Нод по окружающему миру на тему: мой город - Воронеж!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с историей возникновения города Воронеж в период царствования Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_okr.mir_.voronezh.docx | 383.67 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по окружающему миру в средней группе.
Мой город – Воронеж
Тема: Мой город - Воронеж!
Цель: познакомить с историей возникновения города Воронежа как сторожевой крепости в период царствования Петра I. Воспитывать культуру поведения, любовь и чувство гордости к малой Родине.
Задачи: напомнить детям элементарные правила поведения, этику общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова».
Уточнить знания дошкольников о названии родного города, главных его достопримечательностях.
Материал: кукла Незнайка, фотографии с видами Воронежа. Фотографии детей возле домов, где они проживают. Макет «Сторожевая крепость Воронеж».
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости сегодня придет очень хороший друг. Он очень часто приходил к детям в прошлом году. Дети многому научили его. Хотя этот друг часто на многие вопросы отвечал «Не знаю!».
— Вы догадались, кто придет к нам в гости? (ответы детей обсуждаются)
Раздается стук в дверь и в комнату входит кукла Незнайка. Незнайка очень рад встрече с детьми, он улыбается и здоровается (при этом намеренно путает имена детей). Воспитатель журит Незнайку и предлагает детям представиться Незнайке: назвать свое имя и адрес проживания.
Проводится дидактическая игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?»
Дети называют свое имя, фамилию и адрес. Находят фотографию
с изображением этой улицы и выкладывают на магнитной доске. Если улица повторяется, то ребенок указывает на это.
- Незнайка, меня зовут ……. Я живу на улице ……..дом …., квартира ….
- Незнайка, меня зовут и т.д.
Незнайка удивляется, что дети так хорошо знают свой адрес, свое имя и фамилию.
Далее воспитатель приглашает Незнайку и детей рассмотреть другие фотографии. Дети узнают и называют знакомые объекты: цирк, кукольный театр, набережную Воронежского моря, детский сад и т.д.
Все эти фотографии помещаются на магнитной доске. Воспитатель еще раз называет выставленные фотографии: улица Лизюкова, Хользунова, Беговая, цирк, детская библиотека и т.д. Обводит все эти фотографии цветным маркером и предлагает детям назвать одним словом все, что они выложили.
- Как можно все это: улицы, дома, магазины, цирк и т.д., назвать одним словом? Что мы с вами выложили с помощью фотографий? (город)
- Как называется город, в котором мы живем? (Воронеж)
Незнайка любуется городом и задает вопрос: «Какой красивый город. А он всегда был таким?»
Воспитатель предлагает детям и Незнайке присесть на стульчики и узнать, как появился город Воронеж.
Воспитатель на ковре выкладывает макет «Дозорной крепости» и сопровождает действия рассказом:
- Это было давным-давно, когда на нашей земле были густые, непроходимые леса, вот такие (выставляется лес).
- В дремучих лесах водилось множество птиц и животных, (выставляются медведь, волк, лиса, белка, лось, ворона, сова, еж, заяц).
- Вы узнали их? (дети называют птиц и животных)
- Рядом с лесом протекала большая глубоководная река. В этой реке было очень много рыбы (выкладывает реку). Самое подходящее место для поселения.
