение сказок: «Репка», « Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка Хаврошечка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», В.Г. Сутеев «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мау». Чтение стихов: А. Барто: «Козленок», «Котёнок». «Бычок», «Лошадка»,
С. Маршак: «Усатый - полосатый», «Отчего кошку назвали кошкой»,
Э. Успенский «Кошка», Б. Заходер: «Кискино горе», «У одной собачки — носик».
- Рассматривания иллюстраций домашних животных и их детенышей.
- Загадывание загадок с элементами драматизации.
- Театрализованная деятельность с участием детей: инсценировка сказки «Репка», настольный театр «Волк и семеро козлят», настольный театр «Заюшкина избушка», мини – спектакль по мотивам сказки «Зимовье зверей».
- Беседы: «Кошка Мурка», «Собака – друг человека», «В гости к свинке Ненилле», «Я люблю свою лошадку», «Коза с Козленком», «Коровушка Буренушка», «Серая овечка», «На птичьем дворе», «Прогулка на ферму к домашним животным».
- Рассуждения у экологического окна: «Может ли корова жить в лесу?», «Привела хозяюшка уточек на пруд».
- Дидактические игры: «Кто что ест?» «Найди маму» «Собери картинку», «Раскрась домашнего питомца», «Кто где живет?».
- Работа с лепбуком «Домашние животные».
- Использование ИКТ: онлайн прогулка с детьми на ферму, просмотр дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы, презентации.
Творчество детей в разных видах деятельности:
- Лепка «Заборчик для цыплят», «Котята».
- Рисование «Кошка», «Пятнистые щенки».
- Аппликация «Цыплята на лугу».
- Конструирование: «Домик для матрешки и ее кошки», «Конюшня».
- Трудовая деятельность: «Чистота – залог здоровья, дружно вымоем коровок».
- Сюжетно – ролевая игра «Ветлечебница».
- Предметно – развивающая среда: оформление полочек понятий в группе по теме проекта.
Работа с родителями:
- Консультации: «Воспитание ребенка: прививаем любовь к животным», «Домашнее животное в жизни ребенка», «Общение с животными»,
- Рекомендации «Домашние животные и их детеныши".
- Родительское собрание «Экологическое воспитание. Домашние животные».
- Участие в выставке совместного творчества детей и родителей «Любимая сказка с домашним животным».
- Изготовление книжек - малышек «Любимый питомец».
- Дни пап и мам: показ презентации «Интересные факты о домашних животных», день открытых дверей для родителя с питомцем.
- Дети с родителями на прогулках выходного дня «Знакомимся с домашними животными в парках и заповедниках».
- Квест «Найди домашнее животное в скульптурах родного города» во время пандемии по короновирусу.
Работа с педагогами:
- Консультации, рекомендации, памятки: «Экологическое воспитание младших дошкольников», «Домашние животные. Дети должны знать».
- Проведение утренников и музыкальных досугов: «Золотой Петушок», «В гостях у Матрешки», «В гости к бабушке Варварушке».
- Использование блока подвижных игр на занятиях по физической культуре: игра «Лохматый пес», «Серенькая кошечка», упражнение «Лошадки», веселые старты «Колесница».
Работа с социальными партнерами:
- Библиотекари рассказывают «Кто такие домашние животные?».
- Встреча с учениками школы №64. Творческая мастерская «Любимый питомец».
- Детский мастер – класс от галереи пряников. Роспись имбирного пряника «Цыпленок».
- Участие в благотворительной акции «Помощь бездомным животным».
3-й этап – итоговый.
Методическая работа:
- Оформление папки с опытом работы по проекту для методической копилки детского сада.
- Педагогическая гостиная в ДОУ «Представление опыта работы по проекту «Мир домашних животных».
Работа с детьми:
- Фотовыставка «Дети и природа».
- Развлечение – поэтическая минутка «Времена года в мире домашних животных» (чтение стихов детьми в рамках работы по проекту).
- Участие детей совместно с родителями в конкурсах разного уровня по теме проекта:
- Победитель смотра – конкурса семейного творчества МБДОУ №43 «Моя любимая сказка», работа « Кот в сапогах» (3 место);
- Победитель международного конкурса творческих работ «Осенняя мастерская – 2019», работа « Кот в сапогах» (3 место);
- Участники городского конкурса «Бабушкин коврик», работа «Символ года – Бык»;
- Победитель всероссийского конкурса «Лепбук. Знакомство с домашними животными » (1 место).
