Проект по экологическому воспитанию «Мир домашних животных» с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).
методическая разработка (младшая группа)

Краткое содержание работы по экологическому проекту "Мир домашних животных" с детьми младшего дошкольного возраста  (2-4 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_43_vektor_uspeha_publikatsiya_fomina_la.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 43»

Проект

«Мир домашних животных»

с детьми младшего дошкольного возраста  (2-4 года).

Воспитатель Фомина Лилия Амировна

   

Девиз: Мир «братьев меньших» хрупок и раним,

Ты познавай его, оберегая,

Будь вежлив, осторожен и терпим -

С животными домашними

Рязанского родного края!

Актуальность. Экологическое воспитание имеет большое значение в дошкольный период. Оно формирует поведение и ответственность детей за природу. Животные – один из первых источников знаний об окружающем мире. На основе представлений о животных, ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.

Цель проекта: содействовать обогащению и углублению у детей 

представлений о домашних животных и их детёнышах,  внешнем виде, месте проживания, особенностях питания и  роли животных в жизни человека.

Задачи проекта:

Образовательные: создавать условия для восприятия детьми  сведений о домашних животных; познакомить детей с правильным называнием животных и их детенышей; расширять представление об особенностях внешнего вида, условиях необходимых для жизни; раскрыть детям значение домашних питомцев  в жизни человека.

Развивающие: развивать связную речь детей, обогащать словарь; упражнять в практическом использовании существительных, обозначающих 

домашних животных и их детенышей, единственного и множественного числа в разных падежах; развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

Воспитательные: способствовать формированию доброго отношения к домашним животным.

Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по типу: познавательно-развивающий; по сроку реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги детского сада, родители, библиотекари, музейные работники, учащиеся МБОУ Школа №64.

Предполагаемый результат:

У детей сформируется  понятие о домашних животных, дети будут узнавать их по внешнему виду, правильно называть детѐнышей. Приобретут представления о питании, месте проживания и роли домашних питомцев в жизни человека. Овладеют  правилами безопасного поведения с животными.    Пополнится словарный запас детей. Расширятся коммуникативные  и творческие способности.

Повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них.

 Родители станут участниками образовательного процесса.

Новизна проекта:

Внедрение модели экологического воспитания дошкольников  посредством интеграции образовательных областей, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом:  включение форм работы во все виды детской деятельности; использование регионального компонента; планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Мероприятия проекта

1-й этап – подготовительный.

Методическая работа:

- Подбор методической литературы по теме проекта.

- Подбор детской художественной литературы о домашних животных.

- Подбор иллюстративного и познавательного материала по ознакомлению детей с домашними питомцами и их детенышами.

- Подбор потешек, загадок, пословиц и поговорок.

- Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.

- Создание авторской интерактивной презентации «Домашние животные».

- Сотрудничество с социальными партнерами: МБОУ школа №64, детской городской библиотекой, галереей пряников города  Рязани, 

благотворительными фондами помощи бездомным животным.

Работа с детьми:

- Выявление представлений детей о домашних животных.

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей с целью получения информации о питомцах, живущих в  семьях воспитанников. 

- Помощь в подборе художественной и познавательной литературы о домашних животных.

- Приобщение родителей к подбору и изготовлению наглядно – дидактических пособий, демонстрационному материалу, наборов игрушек.

2-й этап – основной.

Методическая работа:

Изучение методических рекомендаций и консультаций по экологическому воспитанию  детей младшего дошкольного возраста.

- Представление пособия–лепбука на семинаре-практикуме ДОУ «Роль дидактических игр и пособий в экологическом воспитании дошкольников».

Работа с детьми:

- Ознакомление с темой посредством наблюдений за животными на прогулках в  ДОУ.

- Знакомство с художественной и познавательной литературой. Чтение сказок: «Репка», « Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка  Хаврошечка», «Кот, лиса и петух»,  «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», В.Г. Сутеев «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мау». Чтение стихов: А. Барто: «Козленок», «Котёнок». «Бычок», «Лошадка», 

С. Маршак: «Усатый - полосатый», «Отчего кошку назвали кошкой»,

Э. Успенский «Кошка», Б. Заходер: «Кискино горе», «У одной собачки — носик».

