Как дышат рыбы
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В предложенном материале представлена серия экспериментов с детьми, наглядно демонстрирующая особенности дыхания рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование по теме «РЫБЫ».
1. Чем дышат рыбы?
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению» : вода была скована льдом, щуке нечем было дышать вот она и поднялась поближе к воздуху.
2. Почему форма рыб напоминает капельку?
Оборудование : таз с водой.
Ход эксперимента: проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем тоже самое - открытой ладошкой.
Вывод: в первом случае рука легче идет сквозь воду. Человек создал водный транспорт, используя пример рыб.
3. Почему рыбы не тонут?
Вариант I.
Оборудование: воздушный шарик, пробка, трубочка для коктейля, утяжелители ( гайки и др. небольшие металлические предметы ), емкость с водой.
Проткнуть пробку трубочкой, предварительно проделав в ней небольшое отверстие; положить утяжелители в шарик; плотно соединить надувное отверстие шарика и пробку, используя скотч и др. подручные средства.
Ход эксперимента: сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.
Вариант II.
Оборудование: медицинский шприц без иглы, кусок пластилина, силуэт рыбки вырезанный из пластиковой папки. Прилепить пластилин к шприцу, подобрав его количество опытным путем: необходимо, чтобы при вдвинутом поршне шприца конструкция лежала на дне, а при оттянутом всплывала.
Для наглядности сбоку к пластилину
прилепить рыбку. В этом случае пластилин
служит утяжелителем.
Ход эксперимента: предварительно пояснить детям устройство шприца, показать ту его часть, где находится воздух. Опустить конструкцию на дно при вдвинутом поршне – рыбка спит или прячется. Далее понемногу оттягивать поршень, добиваясь нахождения в толще воды – рыбка проснулась и плавает. Оттянуть поршень до конца – рыбка всплывает и ловит комара с поверхности воды. Продемонстрировать обратный процесс.
Выводы к вариантам I и II: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. В данном случае нет необходимости обращаться к законам Архимеда. Объясняем, что у рыб нет, конечно, шариков и шприцов, зато есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173503-1357552451.jpg)
Детский познавательно - исследовательский проект "Как дышат улитки ампулярии"
У многих людей дома есть домашние животные. У кого-то это собака, у кого-то - кошка. Некоторые люди любят хомячков или морских свинок. Очень часто дома есть аквариум с рыбками и улитками.За любым живо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1299662-1639309254.png)
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"...