Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
и расширения кругозора
в подготовительной к школе группе №13
МКДОУ д/с 30
Мамыкина Н.А.
Образовательная область: познание
Тема № 2: экология «В лес за грибами и ягодами»
Задачи: Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Предшествующая работа: Чтение В. Сутеев «Под грибом», Я. Тайц «По грибы» , Н.Павлова «Земляничка», В.Суслов «Корзина малины», В.Хомченко «Боровики». Рассматривание альбомов «Ягодные кусты», «Грибы».
Оборудование: документ-лампа, глобус, полуфункциональный коврик «Поляна», иллюстрации грибов, ягод, корзинка с муляжами грибов и ягод, кепка.
Ход занятия:
Организационный момент.
Раскручиваю глобус
- Ребята, вы все знаете, что наша Земля, на которой мы живем, круглая. И времена года идут по кругу сменяя друг друга, потому что Земля вращается вокруг солнца. Возьмёмся за руки, вместе с временами года будем двигаться по кругу.
Игра-хоровод «Времена года»
Дети движутся по кругу, взявшись за руки
По планете мы шагаем,
Вот по зимушке гуляем.
А потом с весной спешим.
С летом дружненько бежим.
В осень бодренько бредём.
Грибов, ягод наберём
Ведь в любое время года
Есть хорошая погода!
- Все, как глобус покружились и лесу мы очутились!
- Здравствуй добрый, щедрый лес, полный сказок и чудес…И правда чудеса! Нас встречает Лесник хозяин и помощник леса! Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь поудобнее на лесной полянке.
Детей встречает Лесник с лукошком грибов и ягод, достаёт гриб.
- Скажите, что у меня в руке? (гриб)
- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.
На стенде выставляю схему растения гриба.
- Что есть у грибов? (ножка, шляпка, корни-грибница.)
- Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Поэтому не все грибы нужно срезать, оставлять переросшие, чтобы в следующем году был хороший урожай грибов.
- Как называют людей, которые идут в лес за грибами? (называют грибниками)
- Для чего люди собирают грибы? (Их можно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить.)
- Да, съедобные грибы очень вкусные и полезные. Но чтобы на следующий год грибы выросли, есть ещё одно правило - их надо срезать аккуратно, чтобы не повредить грибницу, находящуюся под землёй.
- Где же, растут грибы? Есть ли у них дом? (ответы детей)
Через документ-лампу демонстрирую грибы
- Где гриб растет, там и его дом. У каждого гриба есть свой дом, Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут белые боровики семьями.
- Ещё в сосновом лесу растут грибы шляпка у которых скользкая, словно маслом смазана. (маслята)
- У какого гриба дом под осиной? (подосиновик)
- У какого гриба дом под берёзой? (подберёзовик)
- А вот в густой траве дом у рыжих сестричек – (лисички).
- Чей это дом, на чудо – пеньке усыпанный грибами. (опята)
- Опята, растут большими семьями на пеньках.
- А вот просторный дом-полянка там мы видим красивый гриб: красный с белыми пятнами. (мухомор).
- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.
- Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Ребята, а грибы можно есть сырыми?
(Нет их нужно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить).
- Грибов в лесу конечно много, а можно ли их все собирать без разбора? (нет)
- Вы правы, кроме съедобных по незнанию, в корзину попадают ядовитые, несъедобные грибы. Поэтому, незнакомые грибы надо обходить.
- Как вы думаете, почему обходить, и не рвать, и не срезать, и не пинать (ответы детей)
- Правильно, их не надо задевать, пусть растут, ведь ядовитыми грибами питаются и даже лечатся лесные жители. Лоси, лисы и сороки едят мухоморы, белочки развешивают несъедобные грибы на ветки, чтобы зимой лечиться, зайцы лечатся берёзовым грибом чага.
- Посмотрите, как выглядят ядовитые грибы.
Показываю через документ карту иллюстрации ядовитых ягод и грибов.
- Что-то мы засиделись, давайте немного подвигаемся.
Физминутка «По грибы»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте).
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания).
Летает паутина и шелестит листва, (покачивают руками над головой).
Шуршит под сапогами высокая трава. («шуршат» ногами).
По узенькому мостику ручей мы перейдем, (идут на носочках.
Семью лисичек рыженьких в траве с тобой найдем. (наклоны вниз).
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук). Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте).
В бору еловом крепкие боровики стоят. (руки вдоль туловища).
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «ёлочкой» над головой).
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево.)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши).
На полуфункциональном коврике «Поляна» разложены муляжи ягод.
- А теперь пойдём дальше на другую полянку. Пришли, посмотрите, что растёт на этой полянке? (Ягоды).
- Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений.
На стенде выставляю схему растения ягод.
- Что есть у ягодного кустика? (Корень, стебель, листочки и плоды).
- Хорошо, а вы любите есть ягоды? А как собирать ягоды вы знаете? (ответы детей).
- Вы правы, собирать надо аккуратно не помяв ягодки. Срывать ягоды непременно без стебля, потянув за стебель можно кустик вырвать с корнем, заново на следующий год он уже не вырастет.
Если встретил землянику,
Куст брусники, иль черники-
Нежно ягодки сорви,
А куст оставь – побереги!
Через документ-лампу показываю названные детьми ягоды.
- Сейчас для вас загадки.
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем —
Огоньки собираем. (Земляника)
- Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках.
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки. (Брусника)
- Бруснику собирают на высохших болотных кочках.
Я красна и кисла,
На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
- Клюква растет прямо на болоте.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт
Руки вымажет и рот. (Черника)
- Черника растёт во влажных местах, как на болоте, так и в лесу.
- Ребята, а в лесу все ягоды можно срывать и есть? (Нет)
- Правильно, в лесу ведь есть и ядовитые ягоды, незнакомую ягоду лучше не брать.
Показываю через документ лампу иллюстрации ядовитых ягод.
- Давайте, рассмотрим ядовитые ягоды на вид очень красивые, но для жизни опасные!
Итог:
- Как хорошо прогулялись по лесу. Ребята, отдаю вам свой кузовок. Здесь много разных ягод и грибов. Приходите еще в гости в лес. Но не забывайте простые правила сбора ягод и грибов. Давайте повторим некоторые из них.
Дети:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
- оставлять переросшие грибы для размножения спорами.
- не вырывать кустики ягод.
- собирать только знакомые ягоды и грибы.
- Любите природу ребята, охраняйте, заботьтесь, берегите её. Она в ответ подарит вам свою красоту, вознаградит ваше здоровье чистым воздухом, отблагодарит щедростью своих даров.
- До свидания, ребята, до встречи в добром лесу!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
и расширения кругозора
в подготовительной к школе группе №13
МКДОУ д/с 30
Мамыкина Н.А.
Образовательная область: познание
Тема № 2: экология «В лес за грибами и ягодами»
Задачи: Расширить у детей знания и представления о ягодах и грибах. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь у детей. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Предшествующая работа: Чтение В. Сутеев «Под грибом», Я. Тайц «По грибы» , Н.Павлова «Земляничка», В.Суслов «Корзина малины», В.Хомченко «Боровики». Рассматривание альбомов «Ягодные кусты», «Грибы».
Оборудование: документ-лампа, глобус, полуфункциональный коврик «Поляна», иллюстрации грибов, ягод, корзинка с муляжами грибов и ягод, кепка.
Ход занятия:
Организационный момент.
Раскручиваю глобус
- Ребята, вы все знаете, что наша Земля, на которой мы живем, круглая. И времена года идут по кругу сменяя друг друга, потому что Земля вращается вокруг солнца. Возьмёмся за руки, вместе с временами года будем двигаться по кругу.
Игра-хоровод «Времена года»
Дети движутся по кругу, взявшись за руки
По планете мы шагаем,
Вот по зимушке гуляем.
А потом с весной спешим.
С летом дружненько бежим.
В осень бодренько бредём.
Грибов, ягод наберём
Ведь в любое время года
Есть хорошая погода!
- Все, как глобус покружились и лесу мы очутились!
- Здравствуй добрый, щедрый лес, полный сказок и чудес…И правда чудеса! Нас встречает Лесник хозяин и помощник леса! Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь поудобнее на лесной полянке.
Детей встречает Лесник с лукошком грибов и ягод, достаёт гриб.
- Скажите, что у меня в руке? (гриб)
- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.
На стенде выставляю схему растения гриба.
- Что есть у грибов? (ножка, шляпка, корни-грибница.)
- Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Поэтому не все грибы нужно срезать, оставлять переросшие, чтобы в следующем году был хороший урожай грибов.
- Как называют людей, которые идут в лес за грибами? (называют грибниками)
- Для чего люди собирают грибы? (Их можно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить.)
- Да, съедобные грибы очень вкусные и полезные. Но чтобы на следующий год грибы выросли, есть ещё одно правило - их надо срезать аккуратно, чтобы не повредить грибницу, находящуюся под землёй.
- Где же, растут грибы? Есть ли у них дом? (ответы детей)
Через документ-лампу демонстрирую грибы
- Где гриб растет, там и его дом. У каждого гриба есть свой дом, Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут белые боровики семьями.
