Как дышат рыбы
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В предложенном материале представлена серия экспериментов с детьми, наглядно демонстрирующая особенности дыхания рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
att_opyt_ryby.docx | 77.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование по теме «РЫБЫ».
1. Чем дышат рыбы?
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению» : вода была скована льдом, щуке нечем было дышать вот она и поднялась поближе к воздуху.
2. Почему форма рыб напоминает капельку?
Оборудование : таз с водой.
Ход эксперимента: проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем тоже самое - открытой ладошкой.
Вывод: в первом случае рука легче идет сквозь воду. Человек создал водный транспорт, используя пример рыб.
3. Почему рыбы не тонут?
Вариант I.
Оборудование: воздушный шарик, пробка, трубочка для коктейля, утяжелители ( гайки и др. небольшие металлические предметы ), емкость с водой.
Проткнуть пробку трубочкой, предварительно проделав в ней небольшое отверстие; положить утяжелители в шарик; плотно соединить надувное отверстие шарика и пробку, используя скотч и др. подручные средства.
Ход эксперимента: сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.
Вариант II.
Оборудование: медицинский шприц без иглы, кусок пластилина, силуэт рыбки вырезанный из пластиковой папки. Прилепить пластилин к шприцу, подобрав его количество опытным путем: необходимо, чтобы при вдвинутом поршне шприца конструкция лежала на дне, а при оттянутом всплывала.
Для наглядности сбоку к пластилину
прилепить рыбку. В этом случае пластилин
служит утяжелителем.
Ход эксперимента: предварительно пояснить детям устройство шприца, показать ту его часть, где находится воздух. Опустить конструкцию на дно при вдвинутом поршне – рыбка спит или прячется. Далее понемногу оттягивать поршень, добиваясь нахождения в толще воды – рыбка проснулась и плавает. Оттянуть поршень до конца – рыбка всплывает и ловит комара с поверхности воды. Продемонстрировать обратный процесс.
Выводы к вариантам I и II: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. В данном случае нет необходимости обращаться к законам Архимеда. Объясняем, что у рыб нет, конечно, шариков и шприцов, зато есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Дышат ли растения?
Информационно – исследовательский проект Тема: Дышат ли растения? ...
Проект «Как дышат цветы»
Проект «Как дышат цветы»...
Детский познавательно - исследовательский проект "Как дышат улитки ампулярии"
У многих людей дома есть домашние животные. У кого-то это собака, у кого-то - кошка. Некоторые люди любят хомячков или морских свинок. Очень часто дома есть аквариум с рыбками и улитками.За любым живо...
проект «Дышат ли растения?»
экспериментальный проект...
правильно дышат наши малыши
проект по здоровьесбережению...
Проект "Правильно дышат наши малыши"
вторая группа раннего развития...
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"...