Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) « Про зелёные леса и лесные чудеса» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Всесторонне развивать личность ребёнка, прививать любовь к родной природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) « Про зелёные леса и лесные чудеса» для подготовительной группы.
Вид НОД: тематическое.
Форма обучения: викторина.
Цель: Всесторонне развивать личность ребёнка, прививать любовь к родной природе.
Задачи: развивающие – развивать логическое мышление;
обучающие - расширять кругозор детей; формировать умение работать в команде;
воспитательные – воспитывать чуткое отношение к родной природе: животным, к растительному миру.
Интеграция образовательных областей: познавательная, физическая, речевая.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: конверт с письмом, разучивание стихотворения, беседы о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу, отгадывание загадок, фишки, дидактические игры, рассматривание картинок с природой и животными , грибов; составлении описательных рассказов о птицах, о животных; благодарности.
Словарная работа: егерь, лесник, царство растений, грибное царство, царство птиц, звериное царство, цветочное царство, лесные правила.
Планируемый результат: У детей сформируется умение работать в команде, разовьётся логическое мышление, расширится кругозор детей, они будут бережно и с любовью относиться к природе.
Средства и оборудование: методические – наглядные пособия;
организационные – столы, стулья, жюри, награждение, игрушка белки и зайца, жетоны.
Ход НОД:
- Вед. : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии: «Про зелёные леса и лесные чудеса».
На адрес детского сада пришло письмо(показывает конверт), мы сейчас прочитаем письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы – лесные жители, приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный дом, который называется лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться.
Добрые лесные жители».
Ну что, ребята, отправимся в путешествие?
Дети: Да.
Вед. : Только мы отправимся не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да, да за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам очутится в лесу, готовы?
Дети: Да.
Вед.: ( Все дети встают в круг и ведущий читает заклинание, дети делают движения по тексту)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот,
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Ну-ка, дружно все присели
Друг на друга поглядели
И похлопали в ладоши:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки
Раз подскок, два подскок –
Поскакали все в лесок.
Ну вот, мы и попали в лес. (Дети садятся на стулья).
2.Ребёнок:(читает стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь –мы свои!
Вед.: Скажите, пожалуйста, кто живёт в лесу? (Ответы детей).
Вед.: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнёзда, берлоги.
- Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей).
- Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей).
- Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей).
- Как надо относиться к лесным обитателям? (Ответы детей).
- Почему нельзя в лесу шуметь? (Ответы детей).
- Сок, какого дерева очень полезен людям? (Ответы детей).
- Какую пользу приносит лес людям? (Ответы детей).
Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок. В лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей неповторимый вред!
И так , мы с вами в лесу и отправляемся в путешествие. У нас есть 2 команды: «Бельчата» и «Зайчата». Я надеюсь, что вы покажите свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А чтобы правильно отвечать на вопросы, надо внимательно слушать вопросы.
За каждый правильный ответ я буду давать жетоны, кто больше соберёт жетонов тот и выиграет. И так начинаем:
1 остановка –«Царство растений».
Посмотрите вокруг, как много растений. Они делятся на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, вы их отгадываете и получаете жетон:
- Много рук, а нога одна. (Дерево).
- Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, а зимой согревает. (Лес).
- Я на дерево похож, да не дерево:
у него один ствол, да большой,
У меня много, да маленьких. (Кустарник).
- Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).
Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь вопрос для зрителей: Ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей).
Вы тоже молодцы, они очищают воздух, дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, бумагу, посуду, строят дома, а дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.
А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё плодовые.
Следующие вопросы для команд: Назовите деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? (Ответы детей). Молодцы!
Дидактическая игра « Зелёный мир»
(дети отвечают на вопросы воспитателя).
- У какого растения есть ствол? (у дерева)
- Какие растения растут низко? (травянистые растения, трава)
-На чём растут листочки у деревьев и кустов? (на веточках)
- А у травы и цветов? ( на стебле или просто рядом с ним0
- На каких растениях вьют гнёзда птицы? ( на деревьях, иногда кустах)
- Какую часть растения больше всего любят пчёлы и бабочки? (цветок)
- Какой частью растение пьёт влагу из земли? (корнем)
- Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (лекарственные растения)
Загадки
Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.
1.Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (Ель)
2..Стоит Алена
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)
3.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)
4.Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько спеет желудей. (Дуб)
Игра «С какого дерева листочек?»
А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.
(Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек
и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы дается
карточка).
Вед.: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.
2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство».
Вед: Многие из вас ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный – в нём растут загадки. А это ещё интереснее. Какие же загадки « растут» в нашем лесу. Послушайте и отгадайте (отгадка сопровождается показом картинок)
1.Ой, какой грибок хороший,
Ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным
И на вкус таким приятным…
Только слышен дружный хор:
- Нет! Ведь это - … (мухомор).
2.Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот крепкий … (боровик).
3.Скромный, тоненький и бледный…
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную … (поганку).
4.Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?
Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята).
Вопросы к детям:
-Все ли грибы можно есть? Почему?
-На какие две группы можно разделить грибы ?
-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь ?
-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов
можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)
Вед.: Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.
Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды, а что это за ягоды отгадайте:
Бусы красные висят, красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи ( малина, земляника)
Вед.: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.
3 остановка - « Царство птиц »
Вед.: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей) Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.
Загадки и рассказы о птицах:
Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка детвора,
То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно … (Дятел)
Рассказ о дятле.
Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну– летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут её ... (сорока)
Рассказ о сороке.
Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.
Вопросы викторины:
1. Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).
2.Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)
3.Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей)
4. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой ?(Ответы детей)
Игра «Птицы»
Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы, галки и стрижи, комары, чижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы, аисты стрижи, галки и чижи!»
4 остановка - « Звериное царство »
Вед.: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё -отгадайте:
1.Быстрый, маленький зверек.
По деревьям скок да скок .(Белка)
Рассказ о белке.
Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.
2.Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла…(Лиса).
Рассказ о лисе
У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука. Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное. Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.
3.Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Еж).
Рассказ о еже .
Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду разворачивается, и она его съедает.
4.Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)
Рассказ о волке .
Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем. Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток. Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.
5.Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).
Рассказ о зайце .
У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.
6.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
Рассказ о лосе
«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.
Задание:
Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.
- Где живёт лиса в лесу? (в норе)
-Медведь? (в берлоге).
-Белка? (в дупле).
-Волк? (в логове).
- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом?
А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие). Конкурс «Эрудит»
Вед.: Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал больше тот и выиграл .
Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»
5 Остановка – «Цветочное царство»
Вед.: Сегодня мы побывали с вами вы настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие? Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут цветы.
-А какие цветы вы знаете? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами соберём из частей открытку и узнаем, что за цветок у каждой команды. Кто первым сложит открытку, та команда и победила.
Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей, а скажите ,кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и голос птичий
Охраняет — кто?..
Дети: Лесничий.
Вед.:: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу. В чём
заключается работа лесника? (ответы детей)
Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
3.Подведение итогов
Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о лесных жителях. Если вы заинтересовались жизнью животных, то можете прочитать о них в произведениях Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина и других писателей.
Награждение команд.
Литература:
- Картотека пальчиковых и малоподвижных игр.
- Хрестоматия для детей 6-7 лет, стихотворение « Здравствуй, лес, дремучий лес…».
- Сборник загадок , составитель Карпенко М. Т.
- Произведения :Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» раздел: «Формирование целостности картины мира, расширение кругозора) по теме: «Лесные чудеса» (2 младшая группа)
Обогащение представления детей о жизни диких животных родного края....
Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»
Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель: познакомить с названиями профессий. Задачи: показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...
Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»
Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «День рождения книжки «Затейки» в старшей группе общеразвивающей направленности
Образовательные задачи:Совершенствовать навыки связной речи.Познакомить детей с взаимодействием воды и бумаги. Развивающие задачи:Развивать творческие способности детей во взаимодействии в коллек...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «Царь Пётр великий – основатель города Санкт-Петербурга» в подготовительной гуппе общеразвивающей направленности
Поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события. Активизировать познавательную деятельность детей.Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразите...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему «Купание куклы Алёнушки» в младшей группе общеразвивающей направленности
Помочь детям запоминать названия предметов, действий, качеств:ванночка, мыло, мыльница, полотенце....