Конспект занятия «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Князева Ольга Анатольевна

конспект по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: обогащение и расширение знаний детей  о правилах поведения ,  об этикете в детском саду.

Задачи:

- познакомить с понятием «этикет»;

- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

- упражнять в использовании вежливых слов;

- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

- развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах;  «волшебная палочка».

Ход занятия

Организационный момент

- Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

Д/и «Я рад вас видеть»
Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.

Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

- Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета.  А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

- Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Д/и «Катись клубок»
- Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!

- Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.

Д/и «Назови противоположное слово»

Ласково – грубо

Чистый – грязный

Правда- ложь, обман

Злой- добрый

Здороваться – прощаться

- Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру. «Назови ласково»

Физкультминутка

3. Закрепление и осмысление знаний детьми

Обсуждение ситуаций

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

- Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.

«Вредные советы в стихах школьникам»

Вот уж лето пролетело,
Скоро в школу ты пойдешь,
Раскидай в портфеле вещи —
Быстро-быстро все найдешь!

Не забудь взять в школу дудку,
И, конечно же, свисток,
На уроке, перемене
Пошуми, браток, чуток.

На веселой перемене
Походи на голове —
И тогда за поведение
Ты получишь двойки две.

Изгрызи свои резинки,
Ручки и карандаши.
В чистоте чудо-пеналы
Держат только малыши!

Те хорошие тетради —
Что измятые совсем.
На уроке рисования,
Стены маслом испиши,
Парту изрисуй гуашью,
И соседу покажи.

Лишь учитель что-то скажет -
Сядь и булочку поешь.

Накроши кругом побольше,
За собой не убирай,
Крошки – это ведь красиво,
Настоящий хлебный рай!

Игра «Можно или нельзя».

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Вопросы:

  1. Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
  2. Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
  3. Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?
  4. Можно ли перебивать старших во время разговора?
  5. Можно ли разговаривать во время приёма пищи?
  6. Можно ли здороваться со всеми знакомыми?
  7. Можно ли мыть руки перед едой?
  8. Можно ли грубить старшим?

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этикет. Правила поведения за столом"

Консультация для родителей "Этикет. Правила поведения за столом"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ЭТИКЕТ.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ"

В презентации  дается классификация посуды, её назначение, детям  даются простейшие правила поведения за столом....

Презентация: Этикет. "Правила поведения за столом"

Прививать культуру поведения за столом. Развивать культурно-гигиенические навыки . Воспитывать опрятность....

Конспект занятия Тема: «Правила поведения в общественном транспорте».

Конспект занятия  Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»....

Конспект занятия Тема: «Правила поведения в общественном транспорте».

Конспект занятия Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Этикет. Правила поведения»

Форма проведения: Игра - конкурс «Умники и Умницы»Цель:- Закрепление правил поведения в общественных местах, обучение вежливому речевому общению в коллективе.Задачи:- Обобщить и расширить ...