- Но почему-то нигде не видно людей. Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)
- Люди в этой местности действительно были, но они уходили далеко в дремучие леса, так как на нашу землю очень часто нападали враги. И звали их татарами. Набегут татары, разорят наши земли и опять убегут. В ту пору нашей Русью правил царь Петр I. Узнал об этом царь и написал указ:
«Дабы пресечь татарских орд свирепость,
Святую Русь от недругов сберечь
Царь повелел рубить на взгорье крепость
И оную Воронежем наречь»
А Жигулин
- Так на берегу глубоководной реки рядом с дремучим лесом выросла крепость (выставляется забор, сторожевая башня, несколько домиков, пушки и т.д.). Обнесена она была высоким зубчатым забором. Иногда его называют частокол, как вы думаете, почему? (высокие колья устанавливали близко (или часто) друг к другу). Вдоль стен вырыли глубокий ров и заполнили его водой. У ворот соорудили мост, который крепился к забору цепями. Как вы думаете, для чего? (чтобы во время беды можно было поднимать его). За высоким забором построили высокую башню с колоколом. День и ночь стоял там человек. Кто из вас догадался, что он делал? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что он наблюдал за врагами и вовремя сообщал об их приближении). Иначе можно сказать, что он сторожил. Кроме сторожевой башни, за забором были выстроены дома. В этих домах жили стрельцы, пушкари, сторожа. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей обсуждаются). А как можно назвать крепость, которая все время стояла в дозоре, на страже и защищала окраины нашей Родины? (дозорная или сторожевая).
- Как же отражали атаки защитники крепости, если нападал враг?
Проводится дидактическая игра «Как мы защитим свою крепость?»
(Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы).
- Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из стихотворения «Крепость Воронеж» Виктора Будакова.
И увидели крепость крутую ордынцы –
Пояс стен, да ворота, да башни.
И своих лошадей осадили ордынцы,
Не скопытив славянские пашни.
Да, они и хитры, и сильны, и летучи,
Но преградой грозит эта крепость на круче –
Грянул колокол! Хан покачал головою:
«Не хорошая крепость Воронеж!»
И ордынцы, пыля, повернули назад,
В диком поле бесследно пропали.
- У этой крепости, как и у любой другой, есть своя эмблема, или иначе ее называют герб. Герб может очень о многом нам рассказать. Давайте рассмотрим герб нашей крепости.
- Что изображено на нем? (пушка, на пушке сидит ворон)
- Почему на гербе изображена пушка? (чтобы отбивать удары врагов)
- Почему на гербе изображен ворон? (ответы детей обсуждаются)
- Какого цвета эта птица? (черного) Можно ли в темноте увидеть ворона?
- Ворон - это птица, которая летает высоко и видит далеко.
- Какие качества этой птицы пригодятся защитникам нашей крепости? (зоркость, наблюдательность, незаметность, быстрота)
- О чем нам рассказал герб нашей крепости? (ответы детей обсуждаются)
- Прошло очень много лет и сейчас наш город совсем не сторожевая крепость. Поэтому и герб у нашего города другой.
Дети с воспитателем рассматривают герб современного города Воронежа.
- Чего не стало на этом гербе? (пушки, ворона)
- Как вы думаете, почему? (нет опасности, люди живут мирно)
- Что же изображено на новом гербе? (гора, кувшин, а из кувшина течет вода).
- Если землю все время поливает вода, то что можно сказать о такой земле? (она плодородная, богата водой и т.д.).
- Без воды нет жизни на планете. Вода — это источник доброты, красоты и радости всех, кто живет на нашей земле. С каждым годом наш город становится все краше, он развивается и изменяется. Будет меняться и герб нашего города.
Незнайка благодарит всех, кто помог ему узнать, как появился на земле город Воронеж. Прощается с детьми и обещает вновь прийти в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "мой любимый город"
экологическое воспитание...
Конспект интегрированного занятия об окружающем мире по теме "В город вернулась весна" с детьми подготовительной группы с ОНР
Закрепление представлений воспитанников по теме "В наш город вернулась весна"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Улица города»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Улица города»...
Конспект занятия по познанию окружающего мира на тему: "Улицы города"
Продолжать воспитывать любовь к Родине, к родной Москве, чувство гордости за людей, живущих в ней - москвичам. Закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, мышление. Знакомить де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе № 39 по окружающему миру по теме: « Мой город Самара »
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе № 39 по окружающему миру по теме: « Мой город Самара »...
конспект по окружающему миру в средней группе на тему "Наш город Воронеж"
Конспект занятия по окружающему миру. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Воронеж....
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Мой город"
вторая младшая группа...