проект «Дышат ли растения?»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ Г, УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАОУ « ПРОГИМНАЗИЯ №108»
Экспериментальный проект
«Дышат ли растения?»
Старшая руппа
Автор: Григорян М.В.,
воспитатель группы №4
2017г.
Актуальность:
Актуальность исследования в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их, заинтересовать, пробудить в них жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца
Цель: развитие поисково–познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы.
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
2.Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.
3.Развивать умение долгосрочного планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения.
4.Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и экспериментирования.
5.Воспитывать чувство ответственности за начатое дело
Реализация проекта 1 месяца
.
Этапы проектной деятельности
№ | Этапы | Сроки выполнения |
1 | Подготовительный этап Информационно - накопительный
| 1 неделя |
2 | Этап реализации проекта Этап практических дел 2.1Исследование «Может ли растение дышать?» Цель: опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения. 2.2 Исследование «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель: путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании. 2.3Исследование «Нужен ли корешкам воздух?» Цель: Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении. Это исследование проходило в два этапа: .
| 2 недели |
3 | Заключительный этап 3.1 Наблюдение и рассматривание листочков фиалки с корешками Цель: Напомнить детям, какие листочки фиалки мы положили в стакан с водой, и какие стали теперь. 3.2 Подготовка горшков для посадки узамбарской фиалки. Цель: Научить детей аккуратно, чтобы не навредить корешкам, посадить листочки в горшочек 3.3 Презентация результатов проекта на родительском собрании. | 1 неделя |
Последовательность проведения опыта
1. Налить в прозрачную бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см.
2. Вставить лист в бутылку так, чтобы черенок листа погрузился в воду
3. Во второе отверстие в пробке вставить трубочку для коктейля так, чтобы кончик не достал до воды.
4. Плотно замазать пробку бутылки пластилином, чтобы она не пропускала воздух.
5. Откачать воздух из бутылки.
Гипотеза: Растение дышит не только маленькими дырочками на всём листе, но всеми частями.
Методы реализации проекта
Цели и задачи проекта будут реализованы с помощью следующих методов:
- Беседа, наблюдение. Развивающие занятия с детьми для получения знаний и умений в выбранной области.
- Исследования (опыты), поисково –познавательная деятельность.
- Рассматривание и ухаживание за растениями .
Результаты и практическая значимость проекта
В результате реализации проекта
1.Развите познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,
2.Формирование проектно-ориенторованного интеллекта.
3.Стимулирование интереса дошкольника к наукам.
4.Содействие формированию у детей научной картины мира.
Основным итогом этой работы является то, что дети приобрели новые знания и умения.
Для успешного усвоения материала, обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.
Реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей.
Приложение :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Дышат ли растения?
Информационно – исследовательский проект Тема: Дышат ли растения? ...
Проект «Как дышат цветы»
Проект «Как дышат цветы»...
Детский познавательно - исследовательский проект "Как дышат улитки ампулярии"
У многих людей дома есть домашние животные. У кого-то это собака, у кого-то - кошка. Некоторые люди любят хомячков или морских свинок. Очень часто дома есть аквариум с рыбками и улитками.За любым живо...
правильно дышат наши малыши
проект по здоровьесбережению...
Проект "Правильно дышат наши малыши"
вторая группа раннего развития...
Как дышат рыбы
В предложенном материале представлена серия экспериментов с детьми, наглядно демонстрирующая особенности дыхания рыб....
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"
Проект по здоровьесбережению "Правильно дышат наши малыши"...