Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Рамиля Саберова

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, так как самое главное открытие то, которое делает сам ребенок. Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с  другими объектами и дает возможность детям самим найти ответы на простейшие вопросы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства».   Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом». Химия. Физика.

 

Ход деятельности:

 Здравствуйте! Я- научный руководитель лаборатории.  Сегодня вы все являетесь сотрудниками лаборатории по проверке научных гипотез. В лаборатории имеется все, что потребуется нам для проведения опытов.

Опыт номер1. Шуба и лед.

Материал: для проведения опыта нам необходим лед (заморозить воду в двух одинаковых емкостях) и шуба.

Гипотеза: Шуба греет.

Проведение опыта:

Одну емкость со льдом оставим при комнатной температуре минут на 30. Другую емкость со льдом заворачиваем в шубу.

Что произойдет со льдом?

Через 30 минут сравним обе порции льда.

А сейчас переходим к второму опыту.

Опыт №2 Свойства воды.

Для проведения опыта нам на каждого нужны 4 одноразовых стакана, сахар, соль, речной песок, сок, чайная ложечка одноразовая, салфетки. У всех все есть? Можем начинать?

Гипотеза: Вода прозрачная, без запаха, без вкуса.

Ход опыта: Перелейте воду из одного стакана в другой. Что можно сказать?

Возьмите сахар и положите в воду. Перемешайте. Что случилось? (Сахар растворился).

В другой стакан положите соль, перемешайте. (Соль растворилась).

Вывод: Вода – это жидкость. Она сама по себе не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, но при этом легко смешивается с другими веществами и благодаря им приобретает вкусовые окраски. Вода-растворитель

Теперь возьмите речной песок, положите в воду, перемешайте. Результат?

Вывод: не все вещества растворяются в воде.

У каждого на столе сок. Налейте в стакан с водой. Что произошло?

Вывод: Вода прозрачная, но при смешивании с другими, приобретает их цвет.  

Опыт№3. Обман зрения.

Материал для проведения опыта: на каждого ребенка лист бумаги, на которой изображены кажущиеся разными, одинаковые предметы. Две емкости с цветной водой (одна широкая, другая высокая).

Гипотеза№1: изображения разные.

Проведение опыта: отметить на листах, где одинаковые. равные предметы.

Гипотеза №2: емкости с цветной водой. (Показ)

Опыт: переливаем жидкость из широкой в узкую.

Вывод: Обман зрения. Бывает так, что глаза нас могут обманывать. И тогда мы видим то, чего в действительности нет.

Опыт №4. Вытесненная вода.

Материал для опыта: кубик и емкость с водой, фломастер.

Гипотеза: если опустить кубик в воду, вода поднимается или нет? Почему?

Опыт: возьмите фломастер, отметьте на емкости уровень воды. Опустите кубик в воду. Что случилось? Отметьте уровень воды.

Вывод: любой предмет, который опускают в воду, вытесняет воду.

Опыт№5. Почему гаснет свеча?

Материал для опыта: плавающая свеча, прозрачный стакан.

Гипотеза№1: что будет, если накрыть стаканом?

Ход опыта: показ воспитателем.  Воспитатель накрывает стаканом зажженную свечу.

(Сначала свеча будет гореть, но потом, несколько раз вспыхнув, погаснет)

Вывод: свеча погасла, потому что без кислорода горение невозможно. Раз свеча погасла, значит под сосудом не осталось больше кислорода. Пока был кислород под стаканом, свеча горела. Как только закончился, она потухла. А оставшийся в стакане газ -углекислый газ.  

Опыт№6. Вода и масло.

Материал для опыта: емкость с водой, растительное масло.

Гипотеза №1: что будет, если масло влить в воду?

Ход опыта: все, кто считает, что масло утонет встали от меня слева. Все, кто не согласен, встали справа от меня.

Опыт: у вас у каждого на столе стакан с водой и пипетка с растительным маслом. Возьмите пипетку с растительным маслом. Капаем в воду растительное масло . Что случилось?

Вывод: раз растительное масло  не опустилось на дно, делаем вывод-масло легче воды.

Опыт №7. Остаться сухим.

Материал для опыта: лист бумаги, прозрачный стакан.

Гипотеза: Если бумагу поместить в стакан, а стакан перевернув опустить в воду, бумага намокнет.

Ход опыта: скомкайте лист бумаги и поместите в стакан, плотно прижмите ко дну стакана. Теперь переверните стакан , опустите его в миску с водой. Что заметили?

Вывод: бумага осталась сухой, вода не доходит до бумаги. Воздух над бумагой не дает воде намочить его.

Опыт №8. Апельсины.

Материал для опыта: 2прозрачных емкости с водой, два апельсина.

Гипотеза №1: если опустить апельсин в воду, он утонет или нет?

Все, кто считает, что апельсин утонет, встаньте справа от меня. У кого другое мнение, встали от меня слева.

Опыт1: опустите апельсин в воду. Что случилось?

Опыт2: воспитатель опускает в воду очищенный апельсин. Он тонет.

Как же так? Два одинаковых апельсина, один утонул, второй плавает. Почему?

Вывод: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Выводы по опыту №1.

Давайте вернемся к нашей шубе. Что хотели выяснить? Да. Мы выдвинули гипотезу- шуба греет. Что произошло со льдом?

Сравниваем обе порции льда.

Почему лед, который был в шубе, меньше растаял, чем тот, который стоял в помещении?

Может быть шуба- не шуба, а холодильник? Почему мы надеваем шубу зимой, если она не греет, а охлаждает?  

Вывод: Зачем мы человек в мороз надевает шубу? Чтобы не замерзнуть. Когда человек надевает шубу, ему тепло. Шуба держит тепло человека, не выпускает тепло на холод и человек не мерзнет.

Шуба перестала пропускать ко льду комнатное тепло. И от этого льду было холодно. И в шубе лед не растаял.

Наша лаборатория провела все запланированные опыты. Благодарю всех за интересное сотрудничество.

Лаборатория закрывается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие с родителями: "Профессию выбираю с детства". Химия.

Формирование представлений о свойствах неживой природы и составе веществ....

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"

Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образов...