Развитие культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Цель: Выявить комплекс педагогических условий, направленных на развитие культуры речи в процессе познавательной деятельности старших дошкольников.
Задачи исследования.
-охарактеризовать понятие культуры речи, как средства коммуникативной компетентности.
-определить структуру культуры речи старших дошкольников.
-проанализировать опыт развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
-разработать и апробировать в практике работы содержание педагогической деятельности по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
-изучить динамику речевого развития старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие культуры речи дошкольников | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
Тема: Развитие культуры речи
старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
2008 г.
Цель: Выявить комплекс педагогических условий, направленных на развитие культуры речи в процессе познавательной деятельности старших дошкольников.
Задачи исследования.
- охарактеризовать понятие культуры речи, как средства коммуникативной компетентности.
- определить структуру культуры речи старших дошкольников.
- проанализировать опыт развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
- разработать и апробировать в практике работы содержание педагогической деятельности по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
- изучить динамику речевого развития старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- базисная программа «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Раздел «Речь и речевое общение», где отмечено, что доминирующее значение в развитии культуры речи старших дошкольников приобретает диалогическое общение.
- книга А.Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей», где обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленный на развитие их коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими людьми.
- знание языка, умение выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнером «диалогические отношения» (М.М. Бахтин) в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога о которых и говорят авторы книги «Истоки диалога, под руководством А.Г.Арушановой».
- методическое пособие «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой посвящено проблемам развития речи и речевого общения, где решаются задачи, связанные с обучением родному языку (воспитание звуковой культуры речи, владение словарем, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи).
- в книге «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» авторы И.Н. Павленко и Н.Г. Родюшкина решают проблему развития культуры речи старших дошкольников через систему интегрированных занятий.
- методическое пособие Г.М. Блиновой «Познавательное развитие детей 5-7 лет» предлагает практический материал, способствующий познавательному развитию детей в естественных видах деятельности: игре, экспериментировании, общении со сверстниками, художественной деятельности.
- художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Об этом говорит книга О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения актуальности проблемы развития культуры речи старших дошкольников.
- наблюдение и последующий анализ работы по развитию культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
- создание психолого-педагогических условий, необходимых для речевого и познавательного развития старших дошкольников.
- диагностирование детей с целью изучения динамики речевого развития.
- анализ собственного опыта работы.
Этапы исследования:
Настоящее исследование проводилось в несколько этапов.
- Изучение состояния культуры речи старших дошкольников.
- Анализ методико-педагогической литературы, отражающей проблему развития культуры речи старших дошкольников.
- Сбор и накопление материалов по развитию культуры речи старших дошкольников (разработка занятий, дидактических игр и упражнений, консультации для воспитателей и родителей и т.д., подбор методов диагностики).
- Применение собранного материала в практической деятельности педагога и воспитанников.
- Изучение результатов педагогического исследования и определение последующих задач педагогической работы, направленных на решение проблемы развития культуры речи старших дошкольников.
Структура исследовательской работы:
- Введение.
- Основная часть исследования.
- Диагностические карты и результаты обследования развития культуры речи и познавательной деятельности детей.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложение (конспекты занятий, картотека дидактических игр и упражнений, творческие работы детей).
Одной из задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является развитие культуры речи дошкольников, формирование коммуникативной компетентности воспитанников. Детский сад является средой общения, первой ступенькой к освоению детьми "азбуки общения". Многолетнее изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 83% до 96% родителей главными задачами ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми". Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребенка-дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни, начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения. А впереди серьезная работа по освоению родного языка, письменной речи. Что же такое речь?
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления характерной всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Остановимся подробнее на характеристике речевой культуры или культуры речи, как одной из составляющих общей культуры человека.
Учение о речевой культуре зародилась в Древней Греции и в Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:
- «Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно историческая) и устанавливающий на научной основе правило пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно регулирующая)…
- Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота».
Большая советская энциклопедия дает такое определение культуры речи. «Культура речи (синоним – речевая культура) – степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры».
Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), и умение правильно выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, т.е. развитие коммуникативной компетенции. Обмен информацией (коммуникация) составляет важный аспект общения. При этом нужно понимать, что коммуникация – это обмен личностно-значимой информацией. И так, коммуникативная компетенция предполагает знание языка (фонетики, лексики, грамматики), умение использовать его в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т.д.)
