Конспект занятия «Значение оленя для северных народов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен для воспитателей.
Задачи: 1.Познакомить детей с национальной одеждой севера.
2.показать значение оленя в жизни северных народов.
3.Воспитывать любовь и уважение к северному народу и животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_znachenie_olenya_dlya_severnyh_narodov.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Тема «Значение оленя для северных народов»
Составила: Ярмаметова Анна Игнатьевна.
с. Салемал 2022год
Задачи:
- Познакомить детей с национальной одеждой севера.
- показать значение оленя в жизни северных народов.
- Воспитывать любовь и уважение к северному народу и животным.
Предварительная работа: просмотры фильмов, беседы.
Словарная работа: чум, нарты, сильный, выносливый, малица, кисы, ягушка.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята посмотрите кто сегодня у нас в гостях?(ответы детей)
Воспитатель: Даша узнала об очень интересном животном, которое живет на севере, в тундре. Но что это за животное она не знает. Даша очень хочет отправится в тундру она ведь там никогда не была. И мы ей в этом поможем.
Что помогает Даше путешествовать?
(ответы детей)
Воспитатель: Для нашего путешествия мы должны выбрать транспорт.
Дети выбирают картинки из рюкзачка Даши: самолет, машина, поезд, нарты.
Воспитатель: Правильно мы выбираем нарты у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении.
Воспитатель: А как вы думаете чем различаются санки и нарты?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами сами построим нарты.
Игра «Построй нарты»
Воспитатель: А кто же нас повезет? «Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень) »
Дети выбирают картинки из рюкзачка Даши: лошадь, корова, олень.
Воспитатель: Олень играет большую роль в жизни коренных народов Севера. Северный олень – благородное животное, Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег
(показ слайдов оленя, следа копыт).
Воспитатель: Вот теперь мы можем отправиться в тундру? Песня (оленёнок)
Физминутка:
Эй, беги, беги олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем: Эй-хей-хей!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро: Эй-хе-хе!
Воспитатель: Ребята, но что нужно оленю чтобы он был быстрый, сильный, выносливый?
Ответы детей
Воспитатель: все правильно говорите. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая снег копытами. Олень сам может себя прокормить.
Даша: А правда что олень это ценное животное для северных народов? И почему?
Воспитатель: Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются. Какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.
Воспитатель: – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?
Дети: – в тундре.
Воспитатель: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Дети: – Чум.
Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.
Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.
Дети: – Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.
Воспитатель: – А что служит полом в чуме?
Дети: – Кладут доски и оленьи шкуры. Значит шкурой оленя накрывают жилище, покрывают пол в нутри.
Воспитатель: – Чем согревают чум?
Дети: – Железной печкой.
Воспитатель: – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.
Воспитатель: – Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме?
Игра «Выбери мебель для чума» (картинки, доска, разная мебель для дома и для чума)
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?
Дети: – Холодно.
Воспитатель: – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Послушайте загадку:
“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”
Дети: – Малица.
– Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.
На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?
Дети: – Кисы.
Воспитатель: – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.
А женщины носят другую одежду, какую?
Дети: – Ягушка (рассматривают ягушку).
Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы?
Дети: – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.
Даша: Ребята, какой вывод мы можем сделать, - Что одежда тоже сшита из оленьей шкуры! Воспитатель: - Давайте заглянем внутрь чума А вы нечего не слышите, (слышен плачь малыша) в люльке малыш.
Даша: Наверно он хочет есть, пить, а может ему надо сменить памперс? Но где же здесь памперсы?
А памперсом для малышей служит оленья шкура! Посмотрите её можно стряхнуть и она опять сухая и малыш может спать дальше.
Даша: ребята к какому выводу мы пришли?
Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения, и даже памперс для малыша.Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
У оленя трубчатый волос, напоминающий трубку, в которой находится воздух (показ трубки). Этот воздух ещё и греет животное, поэтому ему не страшны сильный мороз и студёный ветер. Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище.
Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»
Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края. Отметьте его значком на карте Ямала. (Дети прикрепляют на карту значок с изображением оленя)
Наше путешествие подошло к концу нам пора возвращаться, Спасибо Даша тебе, теперь может выйти новый мультик «Путешествие на север» и дети Африки смогут его посмотреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"
Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....
Конспект образовательной деятельности: "Знакомство с северным оленем".
В конспекте представлены разные виды деятельности по данной теме, приёмы работы с детьми; запланирована предварительная работа, использовано художественное слово, а так же дидактические и ...
Конспект ООД по изобразительной деятельности «Северный олень» в подготовительной к школе группе
Цель: создание условий для формирования умений рисовать животных по образцу, развитие изобразительных способностей.Задачи:- Уточнить и знания детей о северных оленях.- Продолжать развивать детск...
Конспект занятия «Значение воды в жизни человека»
рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе; развивать познавательный интерес к природе; во...
Конспект занятия "Значение цветов в дорожном движении"
Технологическая карта...
Конспект занятия «Значение воздуха для организма» в средней группе
Конспект занятия "Значение воздуха для организма" в средней группе...
Конспект занятия «Значение и роль овощей и фруктов в жизни человека»
Конспект занятия«Значение и роль овощей и фруктов в жизни человека»Цель: -формирование у детей представлений о полезных свойствах овощей и фруктов для организ...