проект «Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №2»
«Мастерская индивидуального развития»
«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
(для детей третьего года жизни)
воспитатели первой младшей группы:
Медведева Елена Анатольевна
Ведренцева Евгения Михайловна
2019 – 2020 учебный г
Актуальность:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Вид деятельности:
Игровая деятельность по сенсорному развитию.
Продолжительность:
С сентября 2019 по май 2020 года.
Участники:
воспитатели, дети и родители первой младшей группы.
Цель:
Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Предполагаемые результаты:
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Презентация результатов деятельности мастерской:
организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).
Этапы реализации перспективного плана по сенсорному развитию.
№ п/п | Этапы | Содержание работы |
1. | информационно-аналитический (подготовительный) | изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года. |
2. | организационный | определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний. |
3. | заключительный | подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия). |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному развитию.
Методы и формы организационно-методического обеспечения.
Месяц | 1 занятие | 2 занятие | Самостояте-льная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | «Знакомство с величиной предметов» Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками. | «Закрой окошки в домиках». Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький. | «Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы», лото «Игрушки» | Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии», ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду» |
Октябрь
| «Большая и маленькая собачка». Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз. | «Найди такой же листик» Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету. | «Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» | Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей», ширма «Сенсорное воспитание в семье», консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» |
Ноябрь
| «В царстве фигурок—человечков». Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры. | «Огоньки ночью» Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания». | «Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы», «Покажи и принеси», вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много» | Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации», ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» |
Декабрь
| «Помоги куклам найти свои игрушки». Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету. | «Построим башню». Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой. | «Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире» | Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Январь
| «Чудесный мешочек». Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик. | «Складывание двухместной матрешки» Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. | «Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку» «Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»
| Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр», Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя» |
Февраль
| «Поймай рыбку». Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». | «Построим домики». Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | «Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»
| Родительское собрание «Растём играя», ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка», консультация «Зачем нужны игрушки» |
Март
| «Что в корзиночке лежит?» Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. | «Путешествие в весеннем лесу» Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования. | «Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире» | Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей» |
Апрель
| «В гости к матрешке» Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать | «Закрой двери в домиках». Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов. | «Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус» | Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию» |
Май
| «Воздушный шарик» Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.
| «Игрушки» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником. | «Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные», «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев | Информирование родителей о результатах диагностики |
Дополнительные
| «Подбери предметы похожего цвета». Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету. | «Лесенка». Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания. |
|
|
-Продолжительность реализации плана мастерской индивидуального развития с сентября 2019 по май 2020 года.
- Занятия проходят 4 раза в месяц в первую половину дня.
-Численность детей по подгруппам 5-8 человек.
-Продолжительность занятия 10-12 минут.
Информационные ресурсы
1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
5. Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
8. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
10. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;
11. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
12. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 222.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №2»
«Мастерская индивидуального развития»
«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
(для детей третьего года жизни)
воспитатели первой младшей группы:
Медведева Елена Анатольевна
Ведренцева Евгения Михайловна
2019 – 2020 учебный г
Актуальность:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Вид деятельности:
Игровая деятельность по сенсорному развитию.
Продолжительность:
С сентября 2019 по май 2020 года.
Участники:
воспитатели, дети и родители первой младшей группы.
Цель:
Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Предполагаемые результаты:
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Презентация результатов деятельности мастерской:
организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).
Этапы реализации перспективного плана по сенсорному развитию.
№ п/п | Этапы | Содержание работы |
1. | информационно-аналитический (подготовительный) | изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года. |
2. | организационный | определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний. |
3. | заключительный | подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия). |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному развитию.
Методы и формы организационно-методического обеспечения.
Месяц | 1 занятие | 2 занятие | Самостояте-льная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | «Знакомство с величиной предметов» Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками. | «Закрой окошки в домиках». Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький. | «Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы», лото «Игрушки» | Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии», ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду» |
Октябрь | «Большая и маленькая собачка». Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз. | «Найди такой же листик» Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету. | «Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» | Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей», ширма «Сенсорное воспитание в семье», консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» |
Ноябрь | «В царстве фигурок—человечков». Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры. | «Огоньки ночью» Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания». | «Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы», «Покажи и принеси», вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много» | Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации», ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» |
Декабрь | «Помоги куклам найти свои игрушки». Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету. | «Построим башню». Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой. | «Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире» | Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Январь | «Чудесный мешочек». Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик. | «Складывание двухместной матрешки» Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. | «Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку» «Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире» | Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр», Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя» |
Февраль | «Поймай рыбку». Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». | «Построим домики». Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | «Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире» | Родительское собрание «Растём играя», ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка», консультация «Зачем нужны игрушки» |
Март | «Что в корзиночке лежит?» Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. | «Путешествие в весеннем лесу» Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования. | «Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире» | Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей» |
Апрель | «В гости к матрешке» Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать | «Закрой двери в домиках». Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов. | «Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус» | Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию» |
Май | «Воздушный шарик» Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их. | «Игрушки» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником. | «Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные», «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев | Информирование родителей о результатах диагностики |
Дополнительные | «Подбери предметы похожего цвета». Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету. | «Лесенка». Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания. |
-Продолжительность реализации плана мастерской индивидуального развития с сентября 2019 по май 2020 года.
- Занятия проходят 4 раза в месяц в первую половину дня.
-Численность детей по подгруппам 5-8 человек.
-Продолжительность занятия 10-12 минут.
Информационные ресурсы
- Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
- Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-271992-1372852037.jpg)
Сенсорная комната, как условие познания окружающего мира и самого себя.
Сенсорная комната-это помещение, в котором размещено развивающее интерактивное оборудование.Мощный инструмент для сенсорного развития детей, нормализации психического состояния здоровых и с огра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-605544-1454955609.jpg)
Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1167889-1570112884.jpg)
Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"
Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе. Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182361-1358503158.jpg)
Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
Сенсорно-познавательное развитие - основа познания мира...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/13/picture-1321454-1615628040.jpg)
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».
Сенсорная коробка — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432804-1667403235.jpg)
Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"
Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"...