ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohlova__eklologicheskoe_vospitanie.doc | 76.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА
ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Хохлова Л.А.,
воспитатель МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»
город Старый Оскол Белгородской области
Одной из основных задач воспитания и образования является фор мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Происходит интенсивное изменение окружаю щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проект ной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подхо де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор мирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
Но организовать проектную деятельность с большой группой дошкольников довольно сложно, поэтому более эффективно использовать такую форму работы как кружок, в котором собирается небольшая подгруппа детей, имеющих общие интересы.
В нашем деском саду работают разные кружки, но в своей группе уже со среднего дошкольного возраста мы ведем кружок «Экологический светофорик», где решая ту или иную проблему, дети проводят исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Нами была разработана система работы кружка «Экологический светофорик», которая включает в себя следующие блоки: первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребен ка в деятельности по освоению окружающего мира: второй блок способствует актуализации знаний, умений, навы ков ребенка, их практическому применению; третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его ос новная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также сотрудники детского сада.
В процессе работы над темой проекта усилия воспитателей и детей направле ны на формирование способностей к переносу знаний и умений в но вую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой фун кции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельнос ти с целью получения нового способа.
При отборе содержания проекта мы опираемся на име ющиеся у детей потребности и интересы. Тщательно продумывая мотивацию, заранее моделируем проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по ин струкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно при нятого решения.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще мы используем длительные.
Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формирует ся и уточняется на протяжении все го периода и проходит в несколько эта пов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации про екта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, по знавательной, предметной среды;
5) определение направлений поис ковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с пе дагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В работе мы использовали различные типы проектов: игровые, творческие, познава тельные и др. Также мы разработали различную тематику проектов: «Игра-путешествие в подводное царство», «Театр», «Строим город будущего» - игровые проекты; осенний, весенний, зимний вер нисаж, музыкальная сказка, «Веселая ярмарка» - творческие; фестиваль искусств «Весенняя капель», журнал «Почемучка», конкурс «Моя родословная»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) – познавательные.
В процессе реализации проекта «Овощной марафон» в средней группе, провели сбор урожая на огороде детского сада, оформили фотовыставку «Загадки с грядки», сделали «театр овощей», провели драматизацию «В гости к бабушке Полине».
Работая над проектом организации экологического музея в старшей группе, мы привлекли детей к сбору экспонатов: набор листьев и цветов для гербария, подборка книг о природе, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц.
Экологический проект «В царстве лекарственных растений», организованный в подготовительной группе, носил комплексный характер. Детская цель проекта (самостоятельно сформулированная детьми); «открыть» царство волшебных трав и стать заботливыми хозяевами нашей «маленькой планеты» - детского сада, города. На стене групповой комнаты и в приемной повесили плакаты экологического содержания, выполненные детьми.
Работа над проектами в кружке «Экологический светофорик» имеет боль шое значение для развития познава тельных интересов ребенка. Через объедине ние различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол лективная работа детей в подгруп пе дает им возможность проявить себя в различных видах де ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
По итогам работы сделали вывод о том, что проводить проектную деятельность с небольшой подгруппой детей продуктивнее, т.к. в нее вовлекаются дети, действительно проявляющие интерес к проблеме. Нами отмечено, что в процессе кружковой работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром. Они испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение.
Список литературы:
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008 – 286 с.
- Масленникова,О.М., Филиппенко,А.А. Экологические проекты в детском саду. / О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель,2009.– 232с.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников./ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Кондратьева, Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...
СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...
Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений. Именно на этапе д...
«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...
Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...
«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...