Развитие культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Цель: Выявить комплекс педагогических условий, направленных на развитие культуры речи в процессе познавательной деятельности старших дошкольников.

Задачи исследования.     

-охарактеризовать понятие культуры речи, как средства коммуникативной компетентности.

-определить структуру культуры речи старших дошкольников.

-проанализировать опыт развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

-разработать и апробировать в практике работы содержание педагогической деятельности по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

-изучить динамику речевого развития старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Тема: Развитие культуры речи

старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

                                       

                                             

2008 г.

 Цель: Выявить комплекс педагогических условий, направленных на развитие культуры речи в процессе познавательной деятельности старших дошкольников.

Задачи исследования.

  1. охарактеризовать понятие культуры речи, как средства коммуникативной компетентности.
  1. определить структуру культуры речи старших дошкольников.
  2. проанализировать опыт развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
  3. разработать и апробировать в практике работы содержание педагогической деятельности по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
  4. изучить динамику речевого развития старших дошкольников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- базисная программа «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Раздел «Речь и речевое общение», где отмечено, что доминирующее значение в развитии культуры речи старших дошкольников приобретает диалогическое общение.

- книга А.Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей», где обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленный на развитие их коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими людьми.

- знание языка, умение выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнером «диалогические отношения» (М.М. Бахтин) в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога о которых и говорят авторы книги «Истоки диалога, под руководством А.Г.Арушановой».

- методическое пособие «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой посвящено проблемам развития речи и речевого общения, где решаются задачи, связанные с обучением родному языку (воспитание звуковой культуры речи, владение словарем, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи).

- в книге «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» авторы И.Н. Павленко и Н.Г. Родюшкина решают проблему развития культуры речи старших дошкольников через систему интегрированных занятий.

- методическое пособие Г.М. Блиновой «Познавательное развитие детей 5-7 лет» предлагает практический материал, способствующий познавательному развитию детей в естественных видах деятельности: игре, экспериментировании, общении со сверстниками, художественной деятельности.

- художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Об этом говорит книга О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Методы исследования:

  1. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения актуальности проблемы развития культуры речи старших дошкольников.
  2. наблюдение и последующий анализ работы по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
  3. создание психолого-педагогических условий, необходимых для речевого и познавательного развития старших дошкольников.
  4. диагностирование детей с целью изучения динамики речевого развития.
  5. анализ собственного опыта работы.

Этапы исследования:

Настоящее исследование проводилось в несколько этапов.

  1. Изучение состояния культуры речи старших дошкольников.
  2. Анализ методико-педагогической литературы, отражающей проблему развития культуры речи старших дошкольников.
  3. Сбор и накопление материалов по развитию культуры речи старших дошкольников (разработка занятий, дидактических игр и упражнений, консультации для воспитателей и родителей и т.д., подбор методов диагностики).
  4. Применение собранного материала в практической деятельности педагога и воспитанников.
  5. Изучение результатов педагогического исследования и определение последующих задач педагогической работы, направленных на решение проблемы развития культуры речи старших дошкольников.

Структура исследовательской работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть исследования.
  3. Диагностические  карты и результаты обследования развития культуры речи и познавательной деятельности детей.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.
  6. Приложение (конспекты занятий, картотека дидактических игр и упражнений, творческие работы детей).

Одной из задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является развитие культуры речи дошкольников, формирование коммуникативной компетентности воспитанников. Детский сад является средой общения, первой ступенькой к освоению детьми "азбуки общения". Многолетнее изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 83% до 96% родителей главными задачами ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми". Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребенка-дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни, начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка, письменной речи. Что же такое речь?

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления характерной всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Остановимся подробнее на характеристике речевой культуры или культуры речи, как одной из составляющих общей культуры человека.

Учение о речевой культуре зародилась в Древней Греции и в Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:

  1. «Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно историческая) и устанавливающий на научной основе правило пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно регулирующая)…
  2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота».

Большая советская энциклопедия дает такое определение культуры речи. «Культура речи (синоним – речевая культура) – степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры».

Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), и умение правильно выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, т.е. развитие коммуникативной компетенции. Обмен информацией (коммуникация) составляет важный аспект общения. При этом нужно понимать, что коммуникация – это обмен личностно-значимой информацией. И так, коммуникативная компетенция предполагает знание языка (фонетики, лексики, грамматики), умение использовать его в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т.д.)

