Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Неизведанное рядом"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Валекайте Данутэ Пятросовна

образовательный проект  по познавательному развитию детей в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neizvedannoe_ryadom.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Неизведанное рядом»

средняя группа

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица»

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2023.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: 
Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о не живой природе.

Задачи проекта:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать хорошее отношение к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

Этапы проекта:

 Подготовительный этап.

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап реализации проекта.

  • Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  • Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  • Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  • Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

Заключительный этап.

  • Диагностика и подведение результатов работы.
  • Подведение итогов работы над проектом;
  • Мониторинг качества освоения материала детьми;
  • Открытое занятие — развлечение для родителей «Чему мы научились» (по итогам проекта)

Предварительная работа:

  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  •  словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  •   технология моделирования
  • релаксация;
  •   игровой: (сюрпризный момент, игры)
  •  Творческие

Формы работы:
1.  Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми .
4. Игры — занятия в опытно — экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.

Взаимодействие с родителями
           Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. 

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

Реализация проекта.

                                Годовой план работы.

Месяц

Тема мероприятий

сентябрь

Разработка проекта. Подбор методической литературы.

октябрь

Песок. Экспериментирование с песком и глиной

ноябрь

Вода

декабрь

Воздух

январь

Лёд, снег

февраль

Свойства материалов

март

Свойства материалов

апрель

Земля

май

Подведение итогов

Месяц

Деятельность

Сентябрь

Изучение литературы по теме «Проектная, познавательно-исследовательская деятельность, как одно из средств познания окружающего мира детьми 4-5 лет ».

Разработка проекта, составление плана работы с детьми и родителями.

Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов.

Создание картотеки опытов и экспериментов.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Песок. Экспериментирование с песком и глиной

Октябрь

Беседы: 

«Из чего состоит песок?»,

«Легко ли сыпется песок?»,

«Где используют песок»

Чтение худ./литературы: 

«Кто живет в песке?», К. Балдина

«Мы в песочнице играли», Шумов Н.

Просмотр мультфильма «Глинька»

Опытно-экспериментальная деятельность: 

«Отпечатки» «Маленькие художники», «Сыплем - лепим».

Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.

«Волшебные свойства глины», «Волшебный материал».

Цель: Познакомить со свойствами сухой и сырой глины.

Д/и: «Сухой-мокрый», «Печем печенье», «След на песке»

Продуктивная деятельность: Лепка «Игрушки из глины».

Волшебница вода

Ноябрь

Беседы:

«Зачем нужна вода?»,

«Где мы можем встретить воду?»,

«Чистоплотные дети»,

«В какой пище есть вода?»

Чтение худ./литературы:  

Д. Сучкова «Ручеек», А. Хината «Вода», экологическая сказка «Живая вода». М., Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Т. Крюкова «Дождик».

Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»

Опытно-экспериментальная деятельность: 

 «Окрашивание воды»

Цель: Помочь выявить свойства воды.

«Вода бывает тёплой, холодной, горячей».

Цель: Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры.

 «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).

«Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивает смекалку, наблюдательность, любознательность.

Игры: «Дождь! Дождь!», «Дождик чаще! Дождик пуще!», «Солнышко и дождик», «Мы - капельки». «Где кто живет?» «Угостим кукол чаем» «Купание куклы»

Продуктивная деятельность: Рисование «Аквариум»

Воздух - невидимка

Декабрь

Беседы: 

«Откуда берется воздух»,

«Почему дует ветер?»,

«Как летит воздушный шарик?»,

«Какой воздух в нашем городе?»

Чтение худ./литературы:  

«Д. Понамарева «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар», Носов Н. «Незнайка на воздушном шарике», С. Маршак «Мыльные пузыри», сказка «Продавец воздуха», «Пузырь»

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как поймать воздух», «Воздух в стакане», «Парашют».

Цель: Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

«Загадочные пузырьки».

Цель: Обнаружить воздух в других предметах.

«Надувание мыльных пузырей».