- Рассматривания иллюстраций домашних животных и их детенышей.

- Загадывание загадок с элементами драматизации.

- Театрализованная  деятельность с участием детей: инсценировка сказки «Репка», настольный театр «Волк и семеро козлят», настольный театр «Заюшкина избушка», мини – спектакль по мотивам сказки «Зимовье зверей».

- Беседы: «Кошка Мурка», «Собака – друг человека», «В гости к свинке Ненилле», «Я люблю свою лошадку», «Коза с Козленком», «Коровушка Буренушка», «Серая овечка», «На птичьем дворе», «Прогулка на ферму к домашним животным».

- Рассуждения  у экологического окна: «Может ли корова жить в лесу?», «Привела хозяюшка уточек на пруд».

- Дидактические игры: «Кто что ест?» «Найди маму» «Собери картинку», «Раскрась домашнего питомца», «Кто где живет?».

- Работа с лепбуком «Домашние животные».

- Использование ИКТ: онлайн прогулка с детьми на ферму, просмотр дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы, презентации.

Творчество детей в разных видах деятельности:

- Лепка «Заборчик для цыплят», «Котята».

- Рисование «Кошка», «Пятнистые щенки».

- Аппликация «Цыплята на лугу».

- Конструирование: «Домик для матрешки и ее кошки», «Конюшня».

- Трудовая деятельность: «Чистота – залог здоровья, дружно вымоем коровок».

- Сюжетно – ролевая игра «Ветлечебница».

- Предметно – развивающая среда: оформление полочек понятий в группе по теме проекта.

Работа с родителями:

- Консультации: «Воспитание ребенка: прививаем любовь к животным», «Домашнее животное в жизни ребенка», «Общение с животными»,

Рекомендации «Домашние животные и их детеныши".

- Родительское собрание «Экологическое воспитание. Домашние животные».

Участие в  выставке совместного творчества детей и родителей  «Любимая сказка с домашним животным».

- Изготовление  книжек - малышек «Любимый питомец».

Дни пап и мам: показ презентации «Интересные факты о домашних животных», день открытых дверей для родителя с питомцем.

- Дети с родителями на прогулках выходного дня «Знакомимся с домашними животными в парках и заповедниках».

- Квест «Найди домашнее животное в скульптурах родного города» во время пандемии по короновирусу.

Работа с педагогами:

- Консультации, рекомендации, памятки: «Экологическое воспитание младших дошкольников», «Домашние животные. Дети должны знать».

- Проведение утренников и музыкальных досугов: «Золотой Петушок», «В гостях у Матрешки», «В гости к бабушке Варварушке».

- Использование блока подвижных игр на занятиях по физической культуре: игра «Лохматый пес», «Серенькая кошечка», упражнение «Лошадки», веселые старты «Колесница».

Работа с социальными партнерами:

- Библиотекари рассказывают «Кто такие домашние животные?».

- Встреча с учениками школы №64. Творческая мастерская «Любимый питомец».

- Детский мастер – класс от галереи пряников. Роспись имбирного пряника «Цыпленок».

- Участие в благотворительной акции «Помощь бездомным животным».

3-й этап – итоговый.

Методическая работа:

- Оформление папки с опытом работы по проекту для методической копилки детского сада.

- Педагогическая гостиная в ДОУ «Представление опыта работы по проекту  «Мир  домашних животных».

Работа с детьми:

- Фотовыставка «Дети и природа».

- Развлечение –  поэтическая минутка «Времена года в мире домашних животных» (чтение стихов детьми в рамках работы по  проекту).

- Участие детей совместно с родителями в конкурсах разного уровня по теме проекта:

- Победитель смотра – конкурса семейного творчества  МБДОУ №43 «Моя любимая сказка», работа « Кот в сапогах»  (3 место);

- Победитель международного конкурса творческих работ «Осенняя мастерская – 2019», работа « Кот в сапогах»  (3 место);

- Участники городского конкурса  «Бабушкин коврик», работа «Символ года – Бык»;

- Победитель всероссийского конкурса «Лепбук. Знакомство с домашними животными »  (1 место).

