"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представления о птицах, их образе жизни в зимний период.

Учить детей различать птиц, описывать их  внешний облик, особенности окраса и покрова, повадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие птицы20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

"Зимующие птицы"
старшая группа

Цель: формировать знания у детей  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

обучающие:

формировать представления о птицах, их образе жизни в зимний период.

учить детей различать птиц, описывать их  внешний облик, особенности окраса и покрова, повадки;

продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

развивающие: 

развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы;

 развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;

формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

развивать творческие способности посредством выполнения  аппликации по замыслу.

воспитательные:

воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам, желание помогать им;

воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: декорации зимнего леса,  слайд: Лесовичок на экране,  письмо от Лесовичка,  разрезные картинки -пазлы с изображением зимующих  птиц,  вырезанные  силуэты птиц с ниточкой, карточки -картинки с изображением зимующих птиц, заготовки-кормушки из картона (1 кормушка на двое детей), геометрические фигуры разного цвета, тарелочки, клей-карандаш, салфетки.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход ООД:

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

1. Организационный этап:

Воспитатель: 

Ребята, почтальон принес нам письмо
Давайте посмотрим от кого оно? Письмо пришло от Лесовичка, "Здравствуйте,  дорогие ребята, приглашаю вас ко мне в гости в зимний лес помочь зимующим птицам"

В: Ребята, а вы хотели бы совершить прогулку по зимнему лесу?

Вы знаете, что такое лес?

Д.: Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли

В: Вот и сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.

В: А чтобы попасть в лес я скажу волшебные слова и мы окажемся в лесу. Раз, два, три, закружись, на лесной опушке окажись!

2. Основная часть:
"Собираем пазлы"
Вчера в лесу был сильный ветер, он перепутал все карточки, поможем Лесовичку  навести порядок. «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы).
Воспитатель: Кто изображён на твоей картинке? (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь…)
Как всех этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие)

Многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Д: Зимующие.

В: А где живут зимующие птицы?

Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.

В: Да, все правильно дети.

 Усаживайтесь поудобнее, слушайте «Загадки»
Воспитатель:  

Кто первый отгадает загадку правильно, тот сможет эту птичку посадить на дерево. Слушайте первую загадку:
1.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Ну, скорее, не робей, Я бывалый...(воробей)
Воспитатель: Правильно, воробей. Какая шерстка по цвету у воробья?

Подойди, найди воробья и посади его на дерево. Молодец! Следующая загадка:

2.Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.
Догадались, кто это?.. (синичка)
Воспитатель: Правильно Синица, а как ты узнала, что это синица? Посади синичку на дерево.
3. Эта птица всем знакома
Важно ходит возле дома
Очень громко закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …(ворона)
Воспитатель: Как кричит ворона?  

Посади ворону на дерево.
4. Я вчера гулял в саду,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Воспитатель: Молодец, правильно отгадал. Посади снегиря на дерево. Итак, слушайте последнюю загадку:
Эта птица сизокрылая
любит семечки клевать
И тихонько ворковать…(голубь)
Воспитатель: Посади голубя, на дерево. Остались ещё птицы на тарелочке? (нет) . Молодцы!
Лесовичок, предлагает поиграть с ним. Игра называется: «Прилетели птицы».
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите другое слово, то хлопните в ладоши. Слушайте:
Зимующие птицы:
Голуби, синицы.
Дятел и вороны,
Снегири и макароны.
Дети хлопают.
Воспитатель: Какое слово было лишнее?(Макароны) Молодцы! Продолжаем, если услышите неправильное слово, то вы будете махать руками.
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы.
Дети машут руками.
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Лисицы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что лисицы - это животные.
Воспитатель: Молодцы, замечательно играли.
Обратите внимание на доску.

Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:

Какой птички не стало?

Воспитатель:  Молодцы продолжаем наше путешествие ?

Прежде чем отправиться в мастерскую, поиграем с пальчиками.

Пальчиковое упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу,              ( Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец,                другой руки – клюв дятла)

Червячка добыть хочу. (На каждую строчку: четыре удара пальца по ладони.)

Хоть он скрылся под корой,  

Все равно он будет мой.
«Творческая мастерская».

 У нас есть заготовки кормушек. Но если мы их повесим такими, то смогут ли их увидеть птицы? Правильно их плохо видно. А что мы можем сделать, чтобы птицы заметили наши кормушки?(украсить)

Давайте сядем за столы.

Выполнять будем с товарищем по столу. У вас есть геометрические фигуры разного цвета, украсьте свои кормушки так, как вам нравится.
Воспитатель: Какие удивительные получились работы! Давайте рассмотрим наши кормушки и развесим на деревья.

А нам  пора возвращаться в детский сад

Раз, два, три, закружись, в детском саду окажись!

Заключительная часть: Подведение итогов. Рефлексия:

(вопросы к детям)

В.: Ребята вам понравилось путешествие в гости к Лесовичку? Что понравилось больше? Вы испытывали трудности? Что было лёгким?

(дети отвечают) Назовите зимующих птиц!

Запомните, зимующим птицам очень нужна наша с вами помощь. Зимой и весной птицам не хватает корма. Расскажите дома родителям, что можно смастерить и повесить кормушку с кормом.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая: «Спасибо, вам великое!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...