Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развивать языковое чутья путём образования родственных слов. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.
Воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование:
• Доска магнитная
• Магниты
• Ноутбук
• Мяч
• Сюжетные картинки «Зима»
• Схема описательного рассказа Ткаченко
• Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ»
• Конверты с заданиями
• Волшебная коробка
• Звуковые символы и картинки для звукового анализа
Словарная работа:
номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
адъективная лексика - снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила
Методические приемы.
1. Сюрпризный момент
2. Презентация «Зима»
3. Игра «Что наделала зима?».
4. Игра «Назови как можно больше красивых слов?» с мячом.
5. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
6. Музыкальная пауза «Танец снеговиков».
7. Игровое упражнение «Исправь письмо».
8. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
9. Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
10. Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк».
11. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
12. Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.
Организационный момент
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Логопед: Назовите месяцы зимы.
Дети: декабрь, январь. Февраль.
Логопед: Правильно, молодцы
Зима нам прислала видео - письмо. Хотите его прочитать.
Презентация «Приветствие Зимы»
Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.
Вьюга-это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.
Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.
Пороша-это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.
Логопед Ребята кто запомнил помощниц Зимы.
Дети: Метель, вьюга…
Зима: Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!
Логопед: Вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты по порядку от 1до 7.
Задание 1. Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).
Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.
Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед: Вы справились с заданием, вручаю Вам первую снежинку.
Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? низкое, неяркое.
Логопед вручает вторую снежинку.
Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу(у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть) .
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.
Логопед вручает третью снежинку.
Музыкальная пауза. Танец снеговиков.
Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?
Дети: конфеты, игрушки, танец.
Зима: Какой веселый и замечательный танец. Спасибо!
Задание 4. Игровое упражнение «Исправь письмо».
Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику — Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима — чудесное время года!».
Дети исправляют ошибки.
Логопед вручает четвертую снежинку.
Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Тихо, тихо как во сне падает на землю СНЕГ
С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ
(снег ласково)
Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ
Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ
Кто же это? СНЕГОВИК
Рядом снежная фигура-это девочка СНЕГУРКА
На снегу то посмотри с красной грудкой СНЕГИРИ
На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ
Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД
Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ
Логопед: Какие слова похожи на слово снег? (ответы детей).
Логопед вручает пятую снежинку.
Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.
Задание 6. Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).
Логопед вручает шестую снежинку.
Задание 7. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
• Снег холодный, а от стужи укрывает.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
Логопед вручает седьмую снежинку.
Волшебный сундучок с сюрпризом.
Логопед: Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима: Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».
Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!
Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.
А мне приятно было слышать как Ваня правильно произносил звук Р, Матвей был очень внимательным, Сережа приходил на помощь друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_doc.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развивать языковое чутья путём образования родственных слов. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.
Воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование:
• Доска магнитная
• Магниты
• Ноутбук
• Мяч
• Сюжетные картинки «Зима»
• Схема описательного рассказа Ткаченко
• Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ»
• Конверты с заданиями
• Волшебная коробка
• Звуковые символы и картинки для звукового анализа
Словарная работа:
номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
адъективная лексика - снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила
Методические приемы.
1. Сюрпризный момент
2. Презентация «Зима»
3. Игра «Что наделала зима?».
4. Игра «Назови как можно больше красивых слов?» с мячом.
5. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
6. Музыкальная пауза «Танец снеговиков».
7. Игровое упражнение «Исправь письмо».
8. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
9. Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
10. Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк».
11. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
12. Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.
I. Вводная часть.
Организационный момент
Логопед:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Логопед: Назовите месяцы зимы.
Дети: декабрь, январь. Февраль.
Логопед: Правильно, молодцы
II. Основная часть.
Зима нам прислала видео - письмо. Хотите его прочитать.
Презентация «Приветствие Зимы»
Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. И мои сестрицы.
Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.
Вьюга-это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.
Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.
Пороша-это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.
Логопед Ребята кто запомнил помощниц Зимы.
Дети: Метель, вьюга…
Зима: Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!
Логопед: Вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты по порядку от 1до 7.
Задание 1. Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).
Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.
Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед: Вы справились с заданием, вручаю Вам первую снежинку.
Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? низкое, неяркое.
Логопед вручает вторую снежинку.
Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу(у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть) .
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.
Логопед вручает третью снежинку.
Музыкальная пауза. Танец снеговиков.
Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?
Дети: конфеты, игрушки, танец.
Зима: Какой веселый и замечательный танец. Спасибо!
Задание 4. Игровое упражнение «Исправь письмо».
Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику — Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима — чудесное время года!».
Дети исправляют ошибки.
Логопед вручает четвертую снежинку.
Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Тихо, тихо как во сне падает на землю СНЕГ
С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ
(снег ласково)
Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ
Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ
Кто же это? СНЕГОВИК
Рядом снежная фигура-это девочка СНЕГУРКА
На снегу то посмотри с красной грудкой СНЕГИРИ
На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ
Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД
Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ
Логопед: Какие слова похожи на слово снег? (ответы детей).
Логопед вручает пятую снежинку.
Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.
Задание 6. Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).
Логопед вручает шестую снежинку.
Задание 7. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
• Снег холодный, а от стужи укрывает.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
Логопед вручает седьмую снежинку.
III. Заключительная часть.
Волшебный сундучок с сюрпризом.
Логопед: Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима: Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».
Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!
: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.
А мне приятно было слышать как Ваня правильно произносил звук Р, Матвей был очень внимательным, Сережа приходил на помощь друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Здравствуй зимушка-зима»
Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания, рассуждения....
Конспект занятия в младшей группе "Здравствуй зимушка, зима"
Цель: Закреплять представления о зиме как о времени года, ее признаках и отличиях от других времен года. Задачи:Образовательные:-упражнять в подборе прилагательных и существительных, учить соглас...
конспект занятия в старшей группе "Здравствуй-зимушка зима"
Конспект занятия в старшей группе «Здравствуй - зимушка зима»Цели:1. Закрепить и систематизировать знания детей о зиме.2. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.3. Развивать ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима!».
закрепить представления детей о характерных признаках зимы и о зимних природных явлениях....
Конспект занятия по физическому воспитанию «Здравствуй, зимушка- зима!» в подготовительной группе
Конспект занятия по физическому воспитанию «Здравствуй, зимушка- зима!»в подготовительной группе...
Конспект занятия по познавательному развитию "Здравствуй, Зимушка-зима!" в подготовительной к школе группе
Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассЦель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: По...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй, зимушка-зима".
quot;Здравствуй Зимушка-Зима"...