Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения. Знать характерные особенности всех времен года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
и расширения кругозора
в подготовительной к школе группе №13
МКДОУ д/с 30
Мамыкина Н.А.
Образовательная область: познание
Тема № 26: экология «Друзья природы»
Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения. Знать характерные особенности всех времен года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Предшествующая работа: наблюдение на прогулке за природными явлениями, чтение Н.В.Нуркенова «Солнце», «Тучки», «Дождик», «Град», «Облако», «Гром», «Туман». Л.И.Грехова «Вода и воздух», С.Михалков «Облака»
Оборудование: запись песни В.Шаинского «Облака», кусочки белого поролона, ёмкости с водой, белое бумажное конфетти, иллюстрации с изображением явлений природы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит песня В.Шаинского «Облака».
- Давайте, посмотрим на это чудо природы в окно. Что вы можете о них рассказать? (белые, как вата, пух, мягкие, воздушные, разные…)
- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли.
Раздаю детям кусочки белого поролона разных форм.
- Природа предлагает вам поиграть с её друзьями облаками. Какие они на ощупь? (лёгкие, белые, приятные…)
В ёмкость с водой опускаю руки с поролоном.
- Искупаем их в воде. Посмотрите, они такие же белые? (нет потемнели)
- Правильно, когда облака напитываются водой, становятся тёмными тучами.
- А теперь поднимите их, и отожмите. Что вы услышали? (звуки)
- Эти звуки с чем можно сравнить? (с дождём).
- Природа не спроста вас об этом попросила. Чтобы вы увидели и услышали звонких друзей природы - капли дождя.
- А ведь у природы есть и грохочущие друзья. Постучим по столу кулаками, как по барабану. С чем можно сравнить этот звук? (с громом)
- Это ещё не все игры природы, продолжаем. И превращаемся в ветры, они тоже друзья природы.
-. Возьмите в обе ладони конфетти, поднимите руки вверх и отпустите конфетти, подувая на них. Что произошло? (они полетели)
- Как красиво. Молодцы, ребята, вы дули, как настоящие ветры.
- Белые, летящие конфетти о чём вам напомнили? (о летящем снеге)
- Вот и о белых своих друзьях снежинках напомнила нам природа.
- Ребята, играя, что мы увидели и услышали? Как назвать это одним словом?
- Правильно, явления природы.
- А ведь это ещё не все друзья природы, попробуйте отгадать.
При отгадывании вывешиваю соответствующую иллюстрацию.
На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина У неё теперь ангина. (Град) | Сперва — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск. (Гроза) | В небе сверкнула огненная стрела, Непростая раскалённая стрела. (Молния) |
На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) | Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем — не найдём. (Роса) | Он всегда дружит с дождём Белой мглой покроет дом. Мы с тобой пойдём вдвоём И друг друга не найдём (Туман) |
Вился, вился белый рой, Сел на землю стал горой. (Снег) | Ждали, звали, Как полил! Все убежали. (Дождь) | Белая вата плывет куда-то. (Облако) |
- Ребята, давайте немного подвигаемся.
Физминутка
Облака плывут над нами, (поднимаем руки вверх)
Собираясь в тучи. (Разводим руки над головой)
Дождик звонко простучал,
Пролился из тучи. (опускаем руки вниз шевеля пальчиками)
Солнца луч на капли упал, (ведём указательным пальцем сверху вниз)
Нам в небе радугу нарисовал! (перед собой в воздухе рисуем радугу)
Ветер веет над полями,
Разгоняет тучи (качаем руками над головой.)
Солнце не заставит себя ждать
Будет землю согревать (рисуем в воздухе солнце)
- Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. Откуда мы узнаем о погоде? (из интернета, телефона, телевизора, от диктора радио)
- Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (ответы детей)
- Верно, ребята на изменения в погоде влияют природные явления: солнце, ветер и вода.
Выставляю соответствующую иллюстрацию.
- Солнце каждый раз разное: утром светлое, днём яркое, вечером тускнеет висит над горизонтом огромным шаром. Цвет солнца постоянно меняется то жёлтое, то оранжевое, к вечеру тёмно-красным становится на горизонте. Раньше люди по цвету восхода и заката солнца определяли, какая будет погода.
- Красный закат – к ветреной погоде
- Чистый закат – к ясной хорошей погоде.
- Солнце на горизонте село в облака – завтра дождь будет.
- После того, как пролился дождь, что можно увидеть в небе? (радугу)
- Радуга - это ещё одно природное явление.
- Радуга появляется, когда после дождя солнечные лучи проникают сквозь капельки воды, находящиеся в воздухе. Эти капельки изменяют (преломляют) направление лучей, тем самым образуется спектр разных цветов – радуга. Округлую-сферическую форму радуга принимает из-за того, что капельки воды такой формы.
- Из каких цветов состоит радуга? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
- Белый свет солнечного луча, разбивают капельки дождя, на разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Как вы думаете по радуге люди могли предсказывать погоду? (ответы детей).
- Люди приметили, если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а если она низкая и пологая, то погода испортится.
- Мы выяснили, что после дождя радуга, а вот после жаркого дня возникает ещё одно природное явление - роса и даже туман. Как вы думаете почему? (ответы детей)
- После жаркого дня капли воды, находящиеся в воздухе, прохладной ночью остывают и опускаются на землю, превращаясь в капли росы. Утром выйдя на улицу, мы замечаем, что трава за ночь покрылась каплями росы. Днём жаркое солнце поднимется высоко, высушит траву и снова превратит росу в пар.
- Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз всё вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят туман, и он бесследно тает.
- Скажите, а по утренним каплям росы можно узнать о погоде? (ответы детей).
- Люди заметили, что, если утром обильная роса или туман – днем будет хорошая погода.
- Как вы думаете, роса и туман нужны природе? (ответы детей)
- Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые
- В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы.
Итог:
- О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
- Какие природные явления влияют на состояние погоды?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Какие моменты вам больше понравились и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Одежда. Ткани" в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Одежда.Ткани"...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.
Цели:1. Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2. Формирование представлений об особенности дымковской...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада. Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную ...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии
Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе.
Тема: «Жизнь белки в осенне-зимний период»....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в средней группе «Знакомство с улицей».
Цель. Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов ...