«Приключения Карандаша и Гвоздика»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Горкавая Наталия Петровна

Тема НОД: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Направление развития: познавательно-речевое.

Образовательная область: познание.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

 2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла.

3.  Закрепить умение сравнивать предметы по характерным признакам.

 4.  Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

 5.  Закрепить правила обращения с горячими предметами.

6. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

7. Способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами.

 8. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

9. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание

Материалы и оборудование: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлические пластины, деревянные бруски, 2 гвоздя; таз с водой.

Предварительная работа:  Беседа, рассматривание  иллюстраций, наблюдения, эксперименты – опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_karandasha_i_gvozdika.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Направление развития: познавательно-речевое.

Образовательная область: познание.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

 2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла.

3.  Закрепить умение сравнивать предметы по характерным признакам.

 4.  Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

 5.  Закрепить правила обращения с горячими предметами.

6. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

7. Способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами.

 8. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

9. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание

Материалы и оборудование: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлические пластины, деревянные бруски, 2 гвоздя; таз с водой.

Предварительная работа:  Беседа, рассматривание  иллюстраций, наблюдения, эксперименты – опыты.

Ход  нод.

1.  Организационный момент  и введение в тему занятия.

Загадки детям.

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.

Как вы думаете, кто их сюда положил?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.

             Цветной Ивашка, деревянная рубашка,

         Где носом проведёт, там след кладёт.

                       Любит нос везде совать, и чертить и рисовать.

                            Все раскрашивают  сами, разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка на очень тонкой ножке,

По головке постучишь что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук да стук. (Гвоздь)

-Молодцы, ребята, загадки отгадали.

Проблемная ситуация.

Как узнать, в какой коробке что находится?

А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)
(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).
Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут решить, кто из них прав, кто из них самый главный.
Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)
А где растут деревья? (В лесу.)
А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?
Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.
- Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
-Молодцы ребята, сейчас мы с вами поиграем в одну игру.

-Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.

Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав!

Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Вот кулак, а вот ладошка.

На ладошку села кошка,

Мышек села посчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

Мышки сразу испугались

И по норкам разбежались.


Исследование «Гладкий – шершавый», «Теплый - холодный».

Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот! »

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?  Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

А какая у деревянного бруска? (Шероховатая, шершавая).

Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)

Какой вывод можно сделать? (Металл – холодный, а дерево – теплое)

И Карандаш гордится этим.

А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

Эксперимент «Мягкий - твердый» показ воспитателя (проводим металлической пластиной по дереву и наоборот)

- Какой можно сделать вывод? (Дерево мягкое, а металл твердый) .

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (Прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, металл – прочный) .

Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)

Что там сегодня продают? (Повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (Приседания)

Что поплывет, а что тонет?

Как то раз Гвоздик и Карандаш отправились в путешествие по своей с сказочной стране. Шли они, шли и вышли к речке. Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».  

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет? (Экспериментирование с водой металлом и деревом)

Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой металлическую пластину и деревянный брусок)

-Какой можно сделать вывод? (Металл тяжёлый, а дерево легкое.)

-Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? (Его может перевести деревянный брусок, плот) ребенок показывает.

Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

Заключительный этап

Ребята какие мы с Вами молодцы мы померили Гвоздика с Карандашом. Помогли определить, что все они главные за счёт их различных свойств, какие свойства вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель этого занятия систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности....

Тема НОД: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Возрастная группа  - старшая, дети 5-6 лет.Воспитатель Алексеенко Н.Г.Тема: «Свойства и качества дерева и металла».Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе....

Конспект НОД "Приключение Карандаша и Гвоздика"

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-комм...

Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет

Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

laquo;Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;Задачи:учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;развивать речь дет...

Конспект ООД познавательному развитию (окружающий мир) "Приключения карандаша и гвоздика"

Конспект для старшего дошкольного возраста по окружаюшщему миру...

Конспект дидактической игры (экспериментирование) «Приключения Карандаша и Гвоздика» подготовительная группа

Цель НОД: создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.Задачи:1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах м...