В процессе общения люди устанавливают социальные связи с окружающими (фактический аспект коммуникативной деятельности); выражают свои мысли (предметно-содержательный аспект) и чувства (эмотивный аспект); налаживают совместную практическую деятельность (интеракция).
Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важна и субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владеть синонимами, уметь различать значения смысловых оттенков слова. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляет две взаимосвязанные области: обучение родному языку и способы применения языка в познавательной деятельности и общении. Речь в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. Речь на данном возрастном этапе выступает как область объективных отношений, которые познает ребенок, как область удовлетворения деловых, познавательных и личностных потребностей ребенка.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка - дошкольника «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Коммуникативная компетенция, в программе «Истоки», рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфики детских видов деятельности - коллективной игры, конструирования, детского художественного творчества и предполагает развитие способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, грамматических и лексических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества и словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В.Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М.Конина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой и др.) положены в основу методического пособия «Истоки диалога» под редакцией А. Г. Арушановой.
Данная книга посвящена проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия. В ней основное внимание уделено развитию диалога.
Диалог рассматривается, как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его, как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия. Содержательную основу диалога может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.
Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития, область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативных способностей.
Обучение родному языку охватывает ряд задач: воспитание звуковой культуры речи обогащение и активизации словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
В методическом пособии «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой особое внимание уделяется приоритетным направлениям каждой речевой задачи.
Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:
- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук – слог – слово – предложение - текст;
- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и в конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;
- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: название слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов;
- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря тематическими группами слов;
- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт и т. д.);
- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.
Задачи формирования грамматического строя речи:
- формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
- обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;
- развитие умения образовывать наименования детенышей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица-цыпленок);
- обучение умению соотносить название глагола-движения с действием предмета, человека, животного;
- составление предложений разных типов - простых и сложных.
Задачи развития связной речи:
- формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
- обучение соединению предложений разными способами связи;
- развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
- обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения;
- использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.
Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения художественной литературы, живописи, музыки; научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Так, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед педагогами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом поможет методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образец ведения диалога ребенок получает в общении с взрослым.
Для успешного решения вопроса развития диалогического общения необходимо создание педагогических условий. Основными педагогическими условиями являются:
- развивающая педагогическая среда;
- пространство общения;
- правила организации жизни детей;
- неурочные формы обучения родному языку;
- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
- эмоциональный комфорт в группе;
- творческая атмосфера.
Важную роль в развитии контактно - устанавливающей функции играет организация пространство общения. Дети должны иметь возможность объединятся в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты в нашем ДОУ есть мини-мастерские, мини-театр, мини-библиотека, мини-музей. Удовлетворение потребности в контактах с ровесниками – важное условие эмоционального комфорта. Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соблюдать следующие правила организации их жизни: объединение детей разных возрастов в инсценировках («Лиса и рак», «Еж и лиса», «Волк и козлята» и др.), играх на воздухе, в игровом зале; вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Важным условием развития коммуникативной компетенции детей является обучение родному языку на специальных речевых занятиях, которые можно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения: доверительный стиль общения педагога с детьми; организация среды (на стульях в кругу, на ковре, чтобы дети могли видеть друг друга и свободно контактировать с партнером), сочетаются фронтальные и подгрупповые формы обучения, игры парами. Разнообразные виды сценариев активизирующего общения предлагает А.Г. Арушанова в своей книге «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения». Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют общую работу (рисуют, лепят, создают аппликацию).
Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Корчага», «Кто позвал?» и др.) существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Фанты», «Где мы были мы не скажем» и т.д.).
Особое место в развитии речевого общения принадлежит играм-драматизациям, играм-инсценировкам, сюжетно-дидактическим и сюжетно-ролевым играм. Наибольшую ценность представляет игра-импровизация по мотивам сказки. В такой игре дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова и диалоги.
Рассказывание на темы из личного опыта удовлетворяют потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников. Очень желанны для детей совместные сочинения по набору игрушек («Моя любимая игрушка», «В магазине игрушек» и т.д.)
Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочки, пение, шепот, таинственные интонации) и зрительные эффекты (волшебная палочка, зажженная свеча, свет фонарика в функции указки и т.д.); элементы костюма воспитателя и детей, событийность и т.д. Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка является характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности.
