Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамыкина Надежда Алексеевна

Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения. Знать характерные особенности всех времен года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию целостной картины мира

и расширения кругозора

в подготовительной к школе группе №13

МКДОУ д/с 30

Мамыкина Н.А.

Образовательная область: познание

Тема № 26: экология «Друзья природы»

Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения. Знать характерные особенности всех времен года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Предшествующая работа: наблюдение на прогулке за природными явлениями, чтение Н.В.Нуркенова «Солнце», «Тучки», «Дождик», «Град», «Облако», «Гром», «Туман». Л.И.Грехова «Вода и воздух», С.Михалков «Облака»

Оборудование: запись песни В.Шаинского «Облака», кусочки белого поролона, ёмкости с водой, белое бумажное конфетти, иллюстрации с изображением явлений природы.

                                                                Ход занятия:

 Организационный момент.

 Звучит песня В.Шаинского «Облака».

- Давайте, посмотрим на это чудо природы в окно. Что вы можете о них рассказать? (белые, как вата, пух, мягкие, воздушные, разные…)

- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли.

Раздаю детям кусочки белого поролона разных форм.

- Природа предлагает вам поиграть с её друзьями облаками. Какие они на ощупь? (лёгкие, белые, приятные…)

В ёмкость с водой опускаю руки с поролоном.

- Искупаем их в воде. Посмотрите, они такие же белые? (нет потемнели)

- Правильно, когда облака напитываются водой, становятся тёмными тучами.

- А теперь поднимите их, и отожмите. Что вы услышали? (звуки)

- Эти звуки с чем можно сравнить? (с дождём).

- Природа не спроста вас об этом попросила. Чтобы вы увидели и услышали звонких друзей природы - капли дождя.

- А ведь у природы есть и грохочущие друзья. Постучим по столу кулаками, как по барабану. С чем можно сравнить этот звук? (с громом)

- Это ещё не все игры природы, продолжаем. И превращаемся в ветры, они тоже друзья природы.

-. Возьмите в обе ладони конфетти, поднимите руки вверх и отпустите конфетти, подувая на них. Что произошло? (они полетели)

- Как красиво. Молодцы, ребята, вы дули, как настоящие ветры.

- Белые, летящие конфетти о чём вам напомнили? (о летящем снеге)

- Вот и о белых своих друзьях снежинках напомнила нам природа.

- Ребята, играя, что мы увидели и услышали? Как назвать это одним словом?

- Правильно, явления природы.

- А ведь это ещё не все друзья природы, попробуйте отгадать.

При отгадывании вывешиваю соответствующую иллюстрацию.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (Град)

Сперва — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск. (Гроза)

В небе сверкнула огненная стрела,

Непростая раскалённая стрела. (Молния)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Он всегда дружит с дождём

Белой мглой покроет дом.

Мы с тобой пойдём вдвоём

И друг друга не найдём

(Туман)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал горой.

(Снег)

Ждали, звали,

Как полил!

Все убежали. (Дождь)

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

- Ребята, давайте немного подвигаемся.

Физминутка

Облака плывут над нами, (поднимаем руки вверх)

Собираясь в тучи. (Разводим руки над головой)

Дождик звонко простучал,

Пролился из тучи. (опускаем руки вниз шевеля пальчиками)

Солнца луч на капли упал, (ведём указательным пальцем сверху вниз)

Нам в небе радугу нарисовал! (перед собой в воздухе рисуем радугу)

Ветер веет над полями,

Разгоняет тучи (качаем руками над головой.)

Солнце не заставит себя ждать

Будет землю согревать (рисуем в воздухе солнце)

- Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. Откуда мы узнаем о погоде? (из интернета, телефона, телевизора, от диктора радио)

- Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (ответы детей)

- Верно, ребята на изменения в погоде влияют природные явления: солнце, ветер и вода.

Выставляю соответствующую иллюстрацию.

- Солнце каждый раз разное: утром светлое, днём яркое, вечером тускнеет висит над горизонтом огромным шаром. Цвет солнца постоянно меняется то жёлтое, то оранжевое, к вечеру тёмно-красным становится на горизонте. Раньше люди по цвету восхода и заката солнца определяли, какая будет погода.

  • Красный закат – к ветреной погоде
  • Чистый закат – к ясной хорошей погоде.
  • Солнце на горизонте село в облака – завтра дождь будет.

- После того, как пролился дождь, что можно увидеть в небе? (радугу)

- Радуга - это ещё одно природное явление.

- Радуга появляется, когда после дождя солнечные лучи проникают сквозь капельки воды, находящиеся в воздухе. Эти капельки изменяют (преломляют) направление лучей, тем самым образуется спектр разных цветов – радуга. Округлую-сферическую форму радуга принимает из-за того, что капельки воды такой формы.

- Из каких цветов состоит радуга? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). 

- Белый свет солнечного луча, разбивают капельки дождя, на разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- Как вы думаете по радуге люди могли предсказывать погоду? (ответы детей).

- Люди приметили, если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а если она низкая и пологая, то погода испортится.

- Мы выяснили, что после дождя радуга, а вот после жаркого дня возникает ещё одно природное явление - роса и даже туман. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- После жаркого дня капли воды, находящиеся в воздухе, прохладной ночью остывают и опускаются на землю, превращаясь в капли росы. Утром выйдя на улицу, мы замечаем, что трава за ночь покрылась каплями росы. Днём жаркое солнце поднимется высоко, высушит траву и снова превратит росу в пар.

- Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз всё вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят туман, и он бесследно тает.

- Скажите, а по утренним каплям росы можно узнать о погоде? (ответы детей).

- Люди заметили, что, если утром обильная роса или туман – днем будет хорошая погода.

- Как вы думаете, роса и туман нужны природе? (ответы детей)
- Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые
- В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы.

Итог:
- О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
- Какие природные явления влияют на состояние погоды?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Какие моменты вам больше понравились и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.

Цели:1.      Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2.      Формирование представлений об особенности дымковской...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада. Материал будет полезен воспитателям детских садов....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе

Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас.  Развивать связную ...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии

Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в средней группе «Знакомство с улицей».

Цель. Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов ...