Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.
консультация на тему

Волкова Алла Викторовна

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Раннее детство – благоприятный период для всесторонннего развития ребёнка. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца.

 И насколько красочным и содержательным будет детство,  во многом зависит от взрослых, которые воспитывают  малыша. Прекрасно, если родители и педагоги  смогли  наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Найти нравственную основу для воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста  можно в первую очередь в народных истоках. Они как родник, бьющий из недр земли, которому преподают поколения, наполняясь живительной силой. Поэтическое слово своими корнями уходит в старину. Ещё задолго до возникновения письменности появилось устное народное творчество: песни, былины, сказания, потешки. Русский народ – это непревзойденный учитель речи. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Ни в каких других произведениях, кроме народных,  не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, таких продуманных по звучанию слов (скороговорки, потешки). Хотя слово «фольклор» английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, всматриваться в лицо говорящего. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления. И это очень важно в первые годы жизни ребёнка, когда он только ещё познает мир, учится овладевать родным языком. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления. Доброжелательное подтрунивание,  тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок –это  эффективное средство педагогического воздействия,  хорошее «лекарство» против лени, трусости,  упрямства, капризов, эгоизма. Произведения устного народного творчества раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.

С малых форм фольклора начинается первое знакомство ребёнка с художественной литературой. В колыбели  малютка засыпает под протяжную песню, которую  ласково  напевает  мать.  В колыбельной  отражена вся материнская любовь, желание успокоить ребенка перед сном:

Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

 А детям уже в возрасте 7 – 12 месяцев поют «Ладушки», «Сорока белобока», которые доставляют им радость общения с взрослыми. Малыши начинают подражать словам и действиям. Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Это важно  в первые дни жизни малыша в детском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке ребёнок  скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Поэтому педагогу,  работающему с детьми в возрасте 2-3 лет  необходимо держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми, например:        

                  «Петушок, петушок,

                  Золотой гребешок…»

Очень многие народные произведения позволяют вставить любое имя ребёнка, не изменяя содержания.  Такие потешки также хорошо использовать в адаптационный период, например:      

                  «Кто у нас хороший,

                    Кто у нас пригожий?»

                 Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!»                                          

Фольклор  таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступные для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся взрослым, должна быть понятна детям. Например, короткие потешки  побуждают малышей к действию, произнесённые же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Есть потешки, которые могут заставить детей двигаться, например:

                   «Киска, киска, киска, брысь!

                    На дорожку не садись.

                    Наша деточка пойдет,

                    Через киску упадет!»

Потешка поможет ребёнку проснуться. Например:

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды,  начинают есть с удовольствием.

                       «Умница Катенька

                        Ешь кашку сладенькую,

                         Вкусную, пушистую,

                         Мягкую, душистую»

Закачивая малыша, можно прочитать ему следующую потешку:

                         «Спи, усни, детя Никита

                          Все ласточки спят,

                          Все касаточки спят,

                          Нашему Никитки спать велят»

Во время одевания на прогулку:

                          «Наша Уля маленькая,

                          На ней шубка аленькая…»

А расчесывая девочку,  можно сказать:

 «Уж как я тебе косичку заплетупрежде я твою головку расчешу»

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенки, можно обыграть их:

                           «Ты, собаченька не лай,

                            Белолоба не скули,

                            Мою Ксюшу не буди»

Взрослый показывает ребёнку,  как  громко лает собачка Белолоба (показать мягкую игрушку) и как она может разбудить нашу Ксюшу.

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневные игры. Чтение народных песенок, потешек, сопровождение показом наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста. Одну и туже потешку можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей. Много в детском фольклоре песенок, стихов, посвященных животным. Малыши не раз уже видели живого котёнка, играли с ним, кормили, гладили, поэтому они легко и радостно воспринимают потешки про кота. Курочка, петушок, собачка тоже знакомые многим малышам не только по игрушкам, но и по картинкам.

                      «Вот собачка Жучка,

                       Хвостик – закорючка…»

К концу второго года не обходимо читать  малышам не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки откроют новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову. К двум годам малыши уже ни раз,  слушали  русские народные сказки о репке, курочке Рябке. Постепенно нужно знакомить детей с новыми произведениями этого жанра, которые уже значительно больше по объему, сложнее по сюжету и языку. Это «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк». Знакомя малышей с народными сказками, необходимо учитывать, что многие из них созданы в нескольких вариантах. Для рассказывания  воспитанникам подбирается  тот вариант, который максимально отвечает возможностям их воспитания. Малыши остро переживают драматические события сказки, поэтому детям надо читать те, где есть счастливый конец.

В раннем возрасте  много времени нужно уделять  сказкам, которые не читают, а рассказывают. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажем. Без устали читая малышам потешки и сказки, взрослый  с искренним интересом разглядывает вместе с ними картинки, и комментирует их. Именно в раннем детстве и создается это богатство – естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку. Упустить этот момент – и понадобятся годы, специальные методики и прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создаётся так легко, - достаточно просто читать ребенку.

               Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного  искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...

"Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через сюжетно-ролевую игру"

В статье раскрывется механизм познания детьми книги, художественных произведений, подчеркивается важность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста -  художественную лит...