Коммуникативная и игровая мотивация учебных занятий, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, эмоциональная активность обеспечивают психологический комфорт детей, что оказывает положительное влияние на развитие их диалогического общения, на формирование всех сторон культуры речи (фонетической, грамматической, лексической).
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка – дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. Моделирование в старшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к решению познавательных задач. Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.)
В результате усвоения систематизированных знаний у детей старшего дошкольного возраста формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка - дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Познавательная деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Познавательная деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Основная задача современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка:
-формирование представлений о социальном мире и о самих себе в нем;
-воспитание чувств, оценочного отношения к окружающему миру событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;
-формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.
-развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления, что способствует формированию компетентности ребенка в различных областях действительности.
Решение данных задач осуществляется через ознакомление ребенка с социальной действительностью, природой, предметами рукотворного мира. Большую роль в развитии познавательной деятельности ребенка играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.
Анализируя результаты диагностического обследования можно сделать следующие выводы:
- активизация и обогащение словаря повысилась на 20%-25%,
- развитие грамматического строя речи возросло в среднем на 25%,
- развитие звуковой культуры речи увеличилось на 35% и достигло 100% на выходе из детского сада,
- развитие связной речи поднялось до 93%-100%.
Дети могут рассказывать по собственной инициативе по предложению взрослого, умеют передавать словесное содержание сказки, картинки, впечатления из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания. Большинство детей хорошо пересказывают литературные произведения, интонационно передают диалоги действующих лиц, характеристики персонажей; умеют составлять описательные рассказы, как по памяти, так и с «натуры», умеют составлять повествование рассуждение, развивать сюжетную линию в серии картин, соединять части высказывания в одно целое. Труднее удается придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие признаков и действий. Дети в рассказах могут выдерживать композицию.
Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети могут привлекать к себе соседа, заинтересовать его делами, высказываниями, суждениями и т.д.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностических исследований мною определен комплекс педагогических условий, стимулирующих развитие культуры речи старших дошкольников.
Важнейшим условием и необходимым моментом, стимулирующим развитие культуры речи старших дошкольников, выступает максимальное развертывание каждого компонента из комплекса педагогических условий:
- осознание педагогами значимости проблемы развития культуры речи детей,
- создание условий для организации и проведения систем познавательных занятий, сценариев активизирующего общения, содержащих творческие игровые задания, сказочные жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации речи детей.
- субъект-субъектный подход при осуществлении гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, стимулирующий проявление речевой активности дошкольников (сотрудничества, диалог, понимание и принятие ребенка, его позиции, создании ситуации успеха и т.д.)
Таким образом, проведенная работа, доказала актуальность темы и определила комплекс педагогических условий необходимых для развития культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
В исследовании обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поиска педагогических средств и форм взаимодействия с семьей в направлении развития культуры речи старших дошкольников.
Литература:
- Программа «Истоки». – М: Просвещение, 2003.
- Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез, 1999.
- Арушанова А.Г., Истоки диалога. – М: Мозаика-Синтез, 1998.
- Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Ушакова О.С. и Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Поваляева М.А., Развитие речи при ознакомлении с природой. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г., Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М: Творческий центр «Сфера», 2007.
- Блинова Г.М., Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М: Творческий центр «Сфера», 2006.
- Прохорова Л.М., Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М: 5 за знания, 2007.
- Алешина Н.В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная к школе группы. – М: ЦГЛ, 2004.
- Данилина Г.Н., Дошкольнику – об истории и культуре России. – М: АРКТИ, 2003.
- Козлова С.А., Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М: Academ А, 1998.
- Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – М: Новая школа, 1994.
«Всегда ли мы думаем о величии и мощи языка, о мудрости его и простоте? Всегда ли мы ищем в богатейших его кладовых то верное слово, которое выражает нашу мысль и чувство, - слово, отшлифованное народом до алмазного блеска?
Нет, мы часто берем слова, лежащие наверху, - те, которые от долгого употребления стерлись в гранях и потеряли таинственную свои игру».
Леонид Соболев
Коммуникатив
ная
компетентность
Общение со сверстниками
Общение со взрослыми
Выражение мыслей
Совместная
деятельность
Выражение чувств
Установление
социальных связей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Развитие речи младших дошкольников в процессе познавательной деятельности»
Обзорная статья из опыта работы....
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
В данной статье говорится о формировании основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...