Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамыкина Надежда Алексеевна

Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас.  Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.docx22.06 КБ
Файл ekol.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию целостной картины мира

и расширения кругозора

в подготовительной к школе группе №13

МКДОУ д/с 30

Мамыкина Н.А.

Образовательная область: познание

Тема № 2: экология «В лес за грибами и ягодами»

Задачи: Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас.  Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Предшествующая работа: Чтение В. Сутеев «Под грибом», Я. Тайц «По грибы» , Н.Павлова «Земляничка», В.Суслов «Корзина малины»,  В.Хомченко «Боровики». Рассматривание альбомов «Ягодные кусты», «Грибы».

Оборудование: документ-лампа, глобус, полуфункциональный коврик «Поляна», иллюстрации грибов, ягод, корзинка с муляжами грибов и ягод, кепка.

                                                  Ход занятия:

 Организационный момент.

Раскручиваю глобус

- Ребята, вы все знаете, что наша Земля, на которой мы живем, круглая. И времена года идут по кругу сменяя друг друга, потому что Земля вращается вокруг солнца. Возьмёмся за руки, вместе с временами года будем двигаться по кругу.

Игра-хоровод «Времена года»

 Дети движутся по кругу, взявшись за руки

По планете мы шагаем,

                                                              Вот по зимушке гуляем.

      А потом с весной спешим.

         С летом дружненько бежим.

       В осень бодренько бредём.

                                                              Грибов, ягод наберём

   Ведь в любое время года

                                                              Есть хорошая погода!

- Все, как глобус покружились и лесу мы очутились!

- Здравствуй добрый, щедрый лес, полный сказок и чудес…И правда чудеса! Нас встречает Лесник хозяин и помощник леса! Здравствуйте!

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь поудобнее на лесной полянке.

Детей встречает Лесник с лукошком грибов и ягод, достаёт гриб.

- Скажите, что у меня в руке? (гриб)

- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.

На стенде выставляю схему растения гриба.

- Что есть у грибов? (ножка, шляпка, корни-грибница.)

-  Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Поэтому не все грибы нужно срезать, оставлять переросшие, чтобы в следующем году был хороший урожай грибов.

- Как называют людей, которые идут в лес за грибами? (называют грибниками)

- Для чего люди собирают грибы? (Их можно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить.)

- Да, съедобные грибы очень вкусные и полезные. Но чтобы на следующий год грибы выросли, есть ещё одно правило - их надо срезать аккуратно, чтобы не повредить грибницу, находящуюся под землёй.

- Где же, растут грибы? Есть ли у них дом? (ответы детей)

Через документ-лампу демонстрирую грибы

- Где гриб растет, там и его дом. У каждого гриба есть свой дом, Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут белые боровики семьями.

-  Ещё в сосновом лесу растут грибы шляпка у которых скользкая, словно маслом смазана. (маслята)

- У какого гриба дом под осиной?  (подосиновик)

- У какого гриба дом под берёзой? (подберёзовик)

- А вот в густой траве дом у рыжих сестричек – (лисички).

- Чей это дом, на чудо – пеньке усыпанный грибами. (опята)

- Опята, растут большими семьями на пеньках.

- А вот просторный дом-полянка там мы видим красивый гриб: красный с белыми пятнами. (мухомор). 

- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

- Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Ребята, а грибы можно есть сырыми?

(Нет их нужно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить).

- Грибов в лесу конечно много, а можно ли их все собирать без разбора? (нет)

- Вы правы, кроме съедобных по незнанию, в корзину попадают ядовитые, несъедобные грибы. Поэтому, незнакомые грибы надо обходить.

- Как вы думаете, почему обходить, и не рвать, и не срезать, и не пинать (ответы детей)

- Правильно, их не надо задевать, пусть растут, ведь ядовитыми грибами питаются и даже лечатся лесные жители. Лоси, лисы и сороки едят мухоморы, белочки развешивают несъедобные грибы на ветки, чтобы зимой лечиться, зайцы лечатся берёзовым грибом чага.

- Посмотрите, как выглядят ядовитые грибы.

Показываю через документ карту иллюстрации ядовитых ягод и грибов.

- Что-то мы засиделись, давайте немного подвигаемся.

Физминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте). 

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания).

Летает паутина и шелестит листва, (покачивают руками над головой). 

Шуршит под сапогами высокая трава. («шуршат» ногами). 

По узенькому мостику ручей мы перейдем, (идут на носочках.
Семью лисичек рыженьких в траве с тобой найдем.
(наклоны вниз). 

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук). Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте).
В бору еловом крепкие боровики стоят.
(руки вдоль туловища).
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят.
(ставят руки «ёлочкой» над головой).
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли,
(повороты вправо-влево.)
Грибов корзинку целую домой мы принесли!
(хлопают в ладоши).

На полуфункциональном коврике «Поляна» разложены муляжи ягод.

- А теперь пойдём дальше на другую полянку. Пришли, посмотрите, что растёт на этой полянке? (Ягоды).

 - Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений.

 На стенде выставляю схему растения ягод.

- Что есть у ягодного кустика? (Корень, стебель, листочки и плоды). 

- Хорошо, а вы любите есть ягоды? А как собирать ягоды вы знаете? (ответы детей).

- Вы правы, собирать надо аккуратно не помяв ягодки. Срывать ягоды непременно без стебля, потянув за стебель можно кустик вырвать с корнем, заново на следующий год он уже не вырастет.

Если встретил землянику,

     Куст брусники, иль черники-

                                                           Нежно ягодки сорви,

А куст оставь – побереги!

Через документ-лампу показываю названные детьми ягоды.

- Сейчас для вас загадки.

Мы нагнёмся до земли,

   Чтоб наполнить кузовки.

    Стебельки раздвигаем —

              Огоньки собираем. (Земляника)

- Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках.

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

                                                               А сами кусточки -

         Не выше кочки. (Брусника)

- Бруснику собирают на высохших болотных кочках.

Я красна и кисла,

На болоте росла.

            Дозревала под снежком,

                                 Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

- Клюква растет прямо на болоте.

                   Под листом на каждой ветке

           Сидят маленькие детки.

        Тот, кто деток соберёт

                       Руки вымажет и рот. (Черника)

- Черника растёт во влажных местах, как на болоте, так и в лесу.

- Ребята, а в лесу все ягоды можно срывать и есть? (Нет)

- Правильно, в лесу ведь есть и ядовитые ягоды, незнакомую ягоду лучше не брать.

 Показываю через документ лампу иллюстрации ядовитых ягод.

- Давайте, рассмотрим ядовитые ягоды на вид очень красивые, но для жизни опасные!

 Итог:

- Как хорошо прогулялись по лесу. Ребята, отдаю вам свой кузовок. Здесь много разных ягод и грибов. Приходите еще в гости в лес. Но не забывайте простые правила сбора ягод и грибов. Давайте повторим некоторые из них.

Дети:

  • не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
  • срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
  • оставлять переросшие грибы для размножения спорами.
  • не вырывать кустики ягод.
  • собирать только знакомые ягоды и грибы.

- Любите природу ребята, охраняйте, заботьтесь, берегите её. Она в ответ подарит вам свою красоту, вознаградит ваше здоровье чистым воздухом, отблагодарит щедростью своих даров.

- До свидания, ребята, до встречи в добром лесу!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию целостной картины мира

и расширения кругозора

в подготовительной к школе группе №13

МКДОУ д/с 30

Мамыкина Н.А.

Образовательная область: познание

Тема № 2: экология «В лес за грибами и ягодами»

Задачи: Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас.  Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Предшествующая работа: Чтение В. Сутеев «Под грибом», Я. Тайц «По грибы» , Н.Павлова «Земляничка», В.Суслов «Корзина малины»,  В.Хомченко «Боровики». Рассматривание альбомов «Ягодные кусты», «Грибы».

Оборудование: документ-лампа, глобус, полуфункциональный коврик «Поляна», иллюстрации грибов, ягод, корзинка с муляжами грибов и ягод, кепка.

                                                  Ход занятия:

 Организационный момент.

Раскручиваю глобус

- Ребята, вы все знаете, что наша Земля, на которой мы живем, круглая. И времена года идут по кругу сменяя друг друга, потому что Земля вращается вокруг солнца. Возьмёмся за руки, вместе с временами года будем двигаться по кругу.

Игра-хоровод «Времена года»

 Дети движутся по кругу, взявшись за руки

По планете мы шагаем,

                                                              Вот по зимушке гуляем.

      А потом с весной спешим.

         С летом дружненько бежим.

       В осень бодренько бредём.

                                                              Грибов, ягод наберём

   Ведь в любое время года

                                                              Есть хорошая погода!

- Все, как глобус покружились и лесу мы очутились!

- Здравствуй добрый, щедрый лес, полный сказок и чудес…И правда чудеса! Нас встречает Лесник хозяин и помощник леса! Здравствуйте!

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь поудобнее на лесной полянке.

Детей встречает Лесник с лукошком грибов и ягод, достаёт гриб.

- Скажите, что у меня в руке? (гриб)

- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.

На стенде выставляю схему растения гриба.

- Что есть у грибов? (ножка, шляпка, корни-грибница.)

-  Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Поэтому не все грибы нужно срезать, оставлять переросшие, чтобы в следующем году был хороший урожай грибов.

- Как называют людей, которые идут в лес за грибами? (называют грибниками)

- Для чего люди собирают грибы? (Их можно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить.)

- Да, съедобные грибы очень вкусные и полезные. Но чтобы на следующий год грибы выросли, есть ещё одно правило - их надо срезать аккуратно, чтобы не повредить грибницу, находящуюся под землёй.

- Где же, растут грибы? Есть ли у них дом? (ответы детей)

Через документ-лампу демонстрирую грибы

- Где гриб растет, там и его дом. У каждого гриба есть свой дом, Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут белые боровики семьями.

-  Ещё в сосновом лесу растут грибы шляпка у которых скользкая, словно маслом смазана. (маслята)

- У какого гриба дом под осиной?  (подосиновик)

- У какого гриба дом под берёзой? (подберёзовик)

- А вот в густой траве дом у рыжих сестричек – (лисички).

- Чей это дом, на чудо – пеньке усыпанный грибами. (опята)

- Опята, растут большими семьями на пеньках.

- А вот просторный дом-полянка там мы видим красивый гриб: красный с белыми пятнами. (мухомор). 

- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

- Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Ребята, а грибы можно есть сырыми?

(Нет их нужно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить).

- Грибов в лесу конечно много, а можно ли их все собирать без разбора? (нет)

- Вы правы, кроме съедобных по незнанию, в корзину попадают ядовитые, несъедобные грибы. Поэтому, незнакомые грибы надо обходить.

- Как вы думаете, почему обходить, и не рвать, и не срезать, и не пинать (ответы детей)

- Правильно, их не надо задевать, пусть растут, ведь ядовитыми грибами питаются и даже лечатся лесные жители. Лоси, лисы и сороки едят мухоморы, белочки развешивают несъедобные грибы на ветки, чтобы зимой лечиться, зайцы лечатся берёзовым грибом чага.

- Посмотрите, как выглядят ядовитые грибы.

Показываю через документ карту иллюстрации ядовитых ягод и грибов.

- Что-то мы засиделись, давайте немного подвигаемся.

Физминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте). 

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания).

Летает паутина и шелестит листва, (покачивают руками над головой). 

Шуршит под сапогами высокая трава. («шуршат» ногами). 

По узенькому мостику ручей мы перейдем, (идут на носочках.
Семью лисичек рыженьких в траве с тобой найдем.
(наклоны вниз). 

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук). Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте).
В бору еловом крепкие боровики стоят.
(руки вдоль туловища).
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят.
(ставят руки «ёлочкой» над головой).
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли,
(повороты вправо-влево.)
Грибов корзинку целую домой мы принесли!
(хлопают в ладоши).

На полуфункциональном коврике «Поляна» разложены муляжи ягод.

- А теперь пойдём дальше на другую полянку. Пришли, посмотрите, что растёт на этой полянке? (Ягоды).

 - Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений.

 На стенде выставляю схему растения ягод.

- Что есть у ягодного кустика? (Корень, стебель, листочки и плоды). 

- Хорошо, а вы любите есть ягоды? А как собирать ягоды вы знаете? (ответы детей).

- Вы правы, собирать надо аккуратно не помяв ягодки. Срывать ягоды непременно без стебля, потянув за стебель можно кустик вырвать с корнем, заново на следующий год он уже не вырастет.

Если встретил землянику,

     Куст брусники, иль черники-

                                                           Нежно ягодки сорви,

А куст оставь – побереги!

Через документ-лампу показываю названные детьми ягоды.

- Сейчас для вас загадки.

Мы нагнёмся до земли,

   Чтоб наполнить кузовки.

    Стебельки раздвигаем —

              Огоньки собираем. (Земляника)

- Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках.

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

                                                               А сами кусточки -

         Не выше кочки. (Брусника)

- Бруснику собирают на высохших болотных кочках.

Я красна и кисла,

На болоте росла.

            Дозревала под снежком,

                                 Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

- Клюква растет прямо на болоте.

                   Под листом на каждой ветке

           Сидят маленькие детки.

        Тот, кто деток соберёт

                       Руки вымажет и рот. (Черника)

- Черника растёт во влажных местах, как на болоте, так и в лесу.

- Ребята, а в лесу все ягоды можно срывать и есть? (Нет)

- Правильно, в лесу ведь есть и ядовитые ягоды, незнакомую ягоду лучше не брать.

 Показываю через документ лампу иллюстрации ядовитых ягод.

- Давайте, рассмотрим ядовитые ягоды на вид очень красивые, но для жизни опасные!

 Итог:

- Как хорошо прогулялись по лесу. Ребята, отдаю вам свой кузовок. Здесь много разных ягод и грибов. Приходите еще в гости в лес. Но не забывайте простые правила сбора ягод и грибов. Давайте повторим некоторые из них.

Дети:

  • не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
  • срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
  • оставлять переросшие грибы для размножения спорами.
  • не вырывать кустики ягод.
  • собирать только знакомые ягоды и грибы.

- Любите природу ребята, охраняйте, заботьтесь, берегите её. Она в ответ подарит вам свою красоту, вознаградит ваше здоровье чистым воздухом, отблагодарит щедростью своих даров.

- До свидания, ребята, до встречи в добром лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.

Цели:1.      Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2.      Формирование представлений об особенности дымковской...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада. Материал будет полезен воспитателям детских садов....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе

Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии

Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в средней группе «Знакомство с улицей».

Цель. Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов ...