Конспект про этикет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»
Цели:
- Познакомить с правилами этикета;
- Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
- Развивать культуру речи.
Оборудование: паровозик, волшебная палочка, название станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»
Цели:
- Познакомить с правилами этикета;
- Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
- Развивать культуру речи.
Оборудование: паровозик, волшебная палочка, название станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.
Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.
Воспитатель: ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.
Воспитатель: и сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну этикета.
Воспитатель: У меня в руках волшебная палочка. И что бы ей воспользоваться давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в волшебную страну перенеси!».
Воспитатель: И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем, а для этого отгадаем загадки:
- Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
- Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)
Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо вы знаете волшебные слова. А давайте послушаем стихотворение Погореловского. И ответим на некоторые вопросы:
- Вот кто вежливость у нас
проявил на деле –
Он в полночный тихий час
поднял мать с постели
- Что с тобой?! – вскочила мать –
заболел, сыночек?!...
- Я забыл тебе сказать:
мама доброй ночи!
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:
- Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
- Со взрослыми надо здороваться первыми.
- Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».
- Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».
- Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
- Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
- Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».
- Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».
- Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».
- Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.
Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:
- что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?
- В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
- Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?
Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.
Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующий станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.
Воспитатель: Сейчас вы наверное подумаете, но кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно? А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.
Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя за столом?
Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …
Воспитатель: Все это правильно.
- Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.
- Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
- Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.
- Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.
- Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.
- Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.
- Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».
Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом. Для этого мне понадобится один ученик.
Воспитатель: Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).
Воспитатель: Возьми правильно вилку и нож.
Воспитатель: А для чего служит салфетка?
Воспитатель: Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?
Воспитатель: Молодцы!!! Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом. А сейчас давайте внимательно посмотрим на доску и мы увидим, что осталось еще 2 станции, а путешествие по ним мы продолжим на следующем уроке.
Воспитатель: Прежде чем мы продолжим наше путешествие по стране этикета, давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали на прошлом уроке и чему вы там научились?!
Дети: отвечают
Воспитатель:
Какие волшебные слова помните из нашего путешествии?
Что нужно ответить, когда вам сказали «спасибо»?
В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?
В какой руке нужно держать вилку и нож?
Для чего служит салфетка?
Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?
Воспитатель: Молодцы! Все это вы помните, давайте взмахнем волшебной палочкой, … и она переносит наш паровозик на станцию «Дружбы»
Воспитатель: А на этой станции мы с вами научимся как правильно общаться со взрослыми и товарищами. Послушайте стихотворение и подумайте какие ошибки допустили дети.
- Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Коля с Катей побранились –
До сих пор не помирились.
- Толя Вадика толкнул –
Тот в тарелку нос макнул.
И расхвасталась Наташа:
«Я умнее вас и краше!»
- Не слыхали эти дети
Ничего об этикете
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.
Воспитатель: какие ошибки допустили дети?
Дети: отвечают
Воспитатель: правильно,
- нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
- не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
- не следует обижать друг друга, обращаться грубо.
Воспитатель: из этих поступков мы видим, что герои этих стихотворений ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.
Воспитатель: Надеемся и вы хотите быть культурными, а для этого вам надо знать как правильно общаться со взрослыми и сверстниками. Давайте послушаем правила:
- Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т.д.), постарайся ответить достаточно громко и понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это.
- Когда тебе самому надо обратиться с вопросом, пользуйся вежливыми словами: «скажите, пожалуйста …».
- Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.
- Разговаривая со взрослыми, не держи руки в карманах, держись прямо.
- Здоровайся с ребятами при встрече, называй их по имени, если сам не знаешь имени – спроси; назови свое имя.
- Не хорошо звать товарищей по кличке, дразнить их.
- Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему.
- Если помогли тебе – поблагодари.
- «Вежливые» слова следует не только взрослым, но и своим товарищам.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери пословицу».
На нашей станции был ураган и все слова в пословице перепутались, прочитайте слова и попробуйте из них составить пословицы, для того что бы составить первую пословицу нам поможет схема.
1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
2. Друг познается в беде.
Воспитатель: вот так хорошо вы знаете пословицы, а кто объяснит первую пословицу?! Кто вторую?!
Воспитатель: А как вы думаете, почему станция называется «Дружба»?