В результате работы по проекту «Мир домашних животных», у детей сформировалось и обогатилось представление о домашних питомцах. Дети узнают животное по внешнему виду, правильно называют детёнышей, знают, где живут, чем питаются домашние питомцы и как за ними ухаживать. В ходе работы по проекту дети освоили правила общения с домашними животными. Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети стали любознательными, проявляют доброе отношение к животным.
Работа над проектом содействовала повышению моей профессиональной компетентности и накоплению педагогического опыта, которым удалось поделиться на различных конкурсах образовательного мастерства:
- Диплом МБДОУ №43 за разработку и реализацию проекта «Мир домашних животных»;
- Участник компетентностного конкурса педагогов АКМЕО. Развлечение – поэтическая минутка «Времена года в мире домашних животных» (чтение стихов детьми в рамках работы по экологическому проекту);
- Благодарственные письма от международного образовательного портала «Одаренность. Ру» за организацию и подготовку победителей конкурса творческих работ «Осенняя мастерская 2019», «Здравствуй, осень золотая»;
- Победитель всероссийских конкурсов «Лучший конспект занятия (НОД)»: Экологическое окно «Может ли корова жить в лесу?», аппликация «Цыплята на лугу» (1 место);
- Победитель всероссийских конкурсов в номинациях «Лучшая презентация воспитателя», «Лепбук. Знакомство с домашними животными» (1 место).
Выводы: Занимаясь с детьми в рамках проекта, удалось непросто познакомить дошкольников с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних питомцев, но и совершить, по истине, увлекательное путешествие в мир домашних животных. Создания интерактивной презентации для детей дало возможность осуществить онлайн прогулку на ферму, где ребята смогли пообщаться с ожившим героем с картинки. Дети совместно с педагогом задавали животному вопросы, отвечая на которые домашний питомец знакомил дошкольников с основной информацией о себе. Это вопросы о питании животного, о его особенностях, о месте проживания. Каждый ответ животного сопровождался картинкой, на визуальном уровне закрепляя предоставленную дошкольникам информацию. Привлечению внимания воспитанников младшей группы способствовало движение и звукопроизношение животных на экране.
В ходе презентации, рядом с мамой появлялся детеныш и его название обязательно проговаривалось. Общаясь с обитателями фермы, дети узнали о пользе каждого животного, овладели правилами ухода за ними.
Совершая путешествие на ферму, ребята познакомились с домашними птицами и узнали, что их главное отличие от животных заключается в том, что тело птиц покрыто перьями, а передние конечности преобразовались в крылья.
Дети с удовольствием участвовали в мероприятиях проекта, проявляли интерес к жизни домашних животных, отражали свои впечатления в продуктивной деятельности и сюжетно - ролевой игре.
Привлечение родителей к совместной деятельности в детском саду и дома привело к возникновению познавательной активности у дошкольников. Были освоены новые формы взаимодействия с родителями в условиях пандемии. Проведение квестов, онлайн консультации, фото отчеты способствовали укреплению связей: «педагог-ребенок-родитель».
Сотрудничество с социальными партнерами позволило детям освоить навыки росписи пряников, открыть для себя мир хранилища книг, «подружится» в совместном творчестве со старшими товарищами, проявить доброту по отношению к «братьям меньшим».
Все это способствовало накоплению ярких, положительных эмоций у дошкольников, что в свою очередь, должно привести к систематизации и наилучшему усвоению полученных представлений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: "Игрушки"
познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой - ма...
Конспект НОД «Домашние животные»для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект НОД«Домашние животные».с использованием информационно – коммуникативных технологийдля детей младшего дошкольного возраста....
Проект "Дикие и домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста.
Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение ра...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Домашние животные» с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет)
Цель: Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, об образе жизни; о пользе, которую они приносят человеку; стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.Задачи: ОбучающиеЗа...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
Интерактивное пособие "Домашние животные" в рамках проекта "Домашние питомцы" с детьми младшего дошкольного возраста
Предлагаю Вашему вниманию интерактивное пособие "Домашние животные".Цель: закрепить с детьми названия домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21332832","attribut...
Проект "Домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста
Каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром. Особую роль на этом этапе играют домашние животные....