Конспект занятия «Значение оленя для северных народов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал будет полезен для воспитателей.

Задачи: 1.Познакомить детей с национальной одеждой севера.

2.показать значение оленя в жизни северных народов.

3.Воспитывать любовь и уважение к северному народу и животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Тема «Значение оленя для северных народов»

Составила:  Ярмаметова Анна Игнатьевна.

с. Салемал  2022год

Задачи:

  • Познакомить детей с национальной одеждой севера.
  • показать значение оленя в жизни северных народов.
  • Воспитывать любовь и уважение к северному народу и животным.

Предварительная работа: просмотры фильмов, беседы.

Словарная работа: чум, нарты, сильный, выносливый, малица, кисы, ягушка.

Ход беседы

Воспитатель:  Ребята посмотрите кто сегодня у нас в гостях?(ответы детей)

Воспитатель: Даша узнала об очень интересном животном, которое живет на севере, в тундре. Но что это за животное она не знает. Даша очень хочет отправится в тундру она ведь там никогда не была. И мы ей в этом поможем.

Что помогает  Даше путешествовать?

(ответы детей)

Воспитатель: Для нашего путешествия мы должны выбрать транспорт.

Дети выбирают картинки из рюкзачка Даши: самолет, машина, поезд, нарты.

Воспитатель: Правильно мы выбираем нарты у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении.

Воспитатель: А как вы думаете чем различаются санки и нарты?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами сами построим нарты.

Игра «Построй нарты»

Воспитатель: А кто же нас повезет? «Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень) »

Дети выбирают картинки из рюкзачка Даши: лошадь, корова, олень.

Воспитатель: Олень играет большую роль в жизни коренных народов Севера. Северный олень – благородное животное, Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег

(показ слайдов оленя, следа копыт).

Воспитатель: Вот теперь мы можем отправиться в тундру? Песня (оленёнок)

Физминутка:

Эй, беги, беги олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день 
Ярким солнцем: Эй-хей-хей!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро: Эй-хе-хе!

Воспитатель: Ребята,  но что нужно  оленю  чтобы он  был быстрый, сильный, выносливый?

Ответы детей

Воспитатель: все правильно говорите. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая снег  копытами. Олень сам  может себя прокормить.

Даша: А правда что олень это ценное животное для северных народов?  И почему?

Воспитатель: Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются. Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель: – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: – в тундре.

Воспитатель: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.

Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: – Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.

Воспитатель: – А что служит полом в чуме?

Дети: – Кладут доски и оленьи шкуры.  Значит  шкурой оленя накрывают жилище, покрывают пол в нутри.

Воспитатель: – Чем согревают чум?

Дети: – Железной печкой.

Воспитатель: – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.

Воспитатель: – Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме?

Игра «Выбери мебель для чума» (картинки, доска, разная мебель для дома и для чума)

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети: – Холодно.

Воспитатель: – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Послушайте загадку:

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети: – Малица.

– Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети: – Кисы.

Воспитатель: – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.

А женщины носят другую одежду, какую?

Дети: – Ягушка (рассматривают ягушку).

Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети: – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Даша: Ребята, какой вывод мы можем сделать, - Что одежда тоже сшита из оленьей шкуры! Воспитатель: - Давайте заглянем внутрь чума А вы нечего не слышите, (слышен плачь малыша) в люльке малыш.

Даша: Наверно он хочет есть, пить, а может ему надо сменить памперс? Но где же здесь памперсы?

 А памперсом  для малышей служит оленья шкура!  Посмотрите её можно стряхнуть и она опять сухая и малыш может спать дальше.

Даша: ребята к какому выводу мы пришли?

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения, и даже памперс для малыша.Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
У оленя трубчатый волос, напоминающий трубку, в которой находится воздух (показ трубки). Этот воздух ещё и греет животное, поэтому ему не страшны сильный мороз и студёный ветер. Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище.
Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края. Отметьте его значком на карте Ямала. (Дети прикрепляют на карту значок с изображением оленя)

Наше путешествие подошло к концу нам пора возвращаться, Спасибо Даша тебе, теперь может выйти новый мультик «Путешествие на север» и дети Африки смогут его посмотреть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Конспект образовательной деятельности: "Знакомство с северным оленем".

В конспекте представлены разные виды деятельности по данной теме, приёмы работы с детьми; запланирована  предварительная работа, использовано  художественное слово, а так же дидактические и ...

Конспект ООД по изобразительной деятельности «Северный олень» в подготовительной к школе группе

Цель: создание условий для  формирования умений рисовать животных по образцу, развитие изобразительных способностей.Задачи:- Уточнить и знания детей о северных оленях.- Продолжать развивать детск...

Конспект занятия «Значение воды в жизни человека»

рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе; развивать познавательный интерес к природе; во...

Конспект занятия «Значение воздуха для организма» в средней группе

Конспект занятия "Значение воздуха для организма" в средней группе...

Конспект занятия «Значение и роль овощей и фруктов в жизни человека»

Конспект занятия«Значение и роль овощей и фруктов в жизни человека»Цель: -формирование у детей представлений о полезных свойствах овощей и фруктов для организ...