В результате работы по проекту «Мир домашних животных», у детей сформировалось и обогатилось представление о домашних питомцах. Дети  узнают животное по внешнему виду, правильно называют детёнышей, знают, где  живут, чем питаются домашние питомцы и как  за ними ухаживать. В ходе работы по проекту дети освоили правила общения с домашними животными. Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.  Дети стали любознательными, проявляют доброе отношение к животным.

Работа над проектом содействовала  повышению моей профессиональной компетентности  и накоплению педагогического опыта, которым удалось поделиться на различных конкурсах образовательного мастерства:

- Диплом МБДОУ №43 за разработку и реализацию проекта «Мир домашних животных»;

- Участник компетентностного  конкурса педагогов АКМЕО. Развлечение – поэтическая минутка «Времена года в мире домашних животных» (чтение стихов детьми в рамках работы по экологическому проекту);

- Благодарственные письма от международного образовательного портала «Одаренность. Ру» за организацию и подготовку победителей конкурса творческих работ «Осенняя мастерская 2019», «Здравствуй, осень золотая»;

- Победитель всероссийских конкурсов «Лучший конспект занятия (НОД)»: Экологическое окно «Может ли корова жить в лесу?», аппликация «Цыплята на лугу» (1 место);

- Победитель всероссийских конкурсов в номинациях «Лучшая презентация воспитателя», «Лепбук. Знакомство с домашними животными» (1 место).

Выводы: Занимаясь с детьми в рамках проекта, удалось непросто познакомить дошкольников с  характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних питомцев, но и совершить, по истине, увлекательное путешествие в мир домашних животных. Создания интерактивной презентации для детей  дало возможность осуществить  онлайн прогулку на ферму, где ребята смогли пообщаться с ожившим героем с картинки.  Дети совместно с педагогом задавали животному вопросы, отвечая на которые домашний питомец знакомил дошкольников с основной информацией о себе. Это вопросы о питании животного, о его особенностях, о месте проживания. Каждый ответ животного сопровождался картинкой, на визуальном уровне закрепляя предоставленную дошкольникам информацию. Привлечению внимания воспитанников младшей группы способствовало движение и звукопроизношение животных на экране.

В ходе презентации,  рядом с мамой появлялся детеныш и его название обязательно проговаривалось. Общаясь с обитателями фермы, дети узнали о пользе каждого животного, овладели правилами ухода за ними.

Совершая путешествие  на ферму,  ребята познакомились  с домашними птицами и узнали, что их  главное отличие от животных заключается в том, что тело птиц покрыто перьями,  а передние конечности  преобразовались в крылья.

 Дети с удовольствием участвовали в мероприятиях проекта, проявляли интерес к жизни домашних животных, отражали свои впечатления в продуктивной деятельности и сюжетно - ролевой игре.

Привлечение родителей к совместной деятельности в детском саду и дома привело к возникновению познавательной активности у дошкольников. Были освоены новые формы взаимодействия с родителями в условиях пандемии. Проведение квестов, онлайн консультации, фото отчеты способствовали укреплению связей: «педагог-ребенок-родитель».

Сотрудничество с социальными партнерами позволило детям освоить навыки росписи пряников, открыть для себя мир хранилища книг, «подружится» в совместном творчестве со старшими товарищами, проявить доброту по отношению к «братьям меньшим».

Все это способствовало накоплению ярких, положительных эмоций у дошкольников, что в свою очередь, должно привести к систематизации и наилучшему усвоению полученных представлений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: "Игрушки"

познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой - ма...

Конспект НОД «Домашние животные»для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД«Домашние животные».с использованием информационно – коммуникативных технологийдля детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Дикие и домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста.

Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Домашние животные» с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет)

Цель: Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, об образе жизни; о пользе, которую они приносят человеку; стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.Задачи: ОбучающиеЗа...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Интерактивное пособие "Домашние животные" в рамках проекта "Домашние питомцы" с детьми младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию интерактивное пособие "Домашние животные".Цель: закрепить с детьми названия домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21332832","attribut...

Проект "Домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста

Каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром. Особую роль на этом этапе играют домашние животные....