Цель: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Игры:

П/игра«Самолеты»,

П/игра «Воздушный шарик»,

Д/игра «Кораблик плывет по воде»,

Д/игра «На какой картинке дует ветер?»

Продуктивная деятельность: Рисование воздухом: «Веселые осьминожки».

Снег и лёд

Январь

Беседы:

 «Что мы знаем про снег и лед?»,

«Снег вокруг нас»

Чтение худ./литературы: 

Я. Аким «Первый снег», С. Козлов «Зимняя сказка»,

русская народная сказка Снегурочка».

Опытно-экспериментальная деятельность: 

«Куда исчез снег?», «Тонет - плавает», «Цветные льдинки»

Цель: Обратить внимание детей на особенности снега, на строение снежинок в зависимости от погоды. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды

Игры:

 Речевая игра «Назови, какой снег»,

Д/игра «Разложи снежинки в ряд»,

П/игра «Снежинки и ветер».

Продуктивная деятельность: конструирование «Строим снежный город»; лепка (пластилинография) «Снежинки»

Рукотворный мир или свойства материалов

Февраль, Март

Беседы:

«Откуда взялась бумага?»

«Что можно сделать из древесины?»

«Как рубашка на поле выросла»

«Человек и металл»

«Можно жить и без стекла?»

«Мыло душистое»

Чтение худ./литературы:  

белорусская народная сказка «Зайка хатка»,

английская народная сказка «Три поросенка»,

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (глава про профессии), «Заплатка», К. Чуковский «Федорино горе»;

народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей»

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Бумага, ее качество и свойство».

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

«Древесина, ее качества и свойства». 

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Металл. Экспериментирование с металлом»

Цель: познакомить со свойствами из качественного металла (холодный, прочный, тяжелый, блестящий, водонепроницаемый, гладкий); понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

«Стекло. Экспериментирование со стеклом».

«Стекло его качества и свойства», «В мире стекла», «Стеклянный город».

Цель: Узнавать предметы,  сделанные из стекла, обобщить знания о свойствах и качествах стекла.

«Мыло-фокусник».

Цель:  Познакомится со свойствами и назначением мыла.

Продуктивная деятельность: 

Конструирование: «Тюльпан», «Деревянный дом».

Аппликация: «Модница», «Избушка лубяная и ледяная».

Рисование: «Дом в котором я живу», «Украсим одежду», «Деревянные матрешки».

Земля (огород на подоконнике)

Апрель

Беседа: 

«Из чего состоит земля»,

«Для чего нужна земля»;

«Как беречь природу?»

Чтение худ./литературы:

 Р.н.с. «Вершки и корешки»,сказка «Как мужик рожь сеял», В. Бианки «Сова»

Опытно-экспериментальная деятельность: 

«Что любят растения».

Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

«Где живу зёрнышки».

Цель: Познакомить со строением колоска.

«Где прячутся детки»

Цель: Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

«Хитрые семена».

Цель: Познакомить со способами проращивания семян.

Игры: игра с мячом. «Кто живет на земле»;  «Не оставайся на земле»

Экологическая игра-викторина «День Земли»

Продуктивная деятельность: рисование «Земля наш общий дом»

Подведение итогов

Май

Итоговое мероприятие: «Развлечение с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Помоги фокуснику».

План работы с родителями:

Месяц

Тема мероприятий

сентябрь

октябрь

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

ноябрь

Консультация « Как знакомить дошкольников с неживой природой?»

декабрь

Рекомендации, как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой.

январь

Консультация  «Растим любознательных»

Рекомендации, как провести опыты с водой и воздухом.

февраль

Оформление фотовыставки « В мире экспериментов».

март

Итоговое мероприятие с детьми и родителями «Неизведанное рядом»

апрель

Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования.

май

Рекомендации родителям по экологическому воспитанию на лето

Ожидаемые результаты:

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково - исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Проявляется инициатива и творчество в решении поставленных задач. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Опытно-экспериментальный прект "Интересное рядом"

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные способности, развивается речь....

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...