В процессе общения люди устанавливают социальные связи с окружающими (фактический аспект коммуникативной деятельности); выражают свои мысли (предметно-содержательный аспект) и чувства (эмотивный аспект); налаживают совместную практическую деятельность (интеракция).

Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения  основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важна и субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владеть синонимами, уметь различать значения смысловых оттенков слова. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляет две взаимосвязанные области: обучение родному языку и способы применения языка в познавательной деятельности и общении. Речь в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством  их  фиксации. Речь на данном возрастном этапе выступает как область объективных отношений, которые познает ребенок, как область удовлетворения деловых, познавательных и  личностных потребностей ребенка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка - дошкольника «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Коммуникативная компетенция, в программе «Истоки», рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфики детских видов деятельности - коллективной игры, конструирования, детского художественного творчества и предполагает развитие способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, грамматических и лексических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества и словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В.Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М.Конина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой и др.) положены в основу методического пособия «Истоки диалога» под редакцией А. Г. Арушановой.

Данная книга посвящена  проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия. В ней основное внимание уделено развитию  диалога.

Диалог рассматривается, как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его, как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия. Содержательную основу диалога может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему  чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития, область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативных способностей.

Обучение родному языку охватывает ряд задач: воспитание звуковой культуры речи обогащение и активизации словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

В методическом пособии «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой особое внимание уделяется приоритетным направлениям каждой речевой задачи.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук – слог – слово – предложение - текст;

- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и в конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: название слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Задачи словарной работы:

- обогащение словаря тематическими группами слов;

- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт и т. д.);

- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

Задачи формирования грамматического строя речи:

- формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

- обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;

- развитие умения образовывать наименования детенышей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица-цыпленок);

- обучение умению соотносить название глагола-движения с действием предмета, человека, животного;

- составление предложений разных типов - простых и сложных.

Задачи развития связной речи:

- формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);

- обучение соединению предложений разными способами связи;

- развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

- обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения;

- использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения художественной литературы, живописи, музыки; научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Так, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед педагогами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом поможет методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образец ведения диалога ребенок получает в общении с взрослым.

Для успешного решения вопроса развития диалогического общения необходимо создание педагогических условий. Основными педагогическими условиями являются:

  1. развивающая педагогическая среда;
  2. пространство общения;
  3. правила организации жизни детей;
  4. неурочные формы обучения родному языку;
  5. недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
  6. эмоциональный комфорт в группе;
  7. творческая атмосфера.

Важную роль в развитии контактно - устанавливающей функции играет организация пространство общения. Дети должны иметь возможность объединятся в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты в нашем ДОУ есть мини-мастерские, мини-театр, мини-библиотека, мини-музей. Удовлетворение потребности в контактах с ровесниками – важное условие эмоционального комфорта. Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соблюдать следующие правила организации их жизни: объединение детей разных возрастов в инсценировках («Лиса и рак», «Еж и лиса», «Волк и козлята» и др.), играх на воздухе, в игровом зале; вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Важным условием развития коммуникативной компетенции детей является обучение родному языку на специальных речевых занятиях, которые можно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения: доверительный стиль общения педагога с детьми; организация среды (на стульях в кругу, на ковре, чтобы дети могли видеть друг друга и свободно контактировать с партнером), сочетаются фронтальные и подгрупповые формы обучения, игры парами. Разнообразные виды сценариев активизирующего общения предлагает А.Г. Арушанова в своей книге «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения». Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют общую работу (рисуют, лепят, создают аппликацию).

Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Корчага», «Кто позвал?» и др.) существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Фанты», «Где мы были мы не скажем» и т.д.).

Особое место в развитии речевого общения принадлежит играм-драматизациям, играм-инсценировкам, сюжетно-дидактическим и сюжетно-ролевым играм. Наибольшую ценность представляет игра-импровизация по мотивам сказки. В такой игре дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова и диалоги.

Рассказывание на темы из личного опыта удовлетворяют потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников. Очень желанны для детей совместные сочинения по набору игрушек («Моя любимая игрушка», «В магазине игрушек» и т.д.)

Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочки, пение, шепот, таинственные интонации) и зрительные эффекты (волшебная палочка, зажженная свеча, свет фонарика в функции указки и т.д.); элементы костюма воспитателя и детей, событийность и т.д. Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка является характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности.

Коммуникативная и игровая мотивация учебных занятий, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, эмоциональная активность обеспечивают психологический комфорт детей, что оказывает положительное влияние на развитие их диалогического общения, на формирование всех сторон культуры речи (фонетической, грамматической, лексической).

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка – дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. Моделирование  в старшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к решению познавательных задач. Наряду с наглядно-образным  появляется словесно-логическое мышление.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся  знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.)

В результате усвоения систематизированных знаний у детей старшего дошкольного возраста формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка - дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Познавательная деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Познавательная деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.

Основная задача современного детского сада - целенаправленная  социализация личности ребенка:

-формирование представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

-воспитание чувств, оценочного отношения  к окружающему миру событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;

-формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

-развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления, что способствует формированию компетентности ребенка в различных областях действительности.

Решение данных задач осуществляется через ознакомление ребенка  с социальной действительностью, природой, предметами рукотворного мира. Большую роль в развитии познавательной деятельности ребенка  играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Анализируя результаты диагностического обследования можно сделать следующие выводы:

  1. активизация и обогащение словаря повысилась на 20%-25%,
  2. развитие грамматического строя речи возросло в среднем на 25%,
  3. развитие звуковой культуры речи увеличилось на 35% и достигло 100% на выходе из детского сада,
  4. развитие связной речи поднялось до 93%-100%.

Дети могут рассказывать по собственной инициативе по предложению взрослого, умеют передавать словесное содержание сказки, картинки, впечатления из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания. Большинство детей хорошо пересказывают литературные произведения, интонационно передают диалоги действующих лиц, характеристики персонажей; умеют составлять описательные рассказы, как по памяти, так и с «натуры», умеют составлять повествование рассуждение, развивать сюжетную линию в серии картин, соединять части высказывания в одно целое. Труднее удается придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие признаков и действий. Дети в рассказах могут выдерживать композицию.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети могут привлекать к себе соседа, заинтересовать его делами, высказываниями, суждениями и т.д.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностических исследований мною определен комплекс педагогических условий, стимулирующих развитие культуры речи старших дошкольников.

Важнейшим условием и необходимым моментом, стимулирующим развитие культуры речи старших дошкольников, выступает максимальное развертывание каждого компонента из комплекса педагогических условий:

  1. осознание педагогами значимости проблемы развития культуры речи детей,
  2. создание условий для организации и проведения систем познавательных занятий, сценариев активизирующего общения, содержащих творческие игровые задания, сказочные жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации речи детей.
  3. субъект-субъектный подход при осуществлении гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, стимулирующий проявление речевой активности дошкольников (сотрудничества, диалог, понимание и принятие ребенка, его позиции, создании ситуации успеха и т.д.)

Таким образом, проведенная работа, доказала актуальность темы и определила комплекс педагогических условий необходимых для развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

В исследовании обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поиска педагогических средств и форм взаимодействия с семьей в направлении развития культуры речи старших дошкольников.

Литература:

  1. Программа «Истоки». – М: Просвещение, 2003.
  2. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Арушанова А.Г., Истоки диалога. – М: Мозаика-Синтез, 1998.
  4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
  6. Ушакова О.С. и Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
  7. Поваляева М.А., Развитие речи при ознакомлении с природой. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
  8. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г., Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М: Творческий центр «Сфера», 2007.
  9. Блинова Г.М., Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М: Творческий центр «Сфера», 2006.
  10. Прохорова Л.М., Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М: 5 за знания, 2007.
  11. Алешина Н.В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная к школе группы. – М: ЦГЛ, 2004.
  12. Данилина Г.Н., Дошкольнику – об истории и культуре России. – М: АРКТИ, 2003.
  13. Козлова С.А., Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М: Academ А, 1998.
  14. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – М: Новая школа, 1994.

«Всегда ли мы думаем о величии и мощи языка, о мудрости его и простоте? Всегда ли мы ищем в богатейших его кладовых то верное слово, которое выражает нашу мысль и чувство, - слово, отшлифованное народом до алмазного блеска?

Нет, мы часто берем слова, лежащие наверху, - те, которые от долгого употребления стерлись в гранях и потеряли таинственную свои игру».

                                                   Леонид Соболев

Коммуникатив

ная

компетентность

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

Выражение мыслей

Совместная

деятельность

Выражение чувств

Установление

социальных связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

По программе в  развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...