проект «Дышат ли растения?»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Григорян Маргарита Владимировна

экспериментальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_43.doc708 КБ

Предварительный просмотр:

                                           АДМИНИСТРАЦИЯ Г, УЛАН-УДЭ

                                              КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                                               МАОУ « ПРОГИМНАЗИЯ №108»

Экспериментальный проект

«Дышат ли растения?»

Старшая руппа

Автор: Григорян М.В.,

воспитатель группы №4

           

                                                  2017г.

Актуальность:

Актуальность  исследования в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.  

Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их, заинтересовать, пробудить в них жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца

 

Цель: развитие поисково–познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

2.Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.

3.Развивать умение долгосрочного  планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения.

4.Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и экспериментирования.

5.Воспитывать чувство ответственности за начатое дело

Реализация проекта 1 месяца

.

Этапы проектной деятельности

Этапы

Сроки выполнения

1

Подготовительный этап

Информационно - накопительный

  1. Беседа «Дыхание человека ». «Дышит ли растение?»

  1.  Занятие по рисованию: «Узамбарская фиалка)». Понятия «комнатные растения»,

  1.  Занятие « Как вырастить растение».
  2. Наблюдение за корешками других растений. Обсуждение их развития  с детьми.
  3.  Занятие «Путешествие Кислорода»

1 неделя

2

Этап реализации проекта

Этап практических дел

2.1Исследование «Может ли растение дышать?»

 Цель: опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения.

2.2 Исследование «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании.

2.3Исследование «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

Это исследование проходило в два этапа:

.

 

2 недели

3

Заключительный этап

3.1 Наблюдение и рассматривание листочков фиалки с корешками

Цель: Напомнить детям, какие листочки фиалки мы положили в стакан с водой, и какие стали теперь.

3.2 Подготовка горшков для посадки узамбарской фиалки.

Цель: Научить детей аккуратно, чтобы не навредить корешкам, посадить листочки в горшочек

3.3 Презентация результатов проекта на родительском собрании.

1 неделя

                                Последовательность проведения опыта

1. Налить в прозрачную бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см.

2. Вставить лист в бутылку так, чтобы черенок листа погрузился в воду 

3. Во второе отверстие в пробке вставить трубочку для коктейля так, чтобы кончик не достал до воды.

4. Плотно замазать пробку бутылки  пластилином, чтобы она не пропускала воздух.

5. Откачать воздух из бутылки.

Гипотеза: Растение дышит  не только маленькими  дырочками на всём листе, но  всеми частями.

                                Методы реализации проекта

        Цели и задачи проекта будут реализованы  с помощью следующих      методов:

  1. Беседа, наблюдение. Развивающие занятия с детьми для получения знаний  и умений в выбранной области.
  2. Исследования (опыты),  поисково –познавательная  деятельность.
  3. Рассматривание и ухаживание за растениями .

Результаты и практическая значимость проекта

В результате  реализации проекта

       1.Развите познавательных способностей, умений, навыков  исследовательской  деятельности,

2.Формирование проектно-ориенторованного интеллекта.

3.Стимулирование интереса дошкольника к наукам.

4.Содействие формированию у детей научной картины мира.

Основным итогом этой работы является то, что дети приобрели новые знания и умения.

Для успешного усвоения материала,  обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке  жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.

Реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей.

Приложение :

      

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дышат ли растения?

  Информационно – исследовательский  проект  Тема:   Дышат  ли   растения?                  ...

Проект «Как дышат цветы»

Проект «Как дышат цветы»...

Детский познавательно - исследовательский проект "Как дышат улитки ампулярии"

У многих людей дома есть домашние животные. У кого-то это собака, у кого-то - кошка. Некоторые люди любят хомячков или морских свинок. Очень часто дома есть аквариум с рыбками и улитками.За любым живо...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

правильно дышат наши малыши

проект по здоровьесбережению...

Проект "Правильно дышат наши малыши"

вторая группа раннего развития...

Как дышат рыбы

В предложенном материале представлена серия экспериментов с детьми, наглядно демонстрирующая особенности дыхания рыб....