Воспитатель: Культурные отношения залог крепкой дружбы, поэтому с детства нужно учиться культурной речи. Не зря наши предки говорили:
«Красивая речь – человека красит».
«Злой язык – злой человек».
Воспитатель: Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.
Воспитатель: Мы надеемся, что ваш класс будет дружным, а ребята в нем культурные.
Воспитатель: Наш паровозик движется дальше, и мы попадаем на станцию правил поведения в общественных местах.
Воспитатель: На этой станции мы будем играть, оценивать поступки ребят и узнавать правила.
Воспитатель: послушайте ситуации и оцените поступки ребят:
- Коля сидел в автобусе, свободных мест не было, на остановке зашла бабушка, он закрыл глаза и притворился, что спит.
Воспитатель: а как бы вы поступили на месте Коли? Что он сделал не правильно?
- Девочки играли в мячик на улице, вдруг начался дождь, они вбежали в подъезд дома и весело смеясь, продолжали игру.
Воспитатель: Правильно ли сделали девочки? Какую ошибку они допустили?
- Слава и Марина пришли в кинотеатр. Долго ходили в буфете, а фильм уже давно начался. Когда они узнали об этом, погоняя друг друга побежали в зал. Зрители увлеченно смотрели фильм. Дети стали отвлекать смотрящих и спрашивать, где находится 8 ряд. Наконец, ряд был найден. Ребята не успокоились и начали громко считать места, чтобы отыскать свои. Наступая на ноги, они пробрались на места. И достав чипсы, начали, есть, обсуждая происходящее на экране.
Воспитатель: Что ребята сделали неправильно?
Воспитатель: Давайте послушаем правила:
- Шуметь, бегать, затевать игры не следует – это будет нарушать общий порядок, мешать окружающим.
- В зале надо занять свои места. По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-то.
- Неприлично во время действия мешать зрителям: вертеться, соскакивать, хлопать откидными стульями, шуршать, топать ногами.
- Не жуй во время просмотра.
- Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
- В кино обычно не раздеваются, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
- В зрительном зале нельзя сорить, совершенно неприлично грызть семечки.
- Веди себя так, чтобы не мешать другим зрителям, чтобы после твоего ухода остались чистота и порядок.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «вежливо - невежливо»
Воспитатель:
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок тот хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
Не случался с вами,
В тогда все вместе,
Топайте ногам!
- Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше деньги сэкономим! (Топают ногами.)
- Если стали вам грубить,
Нужно вслед им нахамить. (Топают ногами.)
- Если вам подарит книгу,
Вы ответите: «спасибо» (Хлопают в ладоши.)
- Если вы зашли в кино,
А оно идет давно,
Нужно громко покричать:
«Кто посмел без нас начать?» (Топают ногами)
- Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил,
Как бы он не извинялся,
Мы поступок не простим! (Топают ногами.)
- Если к вам пришла подруга,
Вы представьте ее другу. (Хлопают в ладоши.)
- Если вам вдруг стало плохо,
Нужно громко ахать, охать. (Топают ногами.)
- Если ты пошел гулять
И оделся чисто,
То домой придти ты должен
Хуже трубочиста. (Топают ногами.)
Воспитатель: Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали?
Воспитатель: Чему научились на каждой станции?
Воспитатель: но мало знать, нужно эти правила соблюдать:
Чтобы легче нам жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Столовый этикет"
Конспект НОД "Столовый этикет" для детей средней группы. Для развития культурно-гигиенических навыков и обучению детей культуре питания....
Конспект занятия " Этикет в средней группе"
Беседа «Правила этикета»Знают люди с детских лет,«Что такое – этикет».Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружел...
конспект по этикету в младшей группе
конспект занятия по этикету в младшей группе...
Конспект занятия «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»
конспект по речевому развитию...
Конспект занятия " Этикет для малышей"
Целевые ориентиры:Повторить и закрепить знания детей об этикете.Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.Воспитывать культуру общения и культуру поведения. Вспомнить пра...
Конспект занятия. Этикет для мальчиков и девочек.
Цель: Познакомить детей с новыми вежливыми словами на примере стихотворений О. Корнеевой, активизировать в речи соответствующие понятия....