- Ещё в сосновом лесу растут грибы шляпка у которых скользкая, словно маслом смазана. (маслята)
- У какого гриба дом под осиной? (подосиновик)
- У какого гриба дом под берёзой? (подберёзовик)
- А вот в густой траве дом у рыжих сестричек – (лисички).
- Чей это дом, на чудо – пеньке усыпанный грибами. (опята)
- Опята, растут большими семьями на пеньках.
- А вот просторный дом-полянка там мы видим красивый гриб: красный с белыми пятнами. (мухомор).
- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.
- Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Ребята, а грибы можно есть сырыми?
(Нет их нужно варить, жарить, запекать, мариновать, сушить).
- Грибов в лесу конечно много, а можно ли их все собирать без разбора? (нет)
- Вы правы, кроме съедобных по незнанию, в корзину попадают ядовитые, несъедобные грибы. Поэтому, незнакомые грибы надо обходить.
- Как вы думаете, почему обходить, и не рвать, и не срезать, и не пинать (ответы детей)
- Правильно, их не надо задевать, пусть растут, ведь ядовитыми грибами питаются и даже лечатся лесные жители. Лоси, лисы и сороки едят мухоморы, белочки развешивают несъедобные грибы на ветки, чтобы зимой лечиться, зайцы лечатся берёзовым грибом чага.
- Посмотрите, как выглядят ядовитые грибы.
Показываю через документ карту иллюстрации ядовитых ягод и грибов.
- Что-то мы засиделись, давайте немного подвигаемся.
Физминутка «По грибы»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте).
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания).
Летает паутина и шелестит листва, (покачивают руками над головой).
Шуршит под сапогами высокая трава. («шуршат» ногами).
По узенькому мостику ручей мы перейдем, (идут на носочках.
Семью лисичек рыженьких в траве с тобой найдем. (наклоны вниз).
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук). Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте).
В бору еловом крепкие боровики стоят. (руки вдоль туловища).
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «ёлочкой» над головой).
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево.)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши).
На полуфункциональном коврике «Поляна» разложены муляжи ягод.
- А теперь пойдём дальше на другую полянку. Пришли, посмотрите, что растёт на этой полянке? (Ягоды).
- Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений.
На стенде выставляю схему растения ягод.
- Что есть у ягодного кустика? (Корень, стебель, листочки и плоды).
- Хорошо, а вы любите есть ягоды? А как собирать ягоды вы знаете? (ответы детей).
- Вы правы, собирать надо аккуратно не помяв ягодки. Срывать ягоды непременно без стебля, потянув за стебель можно кустик вырвать с корнем, заново на следующий год он уже не вырастет.
Если встретил землянику,
Куст брусники, иль черники-
Нежно ягодки сорви,
А куст оставь – побереги!
Через документ-лампу показываю названные детьми ягоды.
- Сейчас для вас загадки.
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем —
Огоньки собираем. (Земляника)
- Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках.
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки. (Брусника)
- Бруснику собирают на высохших болотных кочках.
Я красна и кисла,
На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
- Клюква растет прямо на болоте.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт
Руки вымажет и рот. (Черника)
- Черника растёт во влажных местах, как на болоте, так и в лесу.
- Ребята, а в лесу все ягоды можно срывать и есть? (Нет)
- Правильно, в лесу ведь есть и ядовитые ягоды, незнакомую ягоду лучше не брать.
Показываю через документ лампу иллюстрации ядовитых ягод.
- Давайте, рассмотрим ядовитые ягоды на вид очень красивые, но для жизни опасные!
Итог:
- Как хорошо прогулялись по лесу. Ребята, отдаю вам свой кузовок. Здесь много разных ягод и грибов. Приходите еще в гости в лес. Но не забывайте простые правила сбора ягод и грибов. Давайте повторим некоторые из них.
Дети:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
- оставлять переросшие грибы для размножения спорами.
- не вырывать кустики ягод.
- собирать только знакомые ягоды и грибы.
- Любите природу ребята, охраняйте, заботьтесь, берегите её. Она в ответ подарит вам свою красоту, вознаградит ваше здоровье чистым воздухом, отблагодарит щедростью своих даров.
- До свидания, ребята, до встречи в добром лесу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Одежда. Ткани" в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Одежда.Ткани"...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.
Цели:1. Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2. Формирование представлений об особенности дымковской...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Тайны насекомых» в подготовительной к школе группе детского сада. Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширения кругозора в подготовительной к школе группе
Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии
Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе.
Тема: «Жизнь белки в осенне-зимний период»....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в средней группе «Знакомство с улицей».
Цель. Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов ...