проект «Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Евгения Михайловна Ведренцева

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №2»

 

 

 

 

 

«Мастерская индивидуального развития»

«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»

(для детей третьего года жизни)

 

image

 

 

                                                                  воспитатели первой младшей группы:

                                                                   Медведева Елена Анатольевна

                                                                   Ведренцева Евгения Михайловна

2019 – 2020 учебный г

Актуальность:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 

Вид деятельности:

Игровая деятельность по сенсорному развитию.

Продолжительность:

С сентября 2019 по май 2020 года. 

Участники:

воспитатели,  дети и родители первой младшей группы.

Цель:

Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

 

Предполагаемые результаты:

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;

- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;

- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;

- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;

- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Презентация результатов деятельности мастерской:

организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).

Этапы реализации перспективного плана по сенсорному развитию.

 

№ п/п

Этапы

Содержание работы

1.

информационно-аналитический (подготовительный)

изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.

2.

организационный

определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.

3.

заключительный

подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному развитию.

Методы и формы организационно-методического обеспечения.

 

Месяц

1 занятие

2 занятие

Самостояте-льная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с величиной предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

«Закрой окошки в домиках».

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.

«Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной

величины на две группы», лото «Игрушки»

Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии»,

ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду»

Октябрь

 

«Большая и маленькая собачка».

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

«Найди такой же листик»

Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

«Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей»,

ширма «Сенсорное воспитание в семье»,

консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Ноябрь

 

«В царстве фигурок—человечков».

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

 «Огоньки ночью»

Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания».

«Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной

формы на две группы», «Покажи и принеси»,

вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много»

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации»,

ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Декабрь

 

«Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

«Построим башню».

Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.

«Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире»

Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Январь

 

«Чудесный мешочек».

Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

«Складывание двухместной матрешки»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.

«Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку»

«Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»

 

Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр»,

Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя»

Февраль

 

«Поймай рыбку».

Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить

различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

«Построим домики».

Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

«Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»

 

Родительское собрание «Растём играя»,

ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»,

консультация «Зачем нужны игрушки»

Март

 

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

«Путешествие в весеннем лесу»

Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования.

«Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире»

Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей»

Апрель

 

«В гости к матрешке»

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать

«Закрой двери в домиках».

Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов.

«Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус»

Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

Май

 

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

 

«Игрушки»

Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником.

«Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные»,  «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев

Информирование родителей о результатах диагностики

Дополнительные

 

«Подбери предметы похожего цвета».

Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету.

«Лесенка».

Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания.

 

 

 

 

-Продолжительность реализации плана мастерской индивидуального развития   с  сентября 2019 по май 2020 года.

- Занятия проходят 4  раза в месяц в первую половину дня.

-Численность детей по подгруппам 5-8 человек.

 

-Продолжительность занятия 10-12 минут.

 

image

 

Информационные ресурсы

1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;

4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

5. Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;

8. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;

10. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;

11. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

12. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika.docx222.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сузунский детский сад №2»

«Мастерская индивидуального развития»

«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»

(для детей третьего года жизни)

                                                                  воспитатели первой младшей группы:

                                                                   Медведева Елена Анатольевна

                                                                   Ведренцева Евгения Михайловна

2019 – 2020 учебный г

Актуальность:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Вид деятельности: 

Игровая деятельность по сенсорному развитию.

Продолжительность: 

С сентября 2019 по май 2020 года. 

Участники:

воспитатели,  дети и родители первой младшей группы.

Цель:

Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Предполагаемые результаты:

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;

- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;

- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;

- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;

- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Презентация результатов деятельности мастерской:

организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).

Этапы реализации перспективного плана по сенсорному развитию.

№ п/п

Этапы

Содержание работы

1.

информационно-аналитический (подготовительный)

изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.

2.

организационный

определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.

3.

заключительный

подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному развитию.

Методы и формы организационно-методического обеспечения.

Месяц

1 занятие

2 занятие

Самостояте-льная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с величиной предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

«Закрой окошки в домиках».

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.

«Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной

величины на две группы», лото «Игрушки»

Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии»,

ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду»

Октябрь

«Большая и маленькая собачка».

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

«Найди такой же листик»

Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

«Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей»,

ширма «Сенсорное воспитание в семье»,

консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Ноябрь

«В царстве фигурок—человечков».

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

 «Огоньки ночью»

Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания».

«Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной

формы на две группы», «Покажи и принеси»,

вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много»

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации»,

ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Декабрь

«Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

«Построим башню».

Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.

«Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире»

Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Январь

«Чудесный мешочек».

Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

«Складывание двухместной матрешки»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.

«Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку»

«Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»

Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр»,

Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя»

Февраль

«Поймай рыбку».

Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить

различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

«Построим домики».

Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

«Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»

Родительское собрание «Растём играя»,

ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»,

консультация «Зачем нужны игрушки»

Март

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

«Путешествие в весеннем лесу»

Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования.

«Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире»

Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей»

Апрель

«В гости к матрешке»

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать

«Закрой двери в домиках».

Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов.

«Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус»

Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

Май

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

«Игрушки»

Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником.

«Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные»,  «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев

Информирование родителей о результатах диагностики

Дополнительные

«Подбери предметы похожего цвета».

Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету.

«Лесенка».

Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания.

-Продолжительность реализации плана мастерской индивидуального развития   с  сентября 2019 по май 2020 года.

- Занятия проходят 4  раза в месяц в первую половину дня.

-Численность детей по подгруппам 5-8 человек.

-Продолжительность занятия 10-12 минут.

Информационные ресурсы

  1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
  4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  5. Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
  8. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
  10. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;
  11. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  12. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная комната, как условие познания окружающего мира и самого себя.

Сенсорная комната-это помещение, в котором размещено развивающее интерактивное оборудование.Мощный инструмент для сенсорного развития детей, нормализации психического состояния здоровых и с огра...

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"

Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе.  Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...

Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

Сенсорно-познавательное развитие - основа познания мира...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».

Сенсорная коробка  